Гражданское право, гражданский процесс
- 14 Октября 2010, 00:00
Право на обжалование постановления, решения по делу об административном правонарушении является важной гарантией соблюдения прав и свобод человека и гражданина, а также законных интересов организаций.
Исходя из положений ст. 30.1 КоАП РФ таким правом обладает лицо, в отношении которого вынесено постановление (физические и юридические лица), потерпевший, законный представитель физического или юридического лица, в отношении которых вынесено постановление или которые являются потерпевшими, а также защитнику и представителю этих лиц.
Кроме того, в силу ч. 1.1. ст. 30.1 КоАП РФ административный орган (должностное лицо), составивший протокол об административном правонарушении, самостоятельно вправе в вышестоящий суд обжаловать постановление по делу об административном правонарушении, вынесенное судьей.
В статье 30.1 КоАП РФ определены конкретные инстанции, в которые обжалуются постановления по делам об административных правонарушениях, в зависимости от органа, вынесшего постановление.Кроме общего судебного порядка обжалования возможна подача жалобы в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу. При этом решение вышестоящего органа, должностного лица не является препятствием для обращения в суд.
В суд может быть обжаловано постановление любого органа, вынесшего его, а в случае, если жалоба подана одновременно и в суд, и в вышестоящий орган (вышестоящему должностному лицу), жалобу рассматривает суд.
Постановление по делу об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем обжалуется в арбитражный суд в соответствии с АПК РФ.
Жалоба на постановление по делу об административном правонарушении подается в суд, орган или должностному лицу, вынесшим данное постановление, которые должны в течение трех суток направить жалобу со всеми материалами дела в соответствующий суд, орган, должностному лицу, правомочным рассматривать жалобы.
Допускается подача жалобы непосредственно в суд, вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу, которые должны в этом случае истребовать необходимые материалы и рассмотреть жалобу.
Исходя из положений ст. 30.3 КоАП РФ срок на обжалование постановления по делу об административном правонарушении составляет десять дней, который начинает свое исчисление не со дня вынесения постановления, а со дня вручения или получения копии постановления по делу.
Такое исчисление срока создает дополнительную гарантию того, что у лица, правомочного обжаловать постановление, есть достаточно времени для анализа текста постановления и подготовки доводов жалобы.Отсчет срока на обжалование начинается со следующего дня после даты вручения или получения копии постановления лицом, правомочным его обжаловать.
В случае его пропуска, при наличии уважительных причин, оценку которым дает суд или административный орган, срок на обжалование может быть восстановлен.Как исключение из общего правила, сокращенный (пятидневный) срок обжалования постановлений установлен по делам о нарушениях избирательных прав граждан и законодательства о выборах и референдумах, что обеспечивает более оперативное правовое реагирование на допущенное правонарушение в условиях динамичного и ограниченного по времени избирательного процесса.
Особенностью процедуры рассмотрения дел об административных правонарушениях является возможность неоднократного пересмотра решений, вынесенных по жалобам на постановление, не вступившее в законную силу.
Так, постановление, вынесенное должностным лицом, может быть обжаловано вышестоящему должностному лицу, а затем (или сразу) - дважды в судебные инстанции. Постановление, вынесенное коллегиальным органом или органом, созданным в соответствии с законом субъекта РФ, после обжалования в районный суд может быть повторно обжаловано в вышестоящий суд. В вышестоящий суд обжалуется и постановление, вынесенное судьей.Процедура подачи и рассмотрения последующих жалоб тождественна процедуре рассмотрения первой жалобы.
Также одинаковы сроки рассмотрения жалоб и вручения заинтересованным лицам копий решений.Исходя из судебной практики и положений ст. 30.13 вступившие в законную силу постановление или решение по делу об административном правонарушении могут быть обжалованы в порядке надзора лицами, указанными в ст. 25.1 - 25.5 и 30.1 КоАП РФ.
В то же время, вступившие в законную силу постановления несудебных органов по делам об административных правонарушениях, которые не были обжалованы в суд в установленном ст.ст. 30.6, 30.9 КоАП РФ порядке, не могут пересматриваться судьями, указанными в ст. 30.13 КоАП РФ.
Аналогичная правовая позиция изложена в пункте 34 Постановления Пленума Верховного Суда РФ «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» от 24.03.2005 года № 5, согласно которой жалоба или протест подлежат возвращению, когда обжалуются, опротестовываются вступившие в законную силу акты несудебных органов и должностных лиц, которые не являлись предметом судебного рассмотрения.
