Антикоррупционная экспертиза

  • 20 Октября 2021, 18:00
Результаты работы по проведению антикоррупицонной экспертизы нормативных правовых актов (проектов)
Текст

За 9 месяцев 2021 года прокуратурой области изучено на предмет наличия коррупциогенных факторов 12251 нормативный правовой акт и 12839 проектов НПА.

По результатам антикоррупционной экспертизы выявлено 2 нормативно правовых актов органов государственной власти, которые содержали 4 коррупциогенных факторов; 20 проектов НПА в органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации, которые содержали соответственно 31 коррупциогенный фактор.

На муниципальном уровне выявлено 1425 нормативных правовых актов и 774 проекта, содержащие соответственно 1534 и 815 коррупциогенных факторов.

В основном коррупциогенность нормативных правовых актов (проектов) выражалась в отсутствии или неполноте административных процедур (800), в выборочном изменении объема прав (405), принятии нормативного правового акта за пределами компетенции (402), широте дискреционных полномочий (388) и других.

К примеру, проведенной антикоррупционной экспертизой постановления администрации Тамбовской области от 01.02.2017 № 75 (с изменениями от 18.03.2021) «Об утверждении правил предоставления субсидий за счет средств федерального бюджета и бюджета Тамбовской области на финансирование мероприятий Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Тамбовской области» (далее - «Постановление») выявлены нормы, содержащие коррупциогенные факторы.

Постановлением утверждены «Правила предоставления субсидий за счет средств федерального бюджета и бюджета Тамбовской области на возмещение части затрат на уплату процентов по инвестиционным кредитам (займам) в агропромышленном комплексе» (приложение № 5), иные правила предоставления субсидий за счет федерального бюджета и бюджета Тамбовской области (соответствующие приложения).

Согласно п.п. 2.4. Правил предоставления субсидий за счет средств федерального бюджета и бюджета Тамбовской области на возмещение части затрат на уплату процентов по инвестиционным кредитам (займам) в агропромышленном комплексе (далее – «Правила») - несоблюдение условий предоставления субсидии, установленных Правилами является одним из оснований для отказа в ее предоставлении.

Анализ указанной формулировки правовой нормы свидетельствует об отсутствии в ней четких ссылок на несоблюдение конкретных норм Правил, влекущих отказ в предоставлении субсидии.

Помимо этого, согласно п.п. 4.2. Правил – в случае установления управлением сельского хозяйства области (далее – «Управление») или получения от органа государственного финансового контроля информации о факте (ах) нарушения получателем порядка, целей и условий предоставления субсидий, предусмотренных Правилами и соглашением о предоставлении субсидии, Управление направляет получателю требование о возврате субсидий в бюджет Тамбовской области.

В упомянутой ситуации в Правилах отсутствуют сведения о сроке, в который направляется требование получателю субсидии об ее возврате.

Изложенное свидетельствует об отсутствии в нормативном правовом акте четких положений о критериях отказа в получении субсидирования, а также о сроке совершения государственным органом (должностными лицами) определенных действий.

Указанное с учетом требований п.п. «а» и «ж» п. 3 Методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2010 № 96 (далее – «Методика») свидетельствует о наличии в нормативном правовом акте коррупциогенных факторов – «широта дискреционных полномочий» и «отсутствие или неполнота административных процедур».

На указанный нормативный правовой акт внесено требование, которое рассмотрено и удовлетворено, коррупциогенные факторы исключены.

Проведенной антикоррупционной экспертизой постановления администрации г. Тамбова Тамбовской области от 16.06.2020 № 2385 «Об утверждении административного регламента предоставления на территории городского округа – город Тамбов муниципальной услуги «Выдача специального разрешения на движение по автомобильным дорогам тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства» выявлены нормы, содержащие коррупциогенный фактор.

Постановлением утвержден Административный регламент предоставления на территории городского округа - город Тамбов муниципальной услуги «Выдача специального разрешения на движение по автомобильным дорогам тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства» (далее – «Регламент»).

Пунктом 2.9. Регламента предусмотрен исчерпывающий перечень оснований для отказа в приеме документов, необходимых для предоставления муниципальной услуги.

Такими основания в соответствии с подпунктами 2 и 3 пункта 2.9. являются: отсутствие в заявлении сведений, установленных подпунктом «а» пункта 2.7. Регламента и не соответствие прилагаемых к заявлению документов требованиям подпункта «б» пункта 2.7 Регламента (за исключением случаев, установленных абзацами четвертым и пятым подпункта «б» пункта 2.7).

