Прокурор разъясняет
- 30 Апреля 2025, 11:40
В сфере государственного оборонного заказа действует особый порядок проведения закупки товаров для нужд обороны и безопасности государства.
Отношения в сфере государственