Прокурор разъясняет

  • 14 Сентября 2018, 15:07
Финансовые права граждан начнет отстаивать специальный омбудсмен
Текст

С 3 сентября в России появятся уполномоченные по правам потребителей финансовых услуг. Обращение к ним для граждан будет бесплатным.

Большинство положений ФЗ от 04.06.2018 № 123-ФЗ Закона «Об уполномоченном по правам потребителей финансовых услуг» № 123-ФЗ от 04.06.2018 вступило в силу 3 сентября, но фактически система таких омбудсменов еще не работает.

Финансовый омбудсмен - это гражданин, который будет рассматривать обращения физических лиц и их представителей с имущественными требованиями к финансовым организациям. Финансовых омбудсменов будет несколько: главный и уполномоченные в сферах финансовых услуг.

С финансовым уполномоченным в соответствии с ФЗ обязаны организовать взаимодействие следующие финансовые организации:

страховые организации (кроме страховых организаций, осуществляющих исключительно обязательное медицинское страхование) – с 1 июня 2019 года;

микрофинансовые организации – с января 2020 года;

кредитные организации, ломбарды, кредитные потребительские кооперативы, негосударственные пенсионные фонды – с января 2021 года.

ЦБ РФ будет вести реестр этих организаций. На добровольной основе они смогут начать работать с омбудсменами раньше указанных сроков (с 3 декабря 2018 года).

Для остальных финансовых компаний взаимодействие с омбудсменами не обязанность, а право.

Омбудсмен будет рассматривать имущественные требования, которые не превышают 500 тысяч рублей. Исключение - случаи, когда страховщик нарушил порядок возмещения по ОСАГО. Срок давности по обращениям к омбудсмену - три года со дня, когда потребитель узнал или должен был узнать о нарушении своего права.

В законе есть список обращений, которые омбудсмен рассматривать не будет, например обращения по вопросам банкротства граждан и юридических лиц.

Важно знать, что потребитель может обратиться к уполномоченному по договорам, которые заключены до 3 сентября 2018 года.

В законе закреплен порядок и сроки рассмотрения обращений к омбудсмену.

Финансовые организации по запросу омбудсмена обязаны предоставлять разъяснения, документы, сведения, связанные с обращением. Это относится и к коммерческой, служебной, банковской тайне, тайне страхования, к иной охраняемой законом тайне. Финансовая организация должна исполнить решение омбудсмена.

Спор может дойти до суда, если омбудсмен:

- не принял вовремя решение по обращению;

- прекратил его рассмотрение;

- принял решение, с которым потребитель не согласен.

Потребитель также может обжаловать решение омбудсмена, вступившее в силу.

По закону оспорить решение финансового уполномоченного вправе и компания. Сделать это можно будет по ГПК РФ в течение 10 рабочих дней после дня вступления в силу решения омбудсмена.

Прокуратура Тамбовской области

Распечатать