Вместе с тем, в пункте 2.7. анализируемого Регламента, устанавливающего исчерпывающий перечень документов, необходимых в соответствии с нормативными правовыми актами для предоставления муниципальной услуги, которые заявитель должен представить самостоятельно, отсутствуют подпункты «а» и «б» на которые сделана ссылка.

Изложенное свидетельствует об отсутствии оснований у субъекта правоприменения для принятия им решения в порядке, установленном подпунктом 2.9. Регламента, что следует трактовать как наличие коррупциогенного фактора предусмотренного п.п. «а» п. 3 Методики – «широта дискреционных полномочий».

Аналогичная ситуация установлена и в пункте 2.10.2. Регламента, который закрепляет исчерпывающий перечень оснований для отказа в предоставлении муниципальной услуги, в подпункте 13 которого имеется ссылка на несуществующий абзац пятый подпункта «б» пункта 2.7. Регламента.

На данный нормативный правовой акт внесено требование, которое рассмотрено и удовлетворено.

В анализируемый период была также продолжена работа по исключению коррупциогенных факторов из проектов нормативных правовых актов.

Например, при изучении проекта приказа управления регионального развития и поддержки инвестиционной деятельности Тамбовской области «О создании конкурсной комиссии по отбору субъектов малого и среднего предпринимательства, имеющих статус социального предприятия, для предоставления грантов в форме субсидий», котором утверждено соответствующее положение (далее – «Положение»), разработанного в целях реализации национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» выявлены нормы, содержащие коррупциогенные факторы и способствующий созданию условий для проявления коррупции.

Так, из анализа норм Положения установлена противоречивая ситуация, при которой согласно одним требованиям Положения секретарь конкурсной комиссии как член комиссии участвует в принятии решений, а согласно другим - не участвует в их принятии.

Кроме того, выявлено наличие противоречий между нормами постановления администрации Тамбовской области от 30.08.2021 № 664 «Об утверждении Порядка представления грантов в форме субсидий за счет средств федерального бюджета и бюджета Тамбовской области субъектам малого и среднего предпринимательства, являющимися социальными предпринимателями» и нормами Постановления относительно времени изготовления протокола заседания конкурсной комиссии.

Анализ норм Положения также свидетельствует об отсутствии в нем четких формулировок применяемого термина - «конфликт интересов», и о неясности процедуры разрешения ситуаций, связанных с наличием «конфликта интересов».

С учетом изложенного в Положении были установлены коррупциогенные факторы: «широта дискреционных полномочий» и «нормативные коллизии» (п.п. «а» и п.п. «и» п. 3 Методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2010 № 96). Разработчику проекта нормативного правового акта направлена информация, с целью исключения выявленных коррупциогенных факторов.

Соответствующая информация в целях недопущения принятия нормативного акта содержащего коррупциогенный фактор была доведена до разработчика.

Приведенные примеры выявленных в процессе антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов (проектов) коррупциогенных факторов, свидетельствуют о том, что в случае наличия у субъекта правопримения корыстной или иной заинтересованности изложенные в анализируемых нормативных правовых актах (проектах) ситуации могли привести к различным коррупционным проявлениям.

По итогам проверок за 9 месяцев 2021 года органами прокуратуры области принесено 1293 протеста, внесено 1 представление, направлено 794 информации по проектам нормативных правовых актов, внесено 132 требования об изменении нормативного правового акта с целью исключения выявленных коррупциогенных факторов.

Случаев отклонения актов прокурорского реагирования по выявленным коррупциогенным факторам не было.

Среди выявленных в текущем году нормативных правовых актов, содержащих коррупциогенные факторы 817 касались прав, свобод и обязанностей граждан; 424 оказания государственных и муниципальных услуг, 145 законодательства о государственной и муниципальной службе.

Возможные причины выявления наибольшего количества коррупциогенных факторов в вышеуказанных сферах законодательства обусловлены в основном тем, что данные правоотношения касались реализации прав и обязанностей граждан, должностных лиц и организаций, то есть областей наиболее подверженных коррупционным рискам. Устранения указанных причин и выявленных коррупциогенных факторов происходило посредством внесения актов прокурорского реагирования в соответствии с требованиями действующего законодательства.

Распечатать