Новости
- 12 Марта 2015, 23:01
- Прокуратура Свердловской области
Накануне, 12 марта 2015 г., начальник отдела по надзору за исполнением законов о несовершеннолетних Бобина Р.В. приняла участие в межведомственном совещании, состоявшемся в Министерстве общего и профессионального образования Свердловской области.
Предлагаем Вашему вниманию текст доклада:
"В Свердловской области насчитывается более 700 тысяч детей и подростков, среди них свыше 19 тыс. - дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей. Это почти 3% от общей численности детского населения области.
На профилактическом учете в органах внутренних дел состоят около 6 тыс. несовершеннолетних правонарушителей (5692) и около 5 тыс. родителей, отрицательно влияющих на детей.
В 2014 году несовершеннолетними и при их участии совершено более 2,6 тыс. преступлений. Наряду с этим зарегистрировано свыше 2,5 тыс. преступлений, совершенных в отношении несовершеннолетних. Причем повсеместно преступления в отношении детей совершают их родители или иные лица, на которых возложены обязанности по их воспитанию.
В связи с этим особое значение приобретает деятельность органов и учреждений по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, которые образуют единую систему профилактики.
Их непосредственные задачи:
- предупреждение безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних,
- обеспечение защиты прав и законных интересов детей,
- выявление и пресечение случаев их вовлечения в совершение преступлений.
Достижение этих задач во многом зависит от комплексного подхода к оказанию помощи ребенку и семье, находящимся в трудной жизненной ситуации.
Однако со своими непосредственными обязанностями названные органы далеко не всегда справляются. Нередки факты безответственного отношения к службе, а иногда и откровенного бездействия должностных лиц. Как результат, дети, находящиеся в социально опасном положении, лишены необходимой заботы.
На состоявшемся межведомственном совещании прокуратуры области в ноябре 2014 года были проанализированы причины сложившейся ситуации.
Одна из них в том, что заинтересованные ведомства работают отдельно друг от друга, между ними нет должного взаимодействия, нет необходимого обмена информацией.
Вместо активных действий, направленных на предупреждение безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, семейного неблагополучия, иногда показывается лишь их видимость.
Согласно ст. 4 Федерального закона «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» в систему профилактики входят:
- комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав,
- органы управления социальной защитой населения,
- федеральные органы государственной власти и органы государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственное управление в сфере образования,
- органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования,
- органы опеки и попечительства,
- органы по делам молодежи,
- органы управления здравоохранением,
- органы службы занятости,
- органы внутренних дел,
- органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ,
- учреждения уголовно-исполнительной системы (следственные изоляторы, воспитательные колонии и уголовно-исполнительные инспекции).
Всего субъектами системы профилактики являются 11 органов и учреждений.
В указанных органах, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, а также законодательством субъектов Российской Федерации, могут создаваться учреждения, осуществляющие отдельные функции по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
Следует отметить, что в некоторых субъектах Российской Федерации в целях обеспечения эффективности взаимодействия органов и учреждений системы профилактики приняты региональные нормативные правовые акты.
На территории Свердловской области по требованию прокуратуры области областной комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав разработан и 25.12.2014 утвержден Порядок межведомственного взаимодействия органов системы профилактики и иных органов Свердловской области при выявлении, учете и организации индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетними и семьями, находящимися в социально-опасном положении.
В документе регламентирован алгоритм действий органов системы профилактики: комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав; управлений социальной политики; учреждений здравоохранения; органов внутренних дел по муниципальным образованиям; органов и учреждений культуры; центров занятости населения; учреждений уголовно-исполнительной системы; органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, а также органов местного самоуправления, осуществляющих управление образованием и образовательных организаций.
Так, органы местного самоуправления, осуществляющие управление образованием и образовательные организации:
- ведут учет детей в возрасте от 6,5 до 18 лет, подлежащих обучению по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования;
- участвуют в организации летнего отдыха детей, их досуга и занятости.
Дошкольные образовательные организации:
- при прибытии детей в детский сад проводят ежедневный (в рабочее время) их внешний визуальный осмотр;
- при выявлении признаков жестокого обращения с ребенком (наличие синяков, ссадин, грязная одежда и т.п.) незамедлительно направляют информацию в отдел полиции, в комиссию по делам несовершеннолетних по месту проживания ребенка;
- при выявлении детей, проживающих в условиях, представляющих угрозу их жизни или здоровья либо, препятствующих их нормальному воспитанию, незамедлительно направляют информацию в управление социальной политики, отдел полиции, в комиссию по делам несовершеннолетних, а также в управление образованием по установленной ими форме.
Следует отметить, что только органы опеки и попечительства в силу статьи 77 Семейного кодекса РФ при непосредственной угрозе жизни ребенка или его здоровью вправе незамедлительно отобрать ребенка у родителей или одного из них или у других лиц, на попечении которых он находится.
Немедленное отобрание ребенка проводится органом опеки и попечительства на основании соответствующего акта органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации - управления социальной политики.
При отобрании ребенка орган опеки и попечительства обязан незамедлительно уведомить прокурора, обеспечить временное устройство ребенка, в течение 7 дней после вынесения акта об отобрании ребенка обратиться в суд с иском о лишении родителей родительских прав или об ограничении родительских прав.
Общеобразовательные организации, образовательные организации среднего профессионального образования и другие организации, осуществляющие образовательный процесс, в соответствии с их уставами и положениями:
- обеспечивают ежедневный (в рабочее время) при прибытии обучающихся их внешний визуальный осмотр;
- при выявлении несовершеннолетних, не посещающих или систематически пропускающих по неуважительным причинам занятия в общеобразовательных организациях, принимают меры к выяснению причин непосещения и возвращения несовершеннолетних в образовательные учреждения.
В течении 3 дней с момента установления факта учащимися пропуска занятий по неуважительной причине информируют органы, осуществляющие управление образованием по месту фактического проживания детей.
Управления образованием в течении 3 дней при необходимости направляют представления в комиссию по делам несовершеннолетних для принятия решения о возращении несовершеннолетнего для обучения в образовательное учреждение:
- при выявлении признаков жестокого обращения родителей, законных представителей с ребенком незамедлительно направляют информацию в отдел полиции, в комиссию по делам несовершеннолетних по месту проживания ребенка;
- при выявлении несовершеннолетних, проживающих в условиях, представляющих угрозу их жизни или здоровью либо, препятствующих их нормальному воспитанию, незамедлительно направляют информации в управление социальной политики, отдел полиции, в комиссию по делам несовершеннолетних, а также в управление образованием по установленной ими форме;
- формируют социальный паспорт образовательной организации, проводят анализ положения учащихся и ежеквартально представляют в комиссию по делам несовершеннолетних сведения о семьях и детях, находящихся в социально-опасном положении.
Помимо этого, в шестом разделе Порядка межведомственного взаимодействия органов системы профилактики и иных органов Свердловской области при выявлении, учете и организации индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетними и семьями, находящимися в социально-опасном положении регламентирован способ межведомственного взаимодействия всех органов системы профилактики по выявлению причин и условий, которые способствуют созданию социально-опасного положения семьи, а также мероприятия по индивидуальной профилактической работе, реабилитации несовершеннолетних и семей, находящимися в социально-опасном положении.
В частности, предусмотрено;
- создание постоянной или временной рабочей группы, с указанием периодичности и порядка её работы с семьёй;
- разработка и утверждение формы индивидуальной программы реабилитации несовершеннолетних и семей, находящихся в трудной жизненной ситуации;
- порядок определения ответственного специалиста органа системы профилактики за исполнением индивидуальных программ реабилитации.
Индивидуальные программы реабилитации и адаптации несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, должны содержать:
- оценку состояния несовершеннолетнего и условий его жизни;
- перечень социальных, педагогических, медицинских, психологических и других мероприятий по реабилитации и адаптации несовершеннолетнего, направленных на восстановление утраченных им социальных связей.
Координация деятельности органов и учреждений системы профилактики возложена на комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав.
Координация - это взаимосогласованная деятельность различных органов по достижению общей, единой цели, направленной на реабилитацию семьи и несовершеннолетних, на определение мероприятий по выходу из трудной жизненной ситуации, например, трудоустройство неработающих родителей, направление их на лечение от алкоголизма, наркомании, ограничение пьющих родителей в дееспособности, оказание детям и семье адресной социальной помощи и так далее.
Однако по сведениям прокуроров городов и районов межведомственное взаимодействие между органами системы профилактики не прослеживается, несмотря на то, что прошло более 2 месяцев с момента утверждения областной комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав Порядка.
Практика прокурорского надзора за исполнением законодательства об укреплении семьи, повышения ответственности родителей за воспитание и содержание детей свидетельствует о том, что снижение воспитательного воздействия родителей на детей является основной причиной роста преступности несовершеннолетних, которая в прошедшем году увеличилась на 14% и не уменьшается в текущем году.
За 2 месяца 2015 года несовершеннолетними совершено уже 417 преступлений, из них 26 - учащимися на территории образовательных учреждений.
