Противодействие коррупции

Противодействие коррупции является одной из приоритетных задач государственной политики и важнейшим направлением деятельности органов прокуратуры Российской Федерации, которым отводится центральное место в реализации антикоррупционного законодательства и обеспечении его неукоснительного соблюдения.

Прокуратура Российской Федерации – это единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации от имени Российской Федерации и исполнением законов, действующих на ее территории.

Органы прокуратуры осуществляют свою антикоррупционную деятельность на основании Конституции Российской Федерации, Федерального закона от 17 января 1992 г. № 2202-I «О прокуратуре Российской Федерации», Федерального закона от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», иных федеральных законов и утверждаемого Президентом Российской Федерации Национального плана противодействия коррупции.

  • 07 Декабря 2020, 17:42
О деятельности органов прокуратуры области в преддверии Дня борьбы с коррупцией
Текст

9 декабря провозглашено Генеральной Ассамблеей ООН Международным днем борьбы с коррупцией. Именно в этот день в 2003 г. в Мексике была открыта для подписания Конвенция ООН против коррупции. Этот день обязывает государства - члены ООН информировать общественность о принимаемых мерах по противодействию коррупции, проделанной работе.

В преддверии Международного дня борьбы с коррупцией, есть повод еще раз отметить роль органов прокуратуры в противодействии коррупционным проявлениям, на что, в первую очередь, ориентированы прокуроры в своей работе на данном участке, проинформировать о результатах работы, проделанной органами прокуратуры Тамбовской области.

Органы прокуратуры осуществляют свою антикоррупционную деятельность на основании Конституции Российской Федерации, Федерального закона от 17 января 1992 г. № 2202-I «О прокуратуре Российской Федерации», Федерального закона от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», иных федеральных законов и утверждаемого Президентом Российской Федерации Национального плана противодействия коррупции.

 Работа прокуроров направлена на укрепление законности, защиту прав и свобод граждан, прав и законных интересов юридических лиц (организаций), охраняемых законом интересов общества и государства посредством реализации комплекса мер, обеспечивающего эффективное противодействие коррупционным проявлениям.

В этих целях прокуроры в соответствии с поставленными задачами осуществляют следующие функции:

-надзор за исполнением требований законодательства о противодействии коррупции в федеральных органах исполнительной власти, органах государственной власти субъектов Российской Федерации, органах местного самоуправления, государственных корпорациях и организациях, созданных для выполнения задач, поставленных перед Правительством Российской Федерации и федеральными государственными органами;

-надзор за исполнением законодательства о контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам;

-антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов и их проектов;

-координация деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступлениями коррупционной направленности;

-надзор за уголовно-процессуальной деятельностью следственных органов и оперативно-розыскной деятельностью оперативных подразделений правоохранительных органов при выявлении преступлений коррупционной направленности и расследовании уголовных дел этой категории;

-поддержание государственного обвинения по уголовным делам о преступлениях коррупционной направленности;

С учетом определенных задач деятельность органов прокуратуры области по противодействию коррупции носит разноплановый характер. Она направлена, прежде всего, на укрепление законности, защиту прав граждан и организаций, охраняемых законом интересов общества и государства. Основные усилия сосредоточены, в частности, на своевременном выявлении и предупреждении коррупционных правонарушений средствами прокурорского надзора, установлении и устранении их причин и условий, привлечении к предусмотренной законом ответственности лиц, виновных в совершении деяний коррупционной направленности, возмещении причиненного вреда.

Механизм противодействия коррупции, закрепленный в Федеральном Законе «О противодействии коррупции» включает три элемента:

-предупреждение (профилактика) коррупции,

-уголовное преследование лиц, совершивших коррупционные преступления (борьба с коррупцией);

- минимизация и (или) ликвидация их последствий.

В реализации данного механизма, наряду с правоохранительными, иными органами   задействованы и сотрудники прокуратуры.

Ратификация Россией основных международных правовых антикоррупционных инструментов, принятие и вступление в силу федеральных законов «О противодействии коррупции, «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативно правовых актов», «О контроле за соответствием доходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам», утверждение Национальной стратегии  противодействия коррупции и Национального плана противодействия коррупции создали прочную базу для организации эффективного противодействия коррупции в Российской Федерации.

Система мер противодействия коррупции, строится на использовании прежде всего мер упреждения, призванных создать на государственном и муниципальном уровне атмосферу «невыгодности» коррупционного поведения.

Одна из задач органов прокуратуры в противодействии коррупции состоит в усилении прокурорского надзора за исполнением законодательства о государственной и муниципальной службе, особенно в части соблюдения ограничений для государственных и муниципальных служащих.

В рамках прокурорского надзора выявляются незаконные указания и разъяснения органов власти, правоохранительных и контролирующих органов, излишние процедуры, истребование у граждан и юридических лиц ненужных справок, документов, проверяется своевременность приведения органами государственной власти области и местного самоуправления нормативных правовых актов в соответствие действующему законодательству.

По итогам проведенных проверок прокурорами области только в текущем году выявлено свыше 1500 нарушений законодательства о противодействии коррупции, в этой связи принесено около 300 протестов на незаконные правовые акты, внесено более 700 представлений, по представлениям прокурора к дисциплинарной ответственности привлечено более 500 лиц, инициировано привлечение к административной ответственности за коррупционные правонарушения свыше 30 лиц.

