Прокурор разъясняет
- 14 Сентября 2018, 15:07
С 3 сентября в России появятся уполномоченные по правам потребителей финансовых услуг. Обращение к ним для граждан будет бесплатным.
Большинство положений ФЗ от 04.06.2018 № 123-ФЗ Закона «Об уполномоченном по правам потребителей финансовых услуг» № 123-ФЗ от 04.06.2018 вступило в силу 3 сентября, но фактически система таких омбудсменов еще не работает.
Финансовый омбудсмен - это гражданин, который будет рассматривать обращения физических лиц и их представителей с имущественными требованиями к финансовым организациям. Финансовых омбудсменов будет несколько: главный и уполномоченные в сферах финансовых услуг.
С финансовым уполномоченным в соответствии с ФЗ обязаны организовать взаимодействие следующие финансовые организации:
страховые организации (кроме страховых организаций, осуществляющих исключительно обязательное медицинское страхование) – с 1 июня 2019 года;
микрофинансовые организации – с января 2020 года;
кредитные организации, ломбарды, кредитные потребительские кооперативы, негосударственные пенсионные фонды – с января 2021 года.
ЦБ РФ будет вести реестр этих организаций. На добровольной основе они смогут начать работать с омбудсменами раньше указанных сроков (с 3 декабря 2018 года).
Для остальных финансовых компаний взаимодействие с омбудсменами не обязанность, а право.
Омбудсмен будет рассматривать имущественные требования, которые не превышают 500 тысяч рублей. Исключение - случаи, когда страховщик нарушил порядок возмещения по ОСАГО. Срок давности по обращениям к омбудсмену - три года со дня, когда потребитель узнал или должен был узнать о нарушении своего права.
В законе есть список обращений, которые омбудсмен рассматривать не будет, например обращения по вопросам банкротства граждан и юридических лиц.
Важно знать, что потребитель может обратиться к уполномоченному по договорам, которые заключены до 3 сентября 2018 года.
В законе закреплен порядок и сроки рассмотрения обращений к омбудсмену.
Финансовые организации по запросу омбудсмена обязаны предоставлять разъяснения, документы, сведения, связанные с обращением. Это относится и к коммерческой, служебной, банковской тайне, тайне страхования, к иной охраняемой законом тайне. Финансовая организация должна исполнить решение омбудсмена.
Спор может дойти до суда, если омбудсмен:
- не принял вовремя решение по обращению;
- прекратил его рассмотрение;
- принял решение, с которым потребитель не согласен.
Потребитель также может обжаловать решение омбудсмена, вступившее в силу.
По закону оспорить решение финансового уполномоченного вправе и компания. Сделать это можно будет по ГПК РФ в течение 10 рабочих дней после дня вступления в силу решения омбудсмена.
Финансовые права граждан начнет отстаивать специальный омбудсмен
С 3 сентября в России появятся уполномоченные по правам потребителей финансовых услуг. Обращение к ним для граждан будет бесплатным.
Большинство положений ФЗ от 04.06.2018 № 123-ФЗ Закона «Об уполномоченном по правам потребителей финансовых услуг» № 123-ФЗ от 04.06.2018 вступило в силу 3 сентября, но фактически система таких омбудсменов еще не работает.
Финансовый омбудсмен - это гражданин, который будет рассматривать обращения физических лиц и их представителей с имущественными требованиями к финансовым организациям. Финансовых омбудсменов будет несколько: главный и уполномоченные в сферах финансовых услуг.
С финансовым уполномоченным в соответствии с ФЗ обязаны организовать взаимодействие следующие финансовые организации:
страховые организации (кроме страховых организаций, осуществляющих исключительно обязательное медицинское страхование) – с 1 июня 2019 года;
микрофинансовые организации – с января 2020 года;
кредитные организации, ломбарды, кредитные потребительские кооперативы, негосударственные пенсионные фонды – с января 2021 года.
ЦБ РФ будет вести реестр этих организаций. На добровольной основе они смогут начать работать с омбудсменами раньше указанных сроков (с 3 декабря 2018 года).
Для остальных финансовых компаний взаимодействие с омбудсменами не обязанность, а право.
Омбудсмен будет рассматривать имущественные требования, которые не превышают 500 тысяч рублей. Исключение - случаи, когда страховщик нарушил порядок возмещения по ОСАГО. Срок давности по обращениям к омбудсмену - три года со дня, когда потребитель узнал или должен был узнать о нарушении своего права.
В законе есть список обращений, которые омбудсмен рассматривать не будет, например обращения по вопросам банкротства граждан и юридических лиц.
Важно знать, что потребитель может обратиться к уполномоченному по договорам, которые заключены до 3 сентября 2018 года.
В законе закреплен порядок и сроки рассмотрения обращений к омбудсмену.
Финансовые организации по запросу омбудсмена обязаны предоставлять разъяснения, документы, сведения, связанные с обращением. Это относится и к коммерческой, служебной, банковской тайне, тайне страхования, к иной охраняемой законом тайне. Финансовая организация должна исполнить решение омбудсмена.
Спор может дойти до суда, если омбудсмен:
- не принял вовремя решение по обращению;
- прекратил его рассмотрение;
- принял решение, с которым потребитель не согласен.
Потребитель также может обжаловать решение омбудсмена, вступившее в силу.
По закону оспорить решение финансового уполномоченного вправе и компания. Сделать это можно будет по ГПК РФ в течение 10 рабочих дней после дня вступления в силу решения омбудсмена.
Прокуратура Тамбовской области
Все права защищены
Телефон: +7 (4752) 79-26-67
Телефон: 8 (4752) 79-26-92
Телефон: 8 (4752) 79-26-10