Прокурор разъясняет

  • 09 Августа 2019, 10:00
Требования законодательства в кредитно-банковской сфере по вопросам использования банковских карт
Текст

Законодательство в банковском секторе регулируется Гражданским кодексом РФ, Федеральным законом от 02.12.1990 № 395-1 «О банках и банковской деятельности» и иными подзаконными нормативными актами Банка России, требования которых направлены на предотвращение незаконного завладения сведениями о банковских картах граждан и, как следствие, возможности хищения хранящихся на банковском счете денежных средств.

   Например, согласно п. 1 ст. 857 Гражданского кодекса РФ и ч.1 ст.26 Федерального закона от 02.12.1990 № 395-1 «О банках и банковской деятельности» кредитная организация должна обеспечить тайну об операциях, о счетах и вкладах своих клиентов и корреспондентов. Все служащие кредитной организации обязаны хранить тайну об операциях, о счетах и вкладах ее клиентов и корреспондентов, а также об иных сведениях, устанавливаемых кредитной организацией.

    Проведенным прокуратурой области анализом установлено, что участились случаи хищения денежных средств граждан с банковских карт. При этом в подавляющем большинстве случаев, хищение денежных средств с банковской карты происходит не по вине должностных лиц кредитной организации, а в связи с несоблюдением держателями банковских карт надлежащих мер предосторожности и передаче третьим лицам сведений, отнесенных к банковской тайне.

    Например, на мобильный телефон гражданина поступает звонок, в ходе которого неизвестный представляется сотрудником банка (или иной кредитной организации) и просит сообщить реквизиты банковской карты в целях срочного погашения долга по кредиту; для подключения бесплатной дополнительной системы защиты от взлома; в связи с блокировкой банковской карты по причине совершения сомнительной операции.

    После того как гражданин сообщает злоумышленнику все необходимые сведения о его банковской карте, как правило мошенники совершают списание хранящихся на ней денежных средств.

    С учетом изложенного, прокуратура области призывает держателей банковских карт быть бдительными и следовать нижеуказанным рекомендациям по безопасному использованию банковских карт:

- периодически проверяйте, все ли ваши банковские карты на месте;

- уничтожайте копии чеков, билетов и других не нужных Вам документов, где указан номер вашей банковской карты;

- запомните ваш личный идентификационный номер от банковской карты (PIN-код); храните его в тайне от других лиц; никогда не храните PIN-код в одном месте с банковской картой; относитесь к ПИН-коду как к ключам от сейфа с вашими денежными средствами;

- храните номер Вашей банковской карты втайне от других лиц; не предоставляйте реквизиты своей банковской карты неизвестным и посторонним Вам лицам;

- никогда, ни при каких обстоятельствах не сообщайте третьим лицам PIN-код и CVV2-код банковской карты, срок её действия и на кого она зарегистрирована, а также пароли из СМС-сообщений от банка (ни сотрудники банка, ни любой другой организации не вправе требовать их);

- по возможности, старайтесь не использовать «зарплатные карты» для расчётов в Интернет-магазинах;

- выбирайте банкоматы, расположенные внутри офисов банков или в охраняемых точках, оборудованных системами видеонаблюдения;

- не стесняйтесь закрывать клавиатуру банкомата рукой и просить отойти в сторону близко стоящих к Вам граждан в очереди;

- при возникновении проблем с банкоматом не пользуйтесь советами «случайных помощников» - никуда не уходя, сразу звоните в банк и блокируйте карту;

- при возникновении каких-либо подозрений в мошенничестве САМОСТОЯТЕЛЬНО связывайтесь с клиентской поддержкой банка, номер телефона которой сохраните заранее.

   Кроме того, с развитием новых цифровых технологий и сети «Интернет» все больше банков представляют своим клиентам возможность дистанционного банковского обслуживания - банкинг. Банкинг позволяет осуществлять операции через личный кабинет клиента в сети «Интернет» на официальном сайте банка (интернет-банкинг), или информирование о транзакциях посредством СМС-сообщений (СМС-банкинг).