В текущем году прокуроры продолжили работу по выявлению фактов незаконного обещания, предложения, передачи вознаграждения от имени или в интересах юридического лица. Возбуждено 5 административных производств по таким фактам (ч.1 ст. 19.28 КоАП РФ). По постановлениям прокурора к административной ответственности привлечено 4 юридических лица, сумма наложенных штрафов составила по 1 млн. руб. на каждое юридическое лицо.

Прокурорами возбуждено 24 дела по ст.19.29 КоАП РФ по факту незаконного привлечения к трудовой деятельности бывшего государственного, муниципального служащего. К административной ответственности судами привлечено 22 лица, общая сумма наложенных штрафов составила 780 тыс. руб.

Например, по инициативе прокурора Ленинского района г. Тамбова за допущенные нарушения при трудоустройстве бывшего сотрудника межрайонной инспекции ФНС административному штрафу в размере 50 тыс. руб. подвергнуто ООО ЧОП «Мир».

По материалам прокуроров следственными органами возбуждено 7 уголовных дел по фактам выявленных в ходе прокурорских проверок нарушений уголовного закона. Прокурорами устанавливались факты хищения бюджетных средств с использованием служебного положения.

Важным направлением деятельности прокуроров остается проведение антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов в целях выявления и исключения содержащихся в них коррупциогенных факторов, приведения в соответствие федеральному законодательству.

На предмет наличия коррупциогенных факторов в текущем году прокурорами области изучено свыше 25 тысяч нормативных правовых актов и их проектов, из более 2000 тысяч по их требованиям были исключены коррупциогенные факторы. Наибольшее количество коррупциогенных факторов выявляется в нормативных правовых актах, затрагивающих права, свободы и обязанности человека и гражданина, а также регламентирующих сферы государственной и муниципальной службы, вопросы земельного и бюджетного законодательства.

В рамках надзора за соответствием региональной и муниципальных правовых баз в сфере противодействия коррупции более 270 противоречащих закону нормативно-правовых актов приведены в соответствие федеральному законодательству.

Выступая важным звеном в организации противодействия коррупции, органы прокуратуры Российской Федерации реализуют функции координатора в

борьбе с коррупционной преступностью, осуществляют надзор за законностью оперативно-розыскной и уголовно-процессуальной деятельностью правоохранительных органов.

За истекший период 2020 года на территории области правоохранительными органами возбуждено около 140 уголовных дел по преступлениям коррупционной направленности, из них по фактам взяточничества более 80 уголовных дел. В суд прокурорами с обвинительным заключением направлено около 100 уголовных дел.

Коррупционная преступность это не только взятки, коммерческий подкуп и злоупотребления должностными полномочиями, но и мошенничество с использованием служебного положения, растрата вверенных средств. Указанные составы хищений формируют основной ущерб, причиненный в результате коррупционных преступлений.

Только в текущем году по фактам хищений имущества, совершенных с использованием служебного положения следователями возбуждено 36 уголовных дел.

Судами области с учетом позиции государственных обвинителей за совершение коррупционных преступлений осуждено свыше 90 лиц, из которых более 60 за взяточничество.

Наряду с другими лицами в числе осужденных - должностные лица органов государственной власти и местного самоуправления, главы муниципальных образований, сотрудники правоохранительных органов, адвокаты.

Размер назначенного наказания за совершенные коррупционные преступления в текущем году судами определялся в качестве лишение свободы - от 1 года 6 месяцев до 8 лет 6 мес., в виде штрафа - в размере от 5000 рублей до 1 080 000 рублей.

Так, приговором Советского районного суда г. Тамбова от 06.07.2020 за способствование решению вопроса об освобождении осужденного условно-досрочно, осужден бывший заместитель начальника УФСИН России по Тамбовской области по п. «в» ч. 5 ст. 290, ч. 1 ст. 285, ч. 1 ст. 286 УК РФ, с применением ч. 3 ст. 69 УК РФ к 8 годам 6 месяцам лишения свободы, со штрафом в размере двукратной суммы взятки – 1080000 рублей, с лишением права занимать должности государственной службы, связанные с осуществлением функций представителя власти, организационно-распорядительных и административно-хозяйственных полномочий сроком на 5 лет

Одним из важнейших направлений деятельности органов прокуратуры продолжает оставаться сфера надзора за исполнением законодательства о контроле за соответствием расходов государственных и муниципальных служащих, работников организаций государственного сектора полученным ими доходам.

Федеральным законом от 03.12.2012 № 230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам»  прокуроры наделены полномочиями обращения в суды с исками об обращении в доход Российской Федерации объектов имущества, в отношении которых чиновниками не представлены сведения, подтверждающие их приобретение на законные доходы. Это транспортные средства, земельные участки, жилые и нежилые помещения.

К примеру прокурором г. Моршанска в суд направлено исковое заявление об обращении в доход Российской Федерации жилого дома и гаража, расположенных в одном из района Тамбовской области, которые были получены бывшим чиновником в качестве предмета взятки за незаконное попустительство по службе и оформлены на родственника с целью избежания фактов отражения сведений о них в справках о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера..

В соответствии со статьей 4 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» гласность является одним из основных принципов деятельности прокуратуры.

На официальном интернет-сайте прокуратуры области размещаются наиболее актуальные материалы, которые могут быть интересны широкому кругу лиц: законодательство о противодействии коррупции, информация об организуемых мероприятиях антикоррупционной направленности, практика прокурорского надзора и многое другое.

Кроме того, этот раздел предназначен для оперативного получения сообщений о коррупционных проявлениях. Все заинтересованные лица имеют

возможность сообщить о ставших им известными фактах коррупционных проявлений, написав электронное обращение в подразделе «Сообщить о коррупции».

Распечатать