Право на обжалование постановлений и решений по делам об административном правонарушении
Право на обжалование постановления, решения по делу об административном правонарушении является важной гарантией соблюдения прав и свобод человека и гражданина, а также законных интересов организаций.
Исходя из положений ст. 30.1 КоАП РФ таким правом обладает лицо, в отношении которого вынесено постановление (физические и юридические лица), потерпевший, законный представитель физического или юридического лица, в отношении которых вынесено постановление или которые являются потерпевшими, а также защитнику и представителю этих лиц.
Кроме того, в силу ч. 1.1. ст. 30.1 КоАП РФ административный орган (должностное лицо), составивший протокол об административном правонарушении, самостоятельно вправе в вышестоящий суд обжаловать постановление по делу об административном правонарушении, вынесенное судьей.
В статье 30.1 КоАП РФ определены конкретные инстанции, в которые обжалуются постановления по делам об административных правонарушениях, в зависимости от органа, вынесшего постановление.Кроме общего судебного порядка обжалования возможна подача жалобы в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу. При этом решение вышестоящего органа, должностного лица не является препятствием для обращения в суд.
В суд может быть обжаловано постановление любого органа, вынесшего его, а в случае, если жалоба подана одновременно и в суд, и в вышестоящий орган (вышестоящему должностному лицу), жалобу рассматривает суд.
Постановление по делу об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем обжалуется в арбитражный суд в соответствии с АПК РФ.
Жалоба на постановление по делу об административном правонарушении подается в суд, орган или должностному лицу, вынесшим данное постановление, которые должны в течение трех суток направить жалобу со всеми материалами дела в соответствующий суд, орган, должностному лицу, правомочным рассматривать жалобы.
Допускается подача жалобы непосредственно в суд, вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу, которые должны в этом случае истребовать необходимые материалы и рассмотреть жалобу.
Исходя из положений ст. 30.3 КоАП РФ срок на обжалование постановления по делу об административном правонарушении составляет десять дней, который начинает свое исчисление не со дня вынесения постановления, а со дня вручения или получения копии постановления по делу.
Такое исчисление срока создает дополнительную гарантию того, что у лица, правомочного обжаловать постановление, есть достаточно времени для анализа текста постановления и подготовки доводов жалобы.Отсчет срока на обжалование начинается со следующего дня после даты вручения или получения копии постановления лицом, правомочным его обжаловать.
В случае его пропуска, при наличии уважительных причин, оценку которым дает суд или административный орган, срок на обжалование может быть восстановлен.Как исключение из общего правила, сокращенный (пятидневный) срок обжалования постановлений установлен по делам о нарушениях избирательных прав граждан и законодательства о выборах и референдумах, что обеспечивает более оперативное правовое реагирование на допущенное правонарушение в условиях динамичного и ограниченного по времени избирательного процесса.
Особенностью процедуры рассмотрения дел об административных правонарушениях является возможность неоднократного пересмотра решений, вынесенных по жалобам на постановление, не вступившее в законную силу.
Так, постановление, вынесенное должностным лицом, может быть обжаловано вышестоящему должностному лицу, а затем (или сразу) - дважды в судебные инстанции. Постановление, вынесенное коллегиальным органом или органом, созданным в соответствии с законом субъекта РФ, после обжалования в районный суд может быть повторно обжаловано в вышестоящий суд. В вышестоящий суд обжалуется и постановление, вынесенное судьей.Процедура подачи и рассмотрения последующих жалоб тождественна процедуре рассмотрения первой жалобы.
Также одинаковы сроки рассмотрения жалоб и вручения заинтересованным лицам копий решений.Исходя из судебной практики и положений ст. 30.13 вступившие в законную силу постановление или решение по делу об административном правонарушении могут быть обжалованы в порядке надзора лицами, указанными в ст. 25.1 - 25.5 и 30.1 КоАП РФ.
В то же время, вступившие в законную силу постановления несудебных органов по делам об административных правонарушениях, которые не были обжалованы в суд в установленном ст.ст. 30.6, 30.9 КоАП РФ порядке, не могут пересматриваться судьями, указанными в ст. 30.13 КоАП РФ.
Аналогичная правовая позиция изложена в пункте 34 Постановления Пленума Верховного Суда РФ «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» от 24.03.2005 года № 5, согласно которой жалоба или протест подлежат возвращению, когда обжалуются, опротестовываются вступившие в законную силу акты несудебных органов и должностных лиц, которые не являлись предметом судебного рассмотрения.
Все права защищены