Прокурор разъясняет
- 13 Апреля 2016, 12:34
Федеральным законом от 15 февраля 2016 г. № 18-ФЗ в Арбитражный процессуальный кодекс и Кодекс административного судопроизводства внесены изменения, которыми закреплены правила оспаривания гражданами, индивидуальными предпринимателями, организациями и их объединениями и другими лицами актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами.
Предметом обжалования могут являться приказы и письма министерств, служб и агентств, которые по формальным признакам нельзя признать нормативными актами, но фактически они влияют на права и обязанности субъектов.
Зачастую таковыми являются разъяснения Минфина и ФНС России, которые юридически обязательны только для налоговых инспекций, но фактически непосредственно влияют и на налогоплательщиков.
Отсутствие правового регулирования порядка обжалования такого рода документов являлось пробелом действующего законодательства.
Изменениями установлено, что подобные акты федеральных органов исполнительной власти, иных федеральных государственных органов, Банка России и государственных внебюджетных фондов рассматривает в качестве первой инстанции ВС РФ.
Доказать законность того или иного акта должен сам орган, который его издал. Однако истец при подаче административного искового заявления в суд должен пояснить, как оспариваемым актом нарушаются либо иным образом затрагиваются его права, свободы и законные интересы.
В судебном заседании суд должен будет установить:
- действительно ли актом затрагиваются права заявителя;
- обладает ли оспариваемый акт нормативными свойствами, позволяющими применить его неоднократно в качестве общеобязательного предписания в отношении неопределенного круга лиц;
- соответствуют ли положения оспариваемого акта действительному смыслу разъясняемых им нормативных положений.
По итогам рассмотрения дела суд может отказать заявителю либо признать спорный акт не действующим полностью или в части со дня его принятия (или с иной определенной судом даты).
Одновременно законодатель установил размер государственной пошлины за обращение с подобными исками для граждан - 300 руб., а для организации – 4,5 тыс. руб.
Федеральный закон вступил в силу 17 марта 2016 года.
Установлен порядок оспаривания актов органов исполнительной власти, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами
Федеральным законом от 15 февраля 2016 г. № 18-ФЗ в Арбитражный процессуальный кодекс и Кодекс административного судопроизводства внесены изменения, которыми закреплены правила оспаривания гражданами, индивидуальными предпринимателями, организациями и их объединениями и другими лицами актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами.
Предметом обжалования могут являться приказы и письма министерств, служб и агентств, которые по формальным признакам нельзя признать нормативными актами, но фактически они влияют на права и обязанности субъектов.
Зачастую таковыми являются разъяснения Минфина и ФНС России, которые юридически обязательны только для налоговых инспекций, но фактически непосредственно влияют и на налогоплательщиков.
Отсутствие правового регулирования порядка обжалования такого рода документов являлось пробелом действующего законодательства.
Изменениями установлено, что подобные акты федеральных органов исполнительной власти, иных федеральных государственных органов, Банка России и государственных внебюджетных фондов рассматривает в качестве первой инстанции ВС РФ.
Доказать законность того или иного акта должен сам орган, который его издал. Однако истец при подаче административного искового заявления в суд должен пояснить, как оспариваемым актом нарушаются либо иным образом затрагиваются его права, свободы и законные интересы.
В судебном заседании суд должен будет установить:
- действительно ли актом затрагиваются права заявителя;
- обладает ли оспариваемый акт нормативными свойствами, позволяющими применить его неоднократно в качестве общеобязательного предписания в отношении неопределенного круга лиц;
- соответствуют ли положения оспариваемого акта действительному смыслу разъясняемых им нормативных положений.
По итогам рассмотрения дела суд может отказать заявителю либо признать спорный акт не действующим полностью или в части со дня его принятия (или с иной определенной судом даты).
Одновременно законодатель установил размер государственной пошлины за обращение с подобными исками для граждан - 300 руб., а для организации – 4,5 тыс. руб.
Федеральный закон вступил в силу 17 марта 2016 года.
Все права защищены
Телефон: +7 (903) 637-14-95
Телефон: +7 (4862) 40-56-59
Телефон/факс: 7 (4862) 40-56-49