Права несовершеннолетних
- 18 Октября 2012, 00:00
Статьей 32 Закона РФ от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании» определена компетенция образовательного учреждения, к которой относится:
1)материально-техническое обеспечение и оснащение образовательного процессе, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, осуществляемые в пределах собственных финансовых средств (в т.ч. санитарно-эпидемиологическое и противопожарное законодательство);
2)привлечение для осуществления деятельности, предусмотренной уставом образовательного учреждения, дополнительных источников финансовых и материальных средств, в том числе использование негосударственным образовательным учреждением банковского кредита;
3)предоставление учредителю и общественности ежегодного отчета о поступлении и расходовании финансовых и материальных средств, а также отчета о результатах самооценки деятельности образовательного учреждения (самообследования);
4) подбор, прием на работу и расстановка кадров, ответственность за уровень их квалификации;
5) использование и совершенствование методик образовательного процесса и образовательных технологий, в том числе электронного обучения, дистанционных образовательных технологий;
6) разработка и утверждение образовательных программ и учебных планов;
7) разработка и утверждение рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей);
8) разработка и утверждение по согласованию с органами местного самоуправления годовых календарных учебных графиков;
9) установление структуры управления деятельностью образовательного учреждения, штатного расписания, распределение должностных обязанностей;
10) установление заработной платы работников образовательного учреждения, в том числе надбавок и доплат к должностным окладам, порядка и размеров их премирования;
12) разработка и принятие устава коллективом образовательного учреждения для внесения его на утверждение;
13) разработка и принятие правил внутреннего распорядка образовательного учреждения, иных локальных актов;
14) самостоятельное формирование контингента обучающихся, воспитанников в пределах оговоренной лицензией квоты, если иное не предусмотрено типовым положением об образовательном учреждении соответствующих типа и вида и настоящим Законом;
15) самостоятельное осуществление образовательного процесса в соответствии уставом образовательного учреждения, лицензией и свидетельством с государственной аккредитации;
16) осуществление текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся образовательного учреждения в соответствии со своим уставом и требованиями Закона РФ от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании»;
18) обеспечение в образовательном учреждении интернатного типа условий содержания воспитанников не ниже нормативных;
19) создание в образовательном учреждении необходимых условий для работы подразделений организаций общественного питания и медицинских учреждений, контроль их работы в целях охраны и укрепления здоровья обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения;
20) содействие деятельности учительских (педагогических) организаций (объединений) и методических объединений;
21) координация в образовательном учреждении деятельности общественных (в том числе детских и молодежных) организаций (объединений), не запрещенной законом;
22) осуществление иной деятельности, не запрещенной законодательством Российской Федерации и предусмотренной уставом образовательного учреждения;
23) определение списка учебников в соответствии с утвержденными федеральными перечнями учебников, рекомендованных или допущенных к использованию в образовательном процессе в имеющих государственную аккредитацию и реализующих образовательные программы общего образования образовательных учреждениях, а также учебных пособий, допущенных к использованию в образовательном процессе в таких образовательных учреждениях;
24) обеспечение функционирования системы внутреннего мониторинга качества образования в образовательном учреждении;
25) обеспечение создания и ведения официального сайта образовательного учреждения в сети Интернет.
Исходя из определенной Законом компетенции, образовательное учреждение несет в установленном законодательством Российской Федерации порядке ответственность за невыполнение вышеуказанных функций.
Более того, ответственность образовательного учреждения как юридического лица наступает за реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом и графиком учебного процесса; качество образования своих выпускников; жизнь и здоровье обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения во время образовательного процесса; нарушение прав и свобод обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения.
В соответствии с требованиями Закона образовательное учреждение создает условия для охраны здоровья обучающихся, несет ответственность за их жизнь и здоровье во время учебы. Если эти требования не выполняются, а обучающиеся получают телесные повреждения в стенах школы, то органы прокуратуры предъявляют иски к двум соответчикам: законным представителям учащегося, причинившего вред пострадавшему, и к администрации, не обеспечившей контроль за поведением учащихся.