Среди несовершеннолетних отмечается пьянство, употребление наркотических, токсических и иных психотропных веществ.
Растут преступные проявления среди несовершеннолетних младшей возрастной группы (13-14 лет). Ежегодно в органы внутренних дел за различные правонарушения и безнадзорность доставляется более 10 тысяч несовершеннолетних, свыше 2 тысяч самовольно ушедших из семьи, государственных воспитательных учреждений.
Социальный контроль со стороны учебных заведений, органов опеки, здравоохранения, комиссий по делам несовершеннолетних и других органов за условиями жизни и воспитания детей в семьях осуществляется неудовлетворительно.
Крайне низка роль органов образования в ранней профилактике семейного неблагополучия. Между дошкольными учреждениями, школами и учреждениями среднего профессионального образования отсутствует преемственность воспитательного процесса.
Персонал детских садов не знает об условиях жизни и воспитания детей в семьях и не интересуется этим. В то время как уже в начальных классах педагоги отмечают, что родители не обеспечивают должного воспитания, содержания и обучения детей.
Органами управления образованием и образовательными учреждениями не выявляются дети, находящиеся в социально-опасном положении. Вопреки требованиям ст. 9 Федерального закона «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» они не информируют другие органы и учреждения о ненадлежащем исполнении родителями обязанностей по воспитанию, содержанию и обучению детей. Не ведется работа по формированию у обучающихся мотивов законопослушного поведения.
Например, в марте 2014 года двое учащихся 5 класса Клевакинской средней общеобразовательной школы в Каменском районе в помещении образовательного учреждения нанесли побои своему однокласснику. Вместе с тем, не направление школой информации в отдел полиции, в комиссию по делам несовершеннолетних не позволило проведение с правонарушителями своевременной индивидуальной профилактической работы. По выявленным нарушениям прокуратурой Каменского района в управление образованием внесено представления, по результатам рассмотрения которого директор школы привлечена к дисциплинарной ответственности.
Управления образованием не вникают в работу подведомственных учреждений с неблагополучными семьями, не анализируют эти вопросы.
В то время как по данным государственной статической отчетности в 2014 году 75% участников преступлений являлись учащимися образовательных учреждений (1827 человек из 2444)".
Прокуратура Свердловской области
12 Марта 2015, 23:01
12 марта 2015. Начальник отдела по надзору за исполнением законов о несовершеннолетних Бобина Р.В. приняла участие в межведомственном совещании, состоявшемся в Министерстве общего и профессионального образования Свердловской области
Накануне, 12 марта 2015 г., начальник отдела по надзору за исполнением законов о несовершеннолетних Бобина Р.В. приняла участие в межведомственном совещании, состоявшемся в Министерстве общего и профессионального образования Свердловской области.
Предлагаем Вашему вниманию текст доклада:
"В Свердловской области насчитывается более 700 тысяч детей и подростков, среди них свыше 19 тыс. - дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей. Это почти 3% от общей численности детского населения области.
На профилактическом учете в органах внутренних дел состоят около 6 тыс. несовершеннолетних правонарушителей (5692) и около 5 тыс. родителей, отрицательно влияющих на детей.
В 2014 году несовершеннолетними и при их участии совершено более 2,6 тыс. преступлений. Наряду с этим зарегистрировано свыше 2,5 тыс. преступлений, совершенных в отношении несовершеннолетних. Причем повсеместно преступления в отношении детей совершают их родители или иные лица, на которых возложены обязанности по их воспитанию.
В связи с этим особое значение приобретает деятельность органов и учреждений по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, которые образуют единую систему профилактики.
Их непосредственные задачи:
- предупреждение безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних,
- обеспечение защиты прав и законных интересов детей,
- выявление и пресечение случаев их вовлечения в совершение преступлений.
Достижение этих задач во многом зависит от комплексного подхода к оказанию помощи ребенку и семье, находящимся в трудной жизненной ситуации.
Однако со своими непосредственными обязанностями названные органы далеко не всегда справляются. Нередки факты безответственного отношения к службе, а иногда и откровенного бездействия должностных лиц. Как результат, дети, находящиеся в социально опасном положении, лишены необходимой заботы.
На состоявшемся межведомственном совещании прокуратуры области в ноябре 2014 года были проанализированы причины сложившейся ситуации.
Одна из них в том, что заинтересованные ведомства работают отдельно друг от друга, между ними нет должного взаимодействия, нет необходимого обмена информацией.
Вместо активных действий, направленных на предупреждение безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, семейного неблагополучия, иногда показывается лишь их видимость.
