Прокурор разъясняет

  • 27 Декабря 2018, 07:52
Ответственность за нарушения земельного и градостроительного законодательства
Текст

По общему правилу, под земельным правонарушением следует понимать противоправное деяние (действие или бездействие), направленное против установленного Конституцией РФ и иным законодательством земельного строя, порядка управления и пользования землей, ее охраны, а также против земельных прав и интересов юридических лиц и граждан. Необходимо определить, что ответственность за нарушения земельного законодательства может наступить как для органов государственной власти, юридических лиц, а также непосредственно для граждан. Так, для землепользователей может наступить ответственность, в том числе административная, за: - самовольное занятие земельного участка; - самовольную переуступку права пользования землей; - уничтожение межевых знаков; - невыполнение обязанностей по рекультивации земель, обязательных мероприятий по улучшению земель и охране почв; - использование земельных участков не по целевому назначению, невыполнение обязанностей по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению. Для должностных лиц органов государственной власти предусмотрена административная ответственность за: - нарушение и установленных законодательством сроков рассмотрения заявлений граждан о предоставлении находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных или лесных участков либо водных объектов; - удовлетворение заявления гражданина или юридического лица о предоставлении находящегося в государственной или муниципальной собственности земельного или лесного участка либо водного объекта, которое в соответствии с законом не может быть удовлетворено; - незаконный отказ в удовлетворении заявления гражданина или юридического лица о предоставлении находящегося в государственной или муниципальной собственности земельного или лесного участка либо водного объекта, в том числе по не предусмотренным законом основаниям. Административная ответственность применяется в соответствии с определенным законом процессуальным порядком. Этот вид ответственности за нарушение земельного законодательства наступает: за экономические правонарушения (ст.7.1, 7.2 КоАП РФ); за экологические правонарушения (ст.8.6. КоАП РФ); за нарушения, возникшие вследствие мелиорации земель и ветеринарии (ст.10.9 КоАП РФ), за непредставление или представление государственных услуг с нарушением закона (ст. 5.63, 19.9 КоАП РФ). Уголовная ответственность за нарушение земельного законодательства наступает за экологические правонарушения, представляющие собой посягательство на землю, как на элемент, входящий в состав экосистемы (ст.254, 246 УК РФ); экономические правонарушения, являющие собой посягательство на землю, как на объект хозяйственного назначения (ст.167 УК РФ); производственные правонарушения, являющие собой посягательство на объекты, произрастающие из земли (ст.231, 260 УК РФ), а также в случае подделки официальных документов в целях получения прав на земельный участок (ст. 327 УК РФ). В данной сфере уполномоченными органами осуществляется муниципальный земельный контроль (органы местного самоуправления) и государственный земельный контроль (Росреестр России и его территориальные органы). Аналогично земельному законодательству, ответственность за нарушение градостроительного законодательства может наступить для органов государственной власти, юридических лиц, а также граждан, являющихся участниками градостроительной деятельности. В соответствии со ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации градостроительная деятельность — это деятельность по развитию территорий, в том числе городов и иных поселений, осуществляемая в виде территориального планирования, градостроительного зонирования, планировки территории, архитектурно-строительного проектирования, строительства, капитального ремонта, реконструкции, сноса объектов капитального строительства, эксплуатации зданий, сооружений, благоустройства территорий. Так, административная ответственность может наступить за: - нарушение обязательных требований в области строительства и применения строительных материалов (изделий) (ст. 9.4 КоАП РФ); - нарушение установленного порядка строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства, ввода его в эксплуатацию (ст. 9.5 КоАП РФ); - выполнение инженерных изысканий, подготовка проектной документации, строительство, реконструкция, капитальный ремонт объектов капитального строительства без свидетельства о допуске к соответствующим видам работ или с нарушением минимально необходимых требований к выдаче свидетельств о допуске к соответствующим видам работ (ст. 9.5.1 КоАП РФ); - ввод в эксплуатацию топливо — и энергопотребляющих объектов без разрешения соответствующих органов (ст. 9.9 КоАП РФ); - уклонение от исполнения требований доступности для инвалидов объектов инженерной, транспортной и социальной инфраструктур (ст. 9.13 КоАП РФ); - нарушение законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности (ст. 9.16 КоАП РФ). Также за нарушение градостроительного законодательства предусмотрена уголовная ответственность, в том числе за: нарушение правил безопасности на объектах атомной энергетики; нарушение правил безопасности при ведении горных, строительных или иных работ; нарушение правил безопасности на взрывоопасных объектах; заведомо ложное заключение экспертизы промышленной безопасности; нарушение санитарно-эпидемиологических правил; нарушение требований пожарной безопасности; внесение в единые государственные реестры заведомо недостоверных сведений; нарушение правил охраны окружающей среды при производстве работ; нарушение правил безопасности при строительстве, эксплуатации или ремонте магистральных трубопроводов; производство, хранение, перевозка либо сбыт товаров и продукции, выполнение работ или оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности (ст. 215, 216, 217, 217.2, 219, 236, 238, 246, 285.3, 269 УК РФ). В зависимости от вида объекта строительства надзор подразделяется на федеральный и региональный. Федеральный надзор уполномочены выполнять органы Ростехнадзора, Министерство обороны Российской Федерации, Федеральная служба безопасности Российской Федерации, Федеральная служба охраны Российской Федерации, Государственная корпорация по атомной энергии «Росатом»; региональный — органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации. На территории Сахалинской области региональный государственный строительный надзор осуществляется: государственной инспекцией строительного надзора Сахалинской области и агентством архитектуры и градостроительства Сахалинской области. За нарушения земельного и градостроительного законодательства предусмотрены также следующие виды ответственности: - дисциплинарная ответственность, наступает для сотрудников и должностных лиц предприятий и учреждений, органов государственной власти и местного самоуправления, нарушивших действующие правила или законодательные аспекты в данной области. Мерой наказания может быть выговор, увольнение, материальное возмещение. Данный вопрос регулируется Трудовым кодексом РФ; - гражданско-правовая ответственность, представляет собой юридическую норму, включающую имущественное содержание, а значит, меры, применяемые к правонарушителю, носят исключительно имущественный (материальный) характер. Применение ответственности имущественного характера предполагает наличие причиненного ущерба (утрата ценностей, упущенная выгода, вынужденные затраты на устранение негативных последствий, возникших вследствие причиненного вреда). Вред возмещается независимо от привлечения виновных к другим видам ответственности.

Распечатать