Прокурор разъясняет
- 30 Июня 2009, 12:34
По делам о преступлениях, связанных с нарушением правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, а также с их неправомерным завладением без цели хищения»
01.03.2009 года вступила в действие новая редакция статьи 264 УК РФ (нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств).
Необходимость внесения изменений в законодательство была вызвана печальной статистикой, свидетельствующей о том, что большинство ДТП, повлекших тяжкий вред здоровью, а также смерть потерпевших, совершены водителями, находившимися в состоянии алкогольного опьянения.
Новая редакция статьи 264 УК РФ содержит шесть частей, три из которых предусматривают квалифицирующий признак - «совершенное лицом, находящимся в состоянии опьянения». За нарушение лицом, управляющим автомобилем, трамваем либо другим механическим транспортным средством, правил дорожного движения или эксплуатации транспортных средств, повлекшее по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека, установлено максимальное наказание – лишение свободы до 2 лет с лишением права управлять транспортным средством на срок до трех лет или без такового. За эти же действия, совершенные в состоянии опьянения, предусмотрено наказание до 3 лет лишения свободы с лишением права управлять транспортным средством на срок до трех лет.
Если в результате ДТП наступила смерть потерпевшего, то трезвого водителя ожидает до пяти лет лишения свободы с лишением права управлять транспортным средством на срок до трех лет, а пьяного - до семи лет лишения свободы с лишением права управлять транспортным средством на срок до трех лет.
Если наступила смерть двух или более лиц, то трезвого водителя ожидает лишение свободы до семи лет с лишением права управлять транспортным средством на срок до трех лет, а допустившего ДТП в состоянии алкогольного опьянения - до девяти лет лишения свободы с лишением права управлять транспортным средством на срок до трех лет.
В связи с вопросами, возникающими у судов при рассмотрении дел о преступлениях, предусмотренных ст. 264 УК РФ, и иных, связанных с нарушением правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, Пленум Верховного Суда РФ обобщил практику рассмотрения уголовных дел указанной категории в Постановлении № 25 от 09 декабря 2008 года «О судебной практике по делам о преступлениях, связанных с нарушением правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, а также с их неправомерным завладением без цели хищения».
Всего Верховным Судом РФ дано разъяснений по 32 вопросам.
Пленум постановил, что виновным может быть признан не только водитель, имеющий право управлять автомобилем, но и "лицо, не имевшее либо лишенное права управления соответствующим видом транспортного средства. Впервые Верховный суд определил также, что водители скутеров, виновные в ДТП, фактически приравниваются к водителям автомобилей, которые раньше, согласно Уголовному кодексу, несли более жесткую ответственность, так как управляли средством повышенной опасности. Дело в том, что лица, управляющие мопедами и скутерами с рабочим объемом двигателя не более 50 кубических сантиметров и максимальной конструктивной скоростью не более 50 км в час, не должны сдавать экзамены на водительские удостоверения и на дороге раньше приравнивались к велосипедистам. Теперь их вину будут квалифицировать по статье 268 УК РФ (нарушение правил, обеспечивающих безопасную работу транспорта).
Верховный суд определил, что, «решая вопрос о виновности либо невиновности водителя, следует исходить из того, что водитель должен вести автомобиль со скоростью, не превышающей установленного ограничения, учитывая при этом интенсивность движения, особенности и состояние транспортного средства и груза, дорожные и метеорологические условия, в частности видимость в направлении движения».
При этом уголовная ответственность за ДТП наступает не только, если водитель спровоцировал ДТП своими действиями, но и если не сделал ничего, чтобы аварии избежать. Отдельными положениями Верховный Суд РФ разъяснил случаи, когда наказание для водителя может быть смягчено. Это может произойти, если пассажир, пострадавший или погибший в ДТП, не был пристегнут ремнем безопасности или ехал без шлема. Кроме того, смягчающим обстоятельством может быть признано "несоответствие состояния дорог, мостов, железнодорожных переездов и т.п. строительным правилам, нормам, стандартам и другим нормативным документам", что могло повлиять на исход аварии.
Внимание судов также обращено на уголовную ответственность автосервисов за плохой ремонт автомобилей. «Под недоброкачественным ремонтом транспортного средства следует понимать неустранение всех неисправностей в соответствии с технологическими правилами и нормативами либо установку недоброкачественных или нестандартных запасных частей (например, узлов и деталей, обеспечивающих безопасную эксплуатацию транспортного средства)», – говорится в 17-м пункте постановления Пленума Суда. Суд разъяснил, что действия водителей, скрывшихся с места ДТП, в то время как они должны были оказать первую помощь пострадавшим, подлежат квалификации по статье 125 УК РФ (оставление в опасности). По этой статье водителю грозит штраф до 80 тыс. рублей, исправительные работы, условный срок либо лишение свободы на срок до одного года. Такое решение связано с тем, что в настоящее время нередки случаи оставления виновными водителями места ДТП.
В отношении угона без цели хищения (ст. 166 УК РФ) судам разъяснили, что покушением на угон следует считать взлом замков и системы охранной сигнализации, а также попытку завести двигатель.
С вступлением в силу нового постановления Пленума одновременно признано недействующим аналогичное обобщение 1969 года, изложенное в Постановлении Пленума Верховного Суда РФСР № 50.