Согласно ст. 4 Федерального закона «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» в систему профилактики входят:
- комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав,
- органы управления социальной защитой населения,
- федеральные органы государственной власти и органы государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственное управление в сфере образования,
- органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования,
- органы опеки и попечительства,
- органы по делам молодежи,
- органы управления здравоохранением,
- органы службы занятости,
- органы внутренних дел,
- органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ,
- учреждения уголовно-исполнительной системы (следственные изоляторы, воспитательные колонии и уголовно-исполнительные инспекции).
Всего субъектами системы профилактики являются 11 органов и учреждений.
В указанных органах, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, а также законодательством субъектов Российской Федерации, могут создаваться учреждения, осуществляющие отдельные функции по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
Следует отметить, что в некоторых субъектах Российской Федерации в целях обеспечения эффективности взаимодействия органов и учреждений системы профилактики приняты региональные нормативные правовые акты.
На территории Свердловской области по требованию прокуратуры области областной комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав разработан и 25.12.2014 утвержден Порядок межведомственного взаимодействия органов системы профилактики и иных органов Свердловской области при выявлении, учете и организации индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетними и семьями, находящимися в социально-опасном положении.
В документе регламентирован алгоритм действий органов системы профилактики: комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав; управлений социальной политики; учреждений здравоохранения; органов внутренних дел по муниципальным образованиям; органов и учреждений культуры; центров занятости населения; учреждений уголовно-исполнительной системы; органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, а также органов местного самоуправления, осуществляющих управление образованием и образовательных организаций.
Так, органы местного самоуправления, осуществляющие управление образованием и образовательные организации:
- ведут учет детей в возрасте от 6,5 до 18 лет, подлежащих обучению по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования;
- участвуют в организации летнего отдыха детей, их досуга и занятости.
Дошкольные образовательные организации:
- при прибытии детей в детский сад проводят ежедневный (в рабочее время) их внешний визуальный осмотр;
- при выявлении признаков жестокого обращения с ребенком (наличие синяков, ссадин, грязная одежда и т.п.) незамедлительно направляют информацию в отдел полиции, в комиссию по делам несовершеннолетних по месту проживания ребенка;
- при выявлении детей, проживающих в условиях, представляющих угрозу их жизни или здоровья либо, препятствующих их нормальному воспитанию, незамедлительно направляют информацию в управление социальной политики, отдел полиции, в комиссию по делам несовершеннолетних, а также в управление образованием по установленной ими форме.
Следует отметить, что только органы опеки и попечительства в силу статьи 77 Семейного кодекса РФ при непосредственной угрозе жизни ребенка или его здоровью вправе незамедлительно отобрать ребенка у родителей или одного из них или у других лиц, на попечении которых он находится.
Немедленное отобрание ребенка проводится органом опеки и попечительства на основании соответствующего акта органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации - управления социальной политики.
При отобрании ребенка орган опеки и попечительства обязан незамедлительно уведомить прокурора, обеспечить временное устройство ребенка, в течение 7 дней после вынесения акта об отобрании ребенка обратиться в суд с иском о лишении родителей родительских прав или об ограничении родительских прав.
Общеобразовательные организации, образовательные организации среднего профессионального образования и другие организации, осуществляющие образовательный процесс, в соответствии с их уставами и положениями:
- обеспечивают ежедневный (в рабочее время) при прибытии обучающихся их внешний визуальный осмотр;
- при выявлении несовершеннолетних, не посещающих или систематически пропускающих по неуважительным причинам занятия в общеобразовательных организациях, принимают меры к выяснению причин непосещения и возвращения несовершеннолетних в образовательные учреждения.
В течении 3 дней с момента установления факта учащимися пропуска занятий по неуважительной причине информируют органы, осуществляющие управление образованием по месту фактического проживания детей.
Управления образованием в течении 3 дней при необходимости направляют представления в комиссию по делам несовершеннолетних для принятия решения о возращении несовершеннолетнего для обучения в образовательное учреждение:
- при выявлении признаков жестокого обращения родителей, законных представителей с ребенком незамедлительно направляют информацию в отдел полиции, в комиссию по делам несовершеннолетних по месту проживания ребенка;
- при выявлении несовершеннолетних, проживающих в условиях, представляющих угрозу их жизни или здоровью либо, препятствующих их нормальному воспитанию, незамедлительно направляют информации в управление социальной политики, отдел полиции, в комиссию по делам несовершеннолетних, а также в управление образованием по установленной ими форме;
- формируют социальный паспорт образовательной организации, проводят анализ положения учащихся и ежеквартально представляют в комиссию по делам несовершеннолетних сведения о семьях и детях, находящихся в социально-опасном положении.
