Прокурор разъясняет
- 25 Ноября 2025, 12:51
Под конфликтом интересов понимается ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) лица, замещающего должность, замещение которой предусматривает обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, влияет или может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им должностных (служебных) обязанностей (осуществление полномочий) (статья 10 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции»).
Под личной заинтересованностью понимается возможность получения доходов в виде денег, иного имущества, в том числе имущественных прав, услуг имущественного характера, результатов выполненных работ или каких-либо выгод (преимуществ) служащим и (или) состоящими с ним в близком родстве или свойстве лицами (родителями, супругами, детьми, братьями, сестрами, а также братьями, сестрами, родителями, детьми супругов и супругами детей), гражданами или организациями, с которыми служащий и (или) лица, состоящие с ним в близком родстве или свойстве, связаны имущественными, корпоративными или иными близкими отношениями. То есть личная заинтересованность – это возможность получения какой-либо материальной выгоды самим служащим или близкими ему лицами.
Статьей 11 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» установлен порядок предотвращения или урегулирования конфликта интересов.
Так, лицо, на которое законом возложена обязанность принимать меры по предотвращению или урегулированию конфликта интересов, в частности государственные и муниципальные служащие, обязано уведомить представителя нанимателя (работодателя), иное уполномоченное лицо, определенное нормативными правовыми актами, о возникшем конфликте интересов или о возможности его возникновения, как только данному лицу станет об этом известно.
Уведомление составляется служащим по утвержденной форме в письменном виде в двух экземплярах: один экземпляр – для представителя нанимателя, другой возвращается служащему с отметкой о получении ответственным лицом.
Обычно уведомления представляются в подразделение органа, на которое возложены функции по профилактике коррупционных правонарушений.
Уведомление может быть рассмотрено представителем нанимателя или направлено представителем нанимателя для рассмотрения на заседании комиссии по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов.
В случае единоличного рассмотрения уведомления представителем нанимателя он принимает одно из следующих решений:
– признает, что при исполнении должностных обязанностей лицом, направившим уведомление, конфликт интересов отсутствует;
– признает, что при исполнении должностных обязанностей лицом, направившим уведомление, личная заинтересованность приводит или может привести к конфликту интересов;
– признает, что лицом, направившим уведомление, не соблюдались требования об урегулировании конфликта интересов, и принимает решение о мерах по урегулированию конфликта интересов.
В случае принятия решения о рассмотрении уведомления на заседании комиссии подразделение по профилактике коррупционных правонарушений готовит мотивированное заключение. Далее вопрос рассматривается на комиссии и принимается одно из следующих решений:
– признается, что при исполнении служащим должностных обязанностей конфликт интересов отсутствует;
– признается, что при исполнении служащим должностных обязанностей личная заинтересованность приводит или может привести к конфликту интересов. В этом случае комиссия рекомендует служащему и (или) представителю нанимателя принять меры по урегулированию конфликта интересов или по недопущению его возникновения;
– признается, что служащий не соблюдал требования об урегулировании конфликта интересов. В этом случае комиссия рекомендует представителю нанимателя (работодателю) муниципального служащего применить к служащему конкретную меру ответственности.
Решение комиссии оформляется протоколом. Обязанность по принятию мер по предотвращению и урегулированию конфликта интересов возлагается как на представителя нанимателя, так и непосредственно на государственных и муниципальных служащих.
Непринятие мер лицом, на которое возложена соответствующая обязанность, влечет увольнение.
По материалам, предоставленным отделом по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции прокуратуры области.
Действия государственных и муниципальных служащих при возникновении конфликта интересов
Под конфликтом интересов понимается ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) лица, замещающего должность, замещение которой предусматривает обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, влияет или может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им должностных (служебных) обязанностей (осуществление полномочий) (статья 10 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции»).
Под личной заинтересованностью понимается возможность получения доходов в виде денег, иного имущества, в том числе имущественных прав, услуг имущественного характера, результатов выполненных работ или каких-либо выгод (преимуществ) служащим и (или) состоящими с ним в близком родстве или свойстве лицами (родителями, супругами, детьми, братьями, сестрами, а также братьями, сестрами, родителями, детьми супругов и супругами детей), гражданами или организациями, с которыми служащий и (или) лица, состоящие с ним в близком родстве или свойстве, связаны имущественными, корпоративными или иными близкими отношениями. То есть личная заинтересованность – это возможность получения какой-либо материальной выгоды самим служащим или близкими ему лицами.
Статьей 11 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» установлен порядок предотвращения или урегулирования конфликта интересов.
Так, лицо, на которое законом возложена обязанность принимать меры по предотвращению или урегулированию конфликта интересов, в частности государственные и муниципальные служащие, обязано уведомить представителя нанимателя (работодателя), иное уполномоченное лицо, определенное нормативными правовыми актами, о возникшем конфликте интересов или о возможности его возникновения, как только данному лицу станет об этом известно.
Уведомление составляется служащим по утвержденной форме в письменном виде в двух экземплярах: один экземпляр – для представителя нанимателя, другой возвращается служащему с отметкой о получении ответственным лицом.
Обычно уведомления представляются в подразделение органа, на которое возложены функции по профилактике коррупционных правонарушений.
Уведомление может быть рассмотрено представителем нанимателя или направлено представителем нанимателя для рассмотрения на заседании комиссии по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов.
В случае единоличного рассмотрения уведомления представителем нанимателя он принимает одно из следующих решений:
– признает, что при исполнении должностных обязанностей лицом, направившим уведомление, конфликт интересов отсутствует;
– признает, что при исполнении должностных обязанностей лицом, направившим уведомление, личная заинтересованность приводит или может привести к конфликту интересов;
– признает, что лицом, направившим уведомление, не соблюдались требования об урегулировании конфликта интересов, и принимает решение о мерах по урегулированию конфликта интересов.
В случае принятия решения о рассмотрении уведомления на заседании комиссии подразделение по профилактике коррупционных правонарушений готовит мотивированное заключение. Далее вопрос рассматривается на комиссии и принимается одно из следующих решений:
– признается, что при исполнении служащим должностных обязанностей конфликт интересов отсутствует;
– признается, что при исполнении служащим должностных обязанностей личная заинтересованность приводит или может привести к конфликту интересов. В этом случае комиссия рекомендует служащему и (или) представителю нанимателя принять меры по урегулированию конфликта интересов или по недопущению его возникновения;
– признается, что служащий не соблюдал требования об урегулировании конфликта интересов. В этом случае комиссия рекомендует представителю нанимателя (работодателю) муниципального служащего применить к служащему конкретную меру ответственности.
Решение комиссии оформляется протоколом. Обязанность по принятию мер по предотвращению и урегулированию конфликта интересов возлагается как на представителя нанимателя, так и непосредственно на государственных и муниципальных служащих.
Непринятие мер лицом, на которое возложена соответствующая обязанность, влечет увольнение.
По материалам, предоставленным отделом по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции прокуратуры области.
Все права защищены