Отдел по обеспечению участия прокуроров в рассмотрении уголовных дел судами
Версия для печати
Разъясняем
По делам о преступлениях, связанных с нарушением правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, а также с их неправомерным завладением без цели хищения»
01.03.2009 года вступила в действие новая редакция статьи 264 УК РФ (нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств).
Необходимость внесения изменений в законодательство была вызвана печальной статистикой, свидетельствующей о том, что большинство ДТП, повлекших тяжкий вред здоровью, а также смерть потерпевших, совершены водителями, находившимися в состоянии алкогольного опьянения.
Новая редакция статьи 264 УК РФ содержит шесть частей, три из которых предусматривают квалифицирующий признак - «совершенное лицом, находящимся в состоянии опьянения». За нарушение лицом, управляющим автомобилем, трамваем либо другим механическим транспортным средством, правил дорожного движения или эксплуатации транспортных средств, повлекшее по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека, установлено максимальное наказание – лишение свободы до 2 лет с лишением права управлять транспортным средством на срок до трех лет или без такового. За эти же действия, совершенные в состоянии опьянения, предусмотрено наказание до 3 лет лишения свободы с лишением права управлять транспортным средством на срок до трех лет.
Если в результате ДТП наступила смерть потерпевшего, то трезвого водителя ожидает до пяти лет лишения свободы с лишением права управлять транспортным средством на срок до трех лет, а пьяного - до семи лет лишения свободы с лишением права управлять транспортным средством на срок до трех лет.
Если наступила смерть двух или более лиц, то трезвого водителя ожидает лишение свободы до семи лет с лишением права управлять транспортным средством на срок до трех лет, а допустившего ДТП в состоянии алкогольного опьянения - до девяти лет лишения свободы с лишением права управлять транспортным средством на срок до трех лет.
В связи с вопросами, возникающими у судов при рассмотрении дел о преступлениях, предусмотренных ст. 264 УК РФ, и иных, связанных с нарушением правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, Пленум Верховного Суда РФ обобщил практику рассмотрения уголовных дел указанной категории в Постановлении № 25 от 09 декабря 2008 года «О судебной практике по делам о преступлениях, связанных с нарушением правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, а также с их неправомерным завладением без цели хищения».
Всего Верховным Судом РФ дано разъяснений по 32 вопросам.
Пленум постановил, что виновным может быть признан не только водитель, имеющий право управлять автомобилем, но и "лицо, не имевшее либо лишенное права управления соответствующим видом транспортного средства. Впервые Верховный суд определил также, что водители скутеров, виновные в ДТП, фактически приравниваются к водителям автомобилей, которые раньше, согласно Уголовному кодексу, несли более жесткую ответственность, так как управляли средством повышенной опасности. Дело в том, что лица, управляющие мопедами и скутерами с рабочим объемом двигателя не более 50 кубических сантиметров и максимальной конструктивной скоростью не более 50 км в час, не должны сдавать экзамены на водительские удостоверения и на дороге раньше приравнивались к велосипедистам. Теперь их вину будут квалифицировать по статье 268 УК РФ (нарушение правил, обеспечивающих безопасную работу транспорта).
Верховный суд определил, что, «решая вопрос о виновности либо невиновности водителя, следует исходить из того, что водитель должен вести автомобиль со скоростью, не превышающей установленного ограничения, учитывая при этом интенсивность движения, особенности и состояние транспортного средства и груза, дорожные и метеорологические условия, в частности видимость в направлении движения».
При этом уголовная ответственность за ДТП наступает не только, если водитель спровоцировал ДТП своими действиями, но и если не сделал ничего, чтобы аварии избежать. Отдельными положениями Верховный Суд РФ разъяснил случаи, когда наказание для водителя может быть смягчено. Это может произойти, если пассажир, пострадавший или погибший в ДТП, не был пристегнут ремнем безопасности или ехал без шлема. Кроме того, смягчающим обстоятельством может быть признано "несоответствие состояния дорог, мостов, железнодорожных переездов и т.п. строительным правилам, нормам, стандартам и другим нормативным документам", что могло повлиять на исход аварии.
Внимание судов также обращено на уголовную ответственность автосервисов за плохой ремонт автомобилей. «Под недоброкачественным ремонтом транспортного средства следует понимать неустранение всех неисправностей в соответствии с технологическими правилами и нормативами либо установку недоброкачественных или нестандартных запасных частей (например, узлов и деталей, обеспечивающих безопасную эксплуатацию транспортного средства)», – говорится в 17-м пункте постановления Пленума Суда. Суд разъяснил, что действия водителей, скрывшихся с места ДТП, в то время как они должны были оказать первую помощь пострадавшим, подлежат квалификации по статье 125 УК РФ (оставление в опасности). По этой статье водителю грозит штраф до 80 тыс. рублей, исправительные работы, условный срок либо лишение свободы на срок до одного года. Такое решение связано с тем, что в настоящее время нередки случаи оставления виновными водителями места ДТП.
В отношении угона без цели хищения (ст. 166 УК РФ) судам разъяснили, что покушением на угон следует считать взлом замков и системы охранной сигнализации, а также попытку завести двигатель.
С вступлением в силу нового постановления Пленума одновременно признано недействующим аналогичное обобщение 1969 года, изложенное в Постановлении Пленума Верховного Суда РФСР № 50.
Отдел по обеспечению участия прокуроров в рассмотрении уголовных дел судами
Версия для печати
Все права защищены
Телефон: +7 (903) 637-14-95
Телефон: +7 (4862) 40-56-59
Телефон/факс: 7 (4862) 40-56-49