Помимо этого, в шестом разделе Порядка межведомственного взаимодействия органов системы профилактики и иных органов Свердловской области при выявлении, учете и организации индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетними и семьями, находящимися в социально-опасном положении регламентирован способ межведомственного взаимодействия всех органов системы профилактики по выявлению причин и условий, которые способствуют созданию социально-опасного положения семьи, а также мероприятия по индивидуальной профилактической работе, реабилитации несовершеннолетних и семей, находящимися в социально-опасном положении.
В частности, предусмотрено;
- создание постоянной или временной рабочей группы, с указанием периодичности и порядка её работы с семьёй;
- разработка и утверждение формы индивидуальной программы реабилитации несовершеннолетних и семей, находящихся в трудной жизненной ситуации;
- порядок определения ответственного специалиста органа системы профилактики за исполнением индивидуальных программ реабилитации.
Индивидуальные программы реабилитации и адаптации несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, должны содержать:
- оценку состояния несовершеннолетнего и условий его жизни;
- перечень социальных, педагогических, медицинских, психологических и других мероприятий по реабилитации и адаптации несовершеннолетнего, направленных на восстановление утраченных им социальных связей.
Координация деятельности органов и учреждений системы профилактики возложена на комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав.
Координация - это взаимосогласованная деятельность различных органов по достижению общей, единой цели, направленной на реабилитацию семьи и несовершеннолетних, на определение мероприятий по выходу из трудной жизненной ситуации, например, трудоустройство неработающих родителей, направление их на лечение от алкоголизма, наркомании, ограничение пьющих родителей в дееспособности, оказание детям и семье адресной социальной помощи и так далее.
Однако по сведениям прокуроров городов и районов межведомственное взаимодействие между органами системы профилактики не прослеживается, несмотря на то, что прошло более 2 месяцев с момента утверждения областной комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав Порядка.
Практика прокурорского надзора за исполнением законодательства об укреплении семьи, повышения ответственности родителей за воспитание и содержание детей свидетельствует о том, что снижение воспитательного воздействия родителей на детей является основной причиной роста преступности несовершеннолетних, которая в прошедшем году увеличилась на 14% и не уменьшается в текущем году.
За 2 месяца 2015 года несовершеннолетними совершено уже 417 преступлений, из них 26 - учащимися на территории образовательных учреждений.
Среди несовершеннолетних отмечается пьянство, употребление наркотических, токсических и иных психотропных веществ.
Растут преступные проявления среди несовершеннолетних младшей возрастной группы (13-14 лет). Ежегодно в органы внутренних дел за различные правонарушения и безнадзорность доставляется более 10 тысяч несовершеннолетних, свыше 2 тысяч самовольно ушедших из семьи, государственных воспитательных учреждений.
Социальный контроль со стороны учебных заведений, органов опеки, здравоохранения, комиссий по делам несовершеннолетних и других органов за условиями жизни и воспитания детей в семьях осуществляется неудовлетворительно.
Крайне низка роль органов образования в ранней профилактике семейного неблагополучия. Между дошкольными учреждениями, школами и учреждениями среднего профессионального образования отсутствует преемственность воспитательного процесса.
Персонал детских садов не знает об условиях жизни и воспитания детей в семьях и не интересуется этим. В то время как уже в начальных классах педагоги отмечают, что родители не обеспечивают должного воспитания, содержания и обучения детей.
Органами управления образованием и образовательными учреждениями не выявляются дети, находящиеся в социально-опасном положении. Вопреки требованиям ст. 9 Федерального закона «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» они не информируют другие органы и учреждения о ненадлежащем исполнении родителями обязанностей по воспитанию, содержанию и обучению детей. Не ведется работа по формированию у обучающихся мотивов законопослушного поведения.
Например, в марте 2014 года двое учащихся 5 класса Клевакинской средней общеобразовательной школы в Каменском районе в помещении образовательного учреждения нанесли побои своему однокласснику. Вместе с тем, не направление школой информации в отдел полиции, в комиссию по делам несовершеннолетних не позволило проведение с правонарушителями своевременной индивидуальной профилактической работы. По выявленным нарушениям прокуратурой Каменского района в управление образованием внесено представления, по результатам рассмотрения которого директор школы привлечена к дисциплинарной ответственности.
Управления образованием не вникают в работу подведомственных учреждений с неблагополучными семьями, не анализируют эти вопросы.
В то время как по данным государственной статической отчетности в 2014 году 75% участников преступлений являлись учащимися образовательных учреждений (1827 человек из 2444)".
Все права защищены