   С учетом изложенного, прокуратура области призывает держателей банковских карт также соблюдать нижеуказанные меры предосторожности при пользовании банкингом:

- на личном компьютере установите антивирус и своевременно его обновляйте;

- придумайте сложный пароль для входа в личный кабинет банка, а также используйте одноразовые пароли, запрашиваемые банками для подтверждения действий в личном кабинете;

- при переходе по ссылкам в сети «Интернет» внимательно проверяйте адресные строки - малейшее несовпадение с доменом банка почти наверняка означает, что Вы находитесь на сайте мошенников, имитирующим официальный сайт банка, целью создания которого является хищение Ваших денежных средств;

- не входите в интернет-банк с чужих компьютеров или из публичных незащищённых сетей. Если же это всё-таки случилось, по завершении сессии всегда нажимайте виртуальную клавишу «Выход» из Вашего личного кабинета;

- не скачивайте файлы, полученные из непроверенных источников, не переходите по ненадёжным ссылкам;

- без необходимости не вводите никакие свои персональные данные, помимо логина и пароля.

    ПОВТОРНО НАПОМИНАЕМ, ЧТО БАНКИ НЕ РАССЫЛАЮТ СООБЩЕНИЯ О БЛОКИРОВКЕ КАРТ, А В ТЕЛЕФОННОМ РАЗГОВОРЕ НЕ ПРОСЯТ СООБЩИТЬ КОНФИДЕНЦИАЛЬНЫЕ СВЕДЕНИЯ И КОДЫ, СВЯЗАННЫЕ С КАРТАМИ СВОИХ КЛИЕНТОВ.

   Для примера приводятся следующие «схемы», которые используют злоумышленники, чтобы похитить денежные средства граждан:

1) Вам приходит сообщение о том, что банковская карта заблокирована. Предлагается бесплатно позвонить на определенный номер для получения подробной информации.

2) Когда Вы звоните по указанному телефону, Вам сообщают о том, что на сервере, отвечающем за обслуживание карты, произошел сбой, а затем просят сообщить номер карты и ПИН-код для ее перерегистрации, либо дойти до ближайшего банкомата и следуя «подсказкам» оператора самостоятельно разблокировать карту.

    Не торопитесь немедленно выполнять требования лица, представившегося сотрудником банка. Свяжитесь со службой поддержки клиентов самостоятельно. Скорее всего, Вам сообщат, что никаких сбоев и блокировок не происходило.

3) Звонки от имени сотрудников правоохранительных органов о том, что родственник попал в ДТП, в полицию, в больницу и т.д., в связи с чем, для освобождения от уголовной ответственности, требуют передать определенную сумму денег. Никогда недоверяйте подобного рода звонкам и САМОСТОЯТЕЛЬНО позвоните родственнику, чтобы убедиться, что у него все в порядке.

4) Звонки о желании приобрести какое-либо имущество, размещенное на различных Интернет-сайтах гражданами в объявлениях о продаже. В таких случаях мошенник звонит по объявлению и просит продиктовать номер банковской карты для перечисления аванса за товар, а потом просит сообщить различные коды доступа;

5) Звонки от имени сотрудников банков о хакерской атаке на кредитное учреждение, а также о необходимости провести ряд операций для сохранности денежных средств на расчетных счетах;

6) СМС-сообщения либо звонки о каком-либо выигрыше (автомобиля, телефона и т.д.), для получения которого необходимо перечислить денежные средства;

7) СМС-сообщения от имени кредитных учреждений о блокировке банковской карты с предложением временно перечислить деньги на другие счета для их сохранности;

8) СМС-сообщения либо звонки о, якобы, имеющейся задолженности по кредитам, которые необходимо погасить.

БУДЬТЕ ВНИМАТЕЛЬНЫ!!!

Если злоумышленники все же смогли ввести Вас в заблуждение и похитили денежные средства, незамедлительно обратитесь в Контактный центр банка по официальному телефону и попросите заблокировать карту, реквизиты которой были сообщены посторонним лицам, а также в органы полиции с заявлением о совершении мошеннических действий для организации проведения доследственной проверки.

 

Прокурор отдела С.М. Чирьев

Распечатать