Например, в Смышляевской средней школе на перемене малолетний Я. беспричинно избил сверстника Г., в результате чего ребенок с телесными повреждениями был госпитализирован, а затем вынужден был перейти в другую школу, наблюдаться у врача-невропатолога. В возбуждении уголовного дела в отношении Я. отказано в связи с недостижением возраста, с которого наступает уголовная ответственность. Вместе с тем прокурор Волжского района в интересах пострадавшего ребенка направил в суд исковое заявление о компенсации морального вреда на сумму 5 тыс. руб. и возмещении материальных затрат на лечение. Помимо родителей Я. соответчиком была администрация школы. Суд удовлетворил иск прокурора.
Поскольку образовательное учреждение является юридическим лицом, к нему могут быть применены гражданско-правовая и административная виды ответственности.
Гражданско-правовая ответственность предполагает возмещение убытков лицам, которым был причинен вред.
Административная ответственность – это ответственность образовательного учреждения перед государством, которое, осуществляя надзор в сфере образования, тем самым гарантирует права и законные интересы своих граждан в этой области. К образовательному учреждению, допускающему существенные и систематические нарушения Закона и иных актов законодательства об образовании, могут быть применены следующие меры административного характера:
- приостановление действия лицензии;
- изменение аккредитационного статуса;
- аннулирование лицензии.
Ответственности за некачественное образование посвящена специальная норма -ст. 49 Закона, которая предусматривает право Российской Федерации, субъектов Российской Федерации в лице соответствующих органов исполнительной власти, осуществляющих управление в сфере образования, в случае некачественной подготовки выпускников государственным или муниципальным образовательным учреждением обращения с иском к данному образовательному учреждению по возмещению дополнительных затрат на переподготовку этих выпускников в других образовательных учреждениях.
Основанием для предъявления иска является приостановление действия государственной аккредитации образовательного учреждения или лишение его государственной аккредитации.
О компетенции и ответственности образовательных учреждений
Статьей 32 Закона РФ от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании» определена компетенция образовательного учреждения, к которой относится:
1)материально-техническое обеспечение и оснащение образовательного процессе, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, осуществляемые в пределах собственных финансовых средств (в т.ч. санитарно-эпидемиологическое и противопожарное законодательство);
2)привлечение для осуществления деятельности, предусмотренной уставом образовательного учреждения, дополнительных источников финансовых и материальных средств, в том числе использование негосударственным образовательным учреждением банковского кредита;
3)предоставление учредителю и общественности ежегодного отчета о поступлении и расходовании финансовых и материальных средств, а также отчета о результатах самооценки деятельности образовательного учреждения (самообследования);
4) подбор, прием на работу и расстановка кадров, ответственность за уровень их квалификации;
5) использование и совершенствование методик образовательного процесса и образовательных технологий, в том числе электронного обучения, дистанционных образовательных технологий;
6) разработка и утверждение образовательных программ и учебных планов;
7) разработка и утверждение рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей);
8) разработка и утверждение по согласованию с органами местного самоуправления годовых календарных учебных графиков;
9) установление структуры управления деятельностью образовательного учреждения, штатного расписания, распределение должностных обязанностей;
10) установление заработной платы работников образовательного учреждения, в том числе надбавок и доплат к должностным окладам, порядка и размеров их премирования;
12) разработка и принятие устава коллективом образовательного учреждения для внесения его на утверждение;
13) разработка и принятие правил внутреннего распорядка образовательного учреждения, иных локальных актов;
14) самостоятельное формирование контингента обучающихся, воспитанников в пределах оговоренной лицензией квоты, если иное не предусмотрено типовым положением об образовательном учреждении соответствующих типа и вида и настоящим Законом;
15) самостоятельное осуществление образовательного процесса в соответствии уставом образовательного учреждения, лицензией и свидетельством с государственной аккредитации;
16) осуществление текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся образовательного учреждения в соответствии со своим уставом и требованиями Закона РФ от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании»;
