Прокурор разъясняет
- 08 Декабря 2021, 09:34
Верховным Судом РФ в Обзоре от 23.12.2020, утвержденном Президиумом Верховного Суда РФ, проведено обобщение практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями.
Так, например, в целях обеспечения единообразного подхода к рассмотрению судами дел названной категории обращено внимание, что при определении права детей-сирот и лиц из числа детей-сирот на обеспечение жилым помещением, предоставляемом по договору найма специализированного жилого помещения, необходимо учесть, что возможность проживания указанных лиц в жилом помещении, собственником которого они не являются, а также их имущественное положение правового значения не имеет.
Указано также, что при разрешении судами споров, связанных с возложением обязанности на уполномоченный орган включить в список лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, достигших возраста 23 лет, которые имели право на внеочередное обеспечение жилыми помещениями по договору социального найма, однако в установленном порядке не были поставлены на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до достижения ими возраста 23 лет, необходимо установить причины, по которым указанные лица не были поставлены на такой учет.
По общему правилу, специализированные жилые помещения предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, по достижении ими возраста 18 лет. Предоставление жилых помещений указанным лицам ранее достижения ими возраста 18 лет допускается в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия, а также в случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации.
Установленное федеральным законом предписание о предоставлении по заявлению в письменной форме жилых помещений по завершении получения рассматриваемыми лицами профессионального образования, профессионального обучения не препятствует в реализации права на обеспечение жилыми помещениями по достижении ими возраста 18 лет.
Обязанность органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации по предоставлению специализированных жилых помещений детям-сиротам и лицам из числа детей-сирот не ставится в зависимость от наличия или отсутствия других граждан, обладающих аналогичным правом, а также от соблюдения порядка очередности лиц равной категории.
Изменение детьми-сиротами и лицами из числа детей-сирот места своего жительства после вступления в законную силу решения суда о предоставлении им жилого помещения специализированного жилищного фонда не может служить основанием для удовлетворения их заявления об изменении порядка и способа исполнения указанного решения путем предоставления жилого помещения по новому месту их жительства.
С учетом указанных разъяснений в 2020 – истекшем периоде 2021 года судами общей юрисдикции области рассмотрено и удовлетворено 363 исковых заявления межрайонных, районных прокуроров вышеуказанной категории, что составляет 7 % от общего числа дел, рассмотренных судами по искам прокуроров.
Деятельность прокуратуры по защите прав и законных интересов детей сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа в судебном порядке осуществляется на постоянной основе.
И.о. начальника отдела по обеспечению
участия прокуроров в гражданском
и арбитражном процессе С.А. Ушакова
О рассмотрении судами общей юрисдикции исков (заявлений) прокурора в защиту имущественных и жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
Верховным Судом РФ в Обзоре от 23.12.2020, утвержденном Президиумом Верховного Суда РФ, проведено обобщение практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями.
Так, например, в целях обеспечения единообразного подхода к рассмотрению судами дел названной категории обращено внимание, что при определении права детей-сирот и лиц из числа детей-сирот на обеспечение жилым помещением, предоставляемом по договору найма специализированного жилого помещения, необходимо учесть, что возможность проживания указанных лиц в жилом помещении, собственником которого они не являются, а также их имущественное положение правового значения не имеет.
Указано также, что при разрешении судами споров, связанных с возложением обязанности на уполномоченный орган включить в список лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, достигших возраста 23 лет, которые имели право на внеочередное обеспечение жилыми помещениями по договору социального найма, однако в установленном порядке не были поставлены на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до достижения ими возраста 23 лет, необходимо установить причины, по которым указанные лица не были поставлены на такой учет.
По общему правилу, специализированные жилые помещения предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, по достижении ими возраста 18 лет. Предоставление жилых помещений указанным лицам ранее достижения ими возраста 18 лет допускается в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия, а также в случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации.
Установленное федеральным законом предписание о предоставлении по заявлению в письменной форме жилых помещений по завершении получения рассматриваемыми лицами профессионального образования, профессионального обучения не препятствует в реализации права на обеспечение жилыми помещениями по достижении ими возраста 18 лет.
Обязанность органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации по предоставлению специализированных жилых помещений детям-сиротам и лицам из числа детей-сирот не ставится в зависимость от наличия или отсутствия других граждан, обладающих аналогичным правом, а также от соблюдения порядка очередности лиц равной категории.
Изменение детьми-сиротами и лицами из числа детей-сирот места своего жительства после вступления в законную силу решения суда о предоставлении им жилого помещения специализированного жилищного фонда не может служить основанием для удовлетворения их заявления об изменении порядка и способа исполнения указанного решения путем предоставления жилого помещения по новому месту их жительства.
С учетом указанных разъяснений в 2020 – истекшем периоде 2021 года судами общей юрисдикции области рассмотрено и удовлетворено 363 исковых заявления межрайонных, районных прокуроров вышеуказанной категории, что составляет 7 % от общего числа дел, рассмотренных судами по искам прокуроров.
Деятельность прокуратуры по защите прав и законных интересов детей сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа в судебном порядке осуществляется на постоянной основе.
И.о. начальника отдела по обеспечению
участия прокуроров в гражданском
и арбитражном процессе С.А. Ушакова
Все права защищены