Прокурор разъясняет
- 23 Июня 2021, 15:09
Развитие информационно-телекоммуникационных сетей, внедрение в повседневную жизнь российских граждан современных средств осуществления платежных операций с каждым днем все больше привлекает злоумышленников. Ежедневно с использованием средств мобильной связи, банковских карт и сети «Интернет» совершается большое количество преступных посягательств корыстной направленности, в результате которых денежные средства законных правообладателей переходят в распоряжение преступников. Подобные деяния как правило имеют трансграничный и высокотехнологичный характер, существенно осложняющий их раскрытие и расследование, привлечение виновных лиц к ответственности и возмещение причиняемого ущерба. В подобных реалиях наиболее эффективным инструментом борьбы с киберпреступностью продолжает оставаться информирование населения о возможных способах и видах хищений, позволяющее своевременно идентифицировать мошенников и предотвратить неправомерное изъятие ими денежных средств.
В настоящий момент наиболее распространенным видом хищений в сфере ИКТ являются ситуации, когда злоумышленники в ходе телефонных звонков под видом сотрудников кредитно-банковских организаций убеждают граждан предоставить им конфиденциальную информацию о банковских картах (полные номера, цифры с оборотной сторон пластиковых карт и коды подтверждения платежных операций из sms-сообщений). Обладая такими сведениями, преступники получают возможность произвести любые операции с находящими на счетах денежными средствами: перевести их третьим лицам, оплатить покупки в онлайн-магазинах, обналичить в банкоматах. Еще одним похожим способом является понуждение владельцев безналичных денежных средств самостоятельно перечислить их на якобы «безопасные», а в действительности подконтрольные преступникам счета или номера мобильных телефонов.
В обоих случаях необходимо четко понимать, что реальные сотрудники банков никогда не звонят своим клиентам с целью получения от них каких-либо сведений. Никакая информация о банковских картах никогда и ни при каких обстоятельствах не должна сообщаться неизвестным, звонящим от лица банковских учреждений, каков бы не был предлог (к примеру идентификация личности владельца карты или предотвращение несанкционированных держателем карты списаний денежных средств).
Активно используется мошенниками и сегмент интернет-торговли на сайтах мгновенных объявлений, таких как «Авито», «Юла» и т.п. Злоумышленниками осуществляется размещение информации о продаже какого-либо товара, как правило по привлекательной цене для усиления эффекта осуществления выгодной покупки. В ходе обсуждения условий сделки и подробностей доставки «продавец» или предлагает осуществить полную предоплату товара, а получив деньги, перестает выходить на связь, или убеждает перейти на фишинговую интернет-страницу с очень похожим на официальный сайт электронным адресом, где ничего не подозревающий покупатель вводит данные своей банковской карты для оплаты товара – в действительности же эти сведения просто попадают в пользование злоумышленника, которым как и в случае со звонками из «службы безопасности банка» в дальнейшем используются для любых операций с чужими денежными средствами.
Помните, что при любых дистанционных платежах и безналичных переводах, необходимо проявлять внимательность и осторожность, при малейших сомнениях лучше отказаться от совершения таких операций и выполнения телефонных указаний неизвестных лиц, предварительно самостоятельно позвонить на «горячую линию» своего банка и уточнить все интересующие сведения (номера телефонов как правило указываются на банковских картах).
Управление по надзору за следствием, дознанием и ОРД
Новые способы мошенничества, совершенные с использованием мобильной связи и ИКТ (СУ)
Развитие информационно-телекоммуникационных сетей, внедрение в повседневную жизнь российских граждан современных средств осуществления платежных операций с каждым днем все больше привлекает злоумышленников. Ежедневно с использованием средств мобильной связи, банковских карт и сети «Интернет» совершается большое количество преступных посягательств корыстной направленности, в результате которых денежные средства законных правообладателей переходят в распоряжение преступников. Подобные деяния как правило имеют трансграничный и высокотехнологичный характер, существенно осложняющий их раскрытие и расследование, привлечение виновных лиц к ответственности и возмещение причиняемого ущерба. В подобных реалиях наиболее эффективным инструментом борьбы с киберпреступностью продолжает оставаться информирование населения о возможных способах и видах хищений, позволяющее своевременно идентифицировать мошенников и предотвратить неправомерное изъятие ими денежных средств.
В настоящий момент наиболее распространенным видом хищений в сфере ИКТ являются ситуации, когда злоумышленники в ходе телефонных звонков под видом сотрудников кредитно-банковских организаций убеждают граждан предоставить им конфиденциальную информацию о банковских картах (полные номера, цифры с оборотной сторон пластиковых карт и коды подтверждения платежных операций из sms-сообщений). Обладая такими сведениями, преступники получают возможность произвести любые операции с находящими на счетах денежными средствами: перевести их третьим лицам, оплатить покупки в онлайн-магазинах, обналичить в банкоматах. Еще одним похожим способом является понуждение владельцев безналичных денежных средств самостоятельно перечислить их на якобы «безопасные», а в действительности подконтрольные преступникам счета или номера мобильных телефонов.
В обоих случаях необходимо четко понимать, что реальные сотрудники банков никогда не звонят своим клиентам с целью получения от них каких-либо сведений. Никакая информация о банковских картах никогда и ни при каких обстоятельствах не должна сообщаться неизвестным, звонящим от лица банковских учреждений, каков бы не был предлог (к примеру идентификация личности владельца карты или предотвращение несанкционированных держателем карты списаний денежных средств).
Активно используется мошенниками и сегмент интернет-торговли на сайтах мгновенных объявлений, таких как «Авито», «Юла» и т.п. Злоумышленниками осуществляется размещение информации о продаже какого-либо товара, как правило по привлекательной цене для усиления эффекта осуществления выгодной покупки. В ходе обсуждения условий сделки и подробностей доставки «продавец» или предлагает осуществить полную предоплату товара, а получив деньги, перестает выходить на связь, или убеждает перейти на фишинговую интернет-страницу с очень похожим на официальный сайт электронным адресом, где ничего не подозревающий покупатель вводит данные своей банковской карты для оплаты товара – в действительности же эти сведения просто попадают в пользование злоумышленника, которым как и в случае со звонками из «службы безопасности банка» в дальнейшем используются для любых операций с чужими денежными средствами.
Помните, что при любых дистанционных платежах и безналичных переводах, необходимо проявлять внимательность и осторожность, при малейших сомнениях лучше отказаться от совершения таких операций и выполнения телефонных указаний неизвестных лиц, предварительно самостоятельно позвонить на «горячую линию» своего банка и уточнить все интересующие сведения (номера телефонов как правило указываются на банковских картах).
Управление по надзору за следствием, дознанием и ОРД
Все права защищены
Телефон: +7 (962) 272-58-97