Прокурор разъясняет

  • 31 Октября 2025, 09:45
О судебной практике по рассмотрению заявлений о признании лицом, фактически воспитывавшим и содержащим военнослужащего, проходившего службу в Вооруженных Силах Российской Федерации и погибшего в зоне специальной военной операции
Текст
Законодатель установил систему мер социальной поддержки членов семьи военнослужащих, погибших при исполнении обязанностей военной службы, включающую ряд денежных выплат. Их предназначение заключается в том числе в компенсации родителям, которые длительное время надлежащим образом воспитывали военнослужащего, содержали его до совершеннолетия и вырастили достойного защитника Отечества, нравственных и материальных потерь, связанных с гибелью ребенка при выполнении обязанностей военной службы, осуществляемой в публичных интересах.
В соответствии с положениями Федерального закона от 28 марта 1998 года № 52-ФЗ «Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации,
Государственной противопожарной службы, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, сотрудников войск национальной гвардии Российской Федерации, сотрудников органов принудительного исполнения Российской Федерации», Федерального закона от 07 ноября 2011 года № 306-ФЗ «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат» к лицам, имеющим право на получение денежных выплат, предусмотренным названными законами, в случае смерти военнослужащего (лица, проходившего службу по контракту), отнесены так же лица, фактически воспитывавшие и содержавшие военнослужащего в течение не менее пяти лет до достижения ими совершеннолетия.
В соответствии с пунктом 50 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26 декабря 2017 года № 56 «О применении судами законодательства при рассмотрении дел, связанных со взысканием алиментов» под фактическими воспитателями, обязанность по содержанию которых возлагается на их воспитанников (статья 96 Семейного кодекса Российской Федерации), следует понимать как родственников ребенка, так и лиц, не состоящих с ним в родстве, которые осуществляли воспитание и содержание ребенка, не являясь при этом усыновителем, опекуном (попечителем), приемным родителем или патронатным воспитателем ребенка.
На территории Пермского края складывается судебная практика, что получение опекуном (попечителем, приемным родителем) денежных средств в виде пособий на содержание своих подопечных является препятствием к признанию такого лица фактическим воспитателям в целях реализации права на получение мер социальной поддержки членам семей погибшего участника специальной военной операции.
Суды исходят из того, что по смыслу приведенных норм и разъяснений в отличие от опекунов (попечителей, приемных родителей) фактические воспитатели содержат воспитанников за счет собственных средств. При этом наличие договора о приемной семье, предусматривающего выплату вознаграждения приемным родителям, исключает данную возможность.

(материал подготовлен начальником отдела по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе прокуратуры Пермского края Нечаевым В.В.)

Распечатать