Прокурор разъясняет
- 05 Декабря 2022, 07:28
С целью защиты хозяйствующих субъектов в условиях внешнего санкционного давления с 10.03.2022 Правительством Российской Федерации реализуются меры по сокращению административного давления на субъекты предпринимательской деятельности.
В этих целях принято постановление № 336 «Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля» (далее – Постановление № 336), предусматривающее мораторий на проведение контрольных (надзорных) мероприятий.
Постановление № 336 отменяет в 2022 и 2023 годах проведение плановых контрольных (надзорных) мероприятий (далее – КНМ) при осуществлении видов государственного контроля (надзора), муниципального контроля за исключением объектов, деятельность которых отнесена к категории высокого и чрезвычайно высокого риска.
В текущем году контрольно-надзорные органы осуществляли вместо плановых КНМ профилактические визиты, в ходе которых с контролируемыми лицами проводились беседы о необходимости соблюдения обязательных требований и способах предотвращения риска причинения вреда охраняемым законом ценностям.
Помимо этого, в 2022 году наложен на мораторий на проведение внеплановых контрольных надзорных мероприятий. Так, в текущем году внеплановые КНМ допускаются к проведению после согласования с органами прокуратуры при непосредственной угрозе причинения вреда жизни и тяжкого вреда здоровью граждан или по фактам причинения такого вреда; по фактам причинения вреда обороне страны и безопасности государства; возникновения чрезвычайных ситуаций или угрозе причинения такого вреда.
При поступлении обращений, содержащих сведений о нарушении обязательных требований, должностные лица контрольно-надзорных органов проводят оценку достоверности поступивших сведений, в ходе которых вправе анализировать информацию, имеющуюся в их распоряжении, в открытых источниках в сети интернет, запрашивать дополнительные сведения у заявителя, органов государственной власти и местного самоуправления, а также предлагать контролируемым лицам предоставить пояснения и документы. В случае если в ходе предварительной оценки сведений вышеуказанные факты не подтвердятся контролируемому лицу может быть направлено предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований.
Кроме того, с 25.07.2022 вступили в силу изменения в ст. 28.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), согласно которым дело об административном правонарушении, может быть возбуждено только после проведения контрольного (надзорного) мероприятия во взаимодействии с контролируемым лицом (если оценка соблюдения обязательных требований является предметом государственного контроля (надзора), муниципального контроля).
Помимо этого, с целью снижения административной нагрузки на бизнес в КоАП внесены изменения в части назначения административного наказания, вступившие в силу с 06.04.2022.
Так, согласно ст. 4.1.2 КоАП РФ социально ориентированным некоммерческим организациям, а также малым предприятиям и микропредприятиям административный штраф назначается в размере, предусмотренном санкцией соответствующей статьи КоАП РФ для индивидуального предпринимателя.
Если санкцией не предусмотрено назначение наказания индивидуальному предпринимателю, тогда назначается в размере от половины минимального размера до половины максимального размера административного штрафа, предусмотренного санкцией статьи.
Если при проведении одного контрольного (надзорного) мероприятия выявлены два и более административных правонарушения, назначается административное наказание как за совершение одного административного правонарушения (ст. 4.4 КоАП РФ).
Кроме того, ст. 3.4 КоАП РФ предусмотрена замена административного наказания в виде административного штрафа на предупреждение за впервые совершенное административное правонарушение, если санкция статьи не предусматривает наказание в виде предупреждения для всех хозяйствующих субъектов, а не только для субъектов малого и среднего предпринимательства.
(подготовлено старшим прокурором отдела по надзору за соблюдением прав предпринимателей управления по надзору за исполнением федерального законодательства прокуратуры Пермского края Пермяковой О.С.)
Законодательство о защите прав предпринимателей в условиях моратория на проведение контрольных (надзорных) мероприятий
С целью защиты хозяйствующих субъектов в условиях внешнего санкционного давления с 10.03.2022 Правительством Российской Федерации реализуются меры по сокращению административного давления на субъекты предпринимательской деятельности.
В этих целях принято постановление № 336 «Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля» (далее – Постановление № 336), предусматривающее мораторий на проведение контрольных (надзорных) мероприятий.
Постановление № 336 отменяет в 2022 и 2023 годах проведение плановых контрольных (надзорных) мероприятий (далее – КНМ) при осуществлении видов государственного контроля (надзора), муниципального контроля за исключением объектов, деятельность которых отнесена к категории высокого и чрезвычайно высокого риска.
В текущем году контрольно-надзорные органы осуществляли вместо плановых КНМ профилактические визиты, в ходе которых с контролируемыми лицами проводились беседы о необходимости соблюдения обязательных требований и способах предотвращения риска причинения вреда охраняемым законом ценностям.
Помимо этого, в 2022 году наложен на мораторий на проведение внеплановых контрольных надзорных мероприятий. Так, в текущем году внеплановые КНМ допускаются к проведению после согласования с органами прокуратуры при непосредственной угрозе причинения вреда жизни и тяжкого вреда здоровью граждан или по фактам причинения такого вреда; по фактам причинения вреда обороне страны и безопасности государства; возникновения чрезвычайных ситуаций или угрозе причинения такого вреда.
При поступлении обращений, содержащих сведений о нарушении обязательных требований, должностные лица контрольно-надзорных органов проводят оценку достоверности поступивших сведений, в ходе которых вправе анализировать информацию, имеющуюся в их распоряжении, в открытых источниках в сети интернет, запрашивать дополнительные сведения у заявителя, органов государственной власти и местного самоуправления, а также предлагать контролируемым лицам предоставить пояснения и документы. В случае если в ходе предварительной оценки сведений вышеуказанные факты не подтвердятся контролируемому лицу может быть направлено предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований.
Кроме того, с 25.07.2022 вступили в силу изменения в ст. 28.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), согласно которым дело об административном правонарушении, может быть возбуждено только после проведения контрольного (надзорного) мероприятия во взаимодействии с контролируемым лицом (если оценка соблюдения обязательных требований является предметом государственного контроля (надзора), муниципального контроля).
Помимо этого, с целью снижения административной нагрузки на бизнес в КоАП внесены изменения в части назначения административного наказания, вступившие в силу с 06.04.2022.
Так, согласно ст. 4.1.2 КоАП РФ социально ориентированным некоммерческим организациям, а также малым предприятиям и микропредприятиям административный штраф назначается в размере, предусмотренном санкцией соответствующей статьи КоАП РФ для индивидуального предпринимателя.
Если санкцией не предусмотрено назначение наказания индивидуальному предпринимателю, тогда назначается в размере от половины минимального размера до половины максимального размера административного штрафа, предусмотренного санкцией статьи.
Если при проведении одного контрольного (надзорного) мероприятия выявлены два и более административных правонарушения, назначается административное наказание как за совершение одного административного правонарушения (ст. 4.4 КоАП РФ).
Кроме того, ст. 3.4 КоАП РФ предусмотрена замена административного наказания в виде административного штрафа на предупреждение за впервые совершенное административное правонарушение, если санкция статьи не предусматривает наказание в виде предупреждения для всех хозяйствующих субъектов, а не только для субъектов малого и среднего предпринимательства.
(подготовлено старшим прокурором отдела по надзору за соблюдением прав предпринимателей управления по надзору за исполнением федерального законодательства прокуратуры Пермского края Пермяковой О.С.)
Все права защищены