18) обеспечение в образовательном учреждении интернатного типа условий содержания воспитанников не ниже нормативных;
19) создание в образовательном учреждении необходимых условий для работы подразделений организаций общественного питания и медицинских учреждений, контроль их работы в целях охраны и укрепления здоровья обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения;
20) содействие деятельности учительских (педагогических) организаций (объединений) и методических объединений;
21) координация в образовательном учреждении деятельности общественных (в том числе детских и молодежных) организаций (объединений), не запрещенной законом;
22) осуществление иной деятельности, не запрещенной законодательством Российской Федерации и предусмотренной уставом образовательного учреждения;
23) определение списка учебников в соответствии с утвержденными федеральными перечнями учебников, рекомендованных или допущенных к использованию в образовательном процессе в имеющих государственную аккредитацию и реализующих образовательные программы общего образования образовательных учреждениях, а также учебных пособий, допущенных к использованию в образовательном процессе в таких образовательных учреждениях;
24) обеспечение функционирования системы внутреннего мониторинга качества образования в образовательном учреждении;
25) обеспечение создания и ведения официального сайта образовательного учреждения в сети Интернет.
Исходя из определенной Законом компетенции, образовательное учреждение несет в установленном законодательством Российской Федерации порядке ответственность за невыполнение вышеуказанных функций.
Более того, ответственность образовательного учреждения как юридического лица наступает за реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом и графиком учебного процесса; качество образования своих выпускников; жизнь и здоровье обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения во время образовательного процесса; нарушение прав и свобод обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения.
В соответствии с требованиями Закона образовательное учреждение создает условия для охраны здоровья обучающихся, несет ответственность за их жизнь и здоровье во время учебы. Если эти требования не выполняются, а обучающиеся получают телесные повреждения в стенах школы, то органы прокуратуры предъявляют иски к двум соответчикам: законным представителям учащегося, причинившего вред пострадавшему, и к администрации, не обеспечившей контроль за поведением учащихся.
Например, в Смышляевской средней школе на перемене малолетний Я. беспричинно избил сверстника Г., в результате чего ребенок с телесными повреждениями был госпитализирован, а затем вынужден был перейти в другую школу, наблюдаться у врача-невропатолога. В возбуждении уголовного дела в отношении Я. отказано в связи с недостижением возраста, с которого наступает уголовная ответственность. Вместе с тем прокурор Волжского района в интересах пострадавшего ребенка направил в суд исковое заявление о компенсации морального вреда на сумму 5 тыс. руб. и возмещении материальных затрат на лечение. Помимо родителей Я. соответчиком была администрация школы. Суд удовлетворил иск прокурора.
Поскольку образовательное учреждение является юридическим лицом, к нему могут быть применены гражданско-правовая и административная виды ответственности.
Гражданско-правовая ответственность предполагает возмещение убытков лицам, которым был причинен вред.
Административная ответственность – это ответственность образовательного учреждения перед государством, которое, осуществляя надзор в сфере образования, тем самым гарантирует права и законные интересы своих граждан в этой области. К образовательному учреждению, допускающему существенные и систематические нарушения Закона и иных актов законодательства об образовании, могут быть применены следующие меры административного характера:
- приостановление действия лицензии;
- изменение аккредитационного статуса;
- аннулирование лицензии.
Ответственности за некачественное образование посвящена специальная норма -ст. 49 Закона, которая предусматривает право Российской Федерации, субъектов Российской Федерации в лице соответствующих органов исполнительной власти, осуществляющих управление в сфере образования, в случае некачественной подготовки выпускников государственным или муниципальным образовательным учреждением обращения с иском к данному образовательному учреждению по возмещению дополнительных затрат на переподготовку этих выпускников в других образовательных учреждениях.
Основанием для предъявления иска является приостановление действия государственной аккредитации образовательного учреждения или лишение его государственной аккредитации.
Все права защищены