Новости

Конституционный Суд РФ проверил конституционность норм законодательства, регулирующего включение организаций в реестр недобросовестных поставщиков
Текст
09 апреля 2020 г. Конституционным Судом Российской Федерации вынесено постановление № 16-П «По делу о проверке конституционности пункта 2 части 3 статьи 104 Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» в связи с жалобой гражданина В. В. Сонина». Вышеприведенная норма определяет объем информации, подлежащей включению в реестр недобросовестных поставщиков, включая фамилии, имена, отчества (при наличии) учредителей, членов коллегиальных исполнительных органов, лиц, исполняющих функции единоличного исполнительного органа юридических лиц и др. Сведения о заявителе как об одном из учредителей юридического лица были включены в реестр недобросовестных поставщиков решением ФАС, вынесенным в 2017 году на основании выписки из Единого государственного реестра юридических лиц. Впоследствии на основании заявления о недостоверности таких сведений в названный реестр в 2018 году внесена запись о недостоверности сведений о заявителе как учредителе юридического лица. Отказывая в удовлетворении иска о признании незаконным решения ФАС, суды отметили, что информация об учредителях общества включена в реестр недобросовестных поставщиков исходя из данных, содержащихся в Едином государственном реестре юридических лиц, доказательств того, что в этом реестре содержалась недостоверная информация об учредителях ни суду, ни ФАС представлено не было. Оспаривая конституционность вышеуказанной нормы федерального законодательства, заявитель отметил, что данная норма служит основанием для решения вопроса о возможности включения в реестр недобросовестных поставщиков информации об учредителях юридического лица (акционерного общества) – физических лицах, которые не являются его участниками (акционерами) к моменту заключения и исполнения этим юридическим лицом государственного (муниципального) контракта, лишая тем самым таких учредителей права на защиту своих законных интересов, в том числе деловой репутации. Конституционный Суд Российской Федерации признал пункт 2 части 3 статьи 104 Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» не соответствующим Конституции Российской Федерации в той мере, в какой он позволяет включать в реестр недобросовестных поставщиков информацию о физических лицах — учредителях юридического лица (акционерного общества), которые не являются его участниками (акционерами) к моменту заключения и исполнения этим юридическим лицом контракта в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Будучи информационным ресурсом в сфере размещения публичных заказов, т.е. источником общедоступной информации, позволяющим сформировать мнение о конкретной компании, оценить ее деловую репутацию, реестр недобросовестных поставщиков несет в себе предупредительные функции, осуществляемые посредством признания того или иного участника или заказчика не выполнившим надлежащим образом свои обязательства. При этом, совершение юридическим лицом действий (бездействия) на стадии исполнения обязательств по контракту, которые являются основанием для одностороннего отказа заказчика от контракта в связи с существенным нарушением его условий в случае выхода одного из учредителей — участника общества из его состава до заключения контракта, не может находиться в непосредственной юридической связи с деятельностью этого учредителя, уже не имеющего акций этого общества. Решение о внесении сведений о физическом лице — одном из учредителей общества — в реестр недобросовестных поставщиков в составе информации о юридическом лице, без учета его корпоративного участия в деятельности недобросовестно действовавшего юридического лица, не отвечает общим принципам юридической ответственности. Федеральному законодателю рекомендовано внести в действующее правовое регулирование необходимые изменения. Старший помощник прокурора области по взаимодействию с законодательными (представительными) и исполнительными органами области и органами местного самоуправления И. Л. Кисленко
Распечатать Архив новостей