Прокурор разъясняет

  • 24 Июня 2020, 20:20
Уголовная ответственность за уничтожение или повреждение памятников истории и культуры в соответствии со ст.234 УК РФ
Текст

Актуальность вопроса охраны недвижимых памятников истории и культуры как вида культурных ценностей и государственного контроля за ними очевидна. Сегодня каждый третий памятник находится в неудовлетворительном состоянии, а каждый двенадцатый - в аварийном. По некоторым оценкам, Россия теряет по три памятника в день. Эти цифры были озвучены в ходе парламентских слушаний, посвященных вопросам законодательного регулирования проблем сохранения, использования, популяризации и государственной охраны памятников истории и культуры. По другим данным, за последние десять лет в России утрачено около двух тысяч памятников истории и культуры, в связи с чем актуализируется вопрос о государственном контроле за их сохранностью. Президент РФ, выступая на одном из заседаний Госсовета, уточнил эти данные: за последние 10 лет в России утрачено 2,5 тыс. памятников истории и культуры, а больше половины нуждаются в срочной реставрации, Как показала соответствующая проверка Генеральной прокуратуры РФ, полномочия по обеспечению сохранности памятников, переданные от Федерации регионам, практически не исполняются в 40 субъектах РФ. Прокуратурой установлены многочисленные факты разрушения и повреждения памятников истории и культуры, расположенных на земельных участках, обладающих высокой инвестиционной привлекательностью. Многие объекты культурного наследия не имеют паспортов, утвержденных в установленном законом порядке охранных зон, и т.д. Памятники истории и культуры все чаще становятся объектами рейдерских захватов. В год Россия теряет до 200 памятников истории и культуры.Уголовно-правовой контроль за сохранностью недвижимых памятников истории и культуры может проявляться в следующем: а) совершенствование диспозиции ст. 243 УК РФ, предусматривающей ответственность за уничтожение или повреждение памятников истории и культуры; б) криминализация некоторых общественно опасных деяний, посягающих на такие предметы; в) совершенствование санкций за деяния, посягающие на памятники истории и культуры; г) решение актуальных проблем практики применения уголовного законодательства об ответственности за посягательства на памятники истории и культуры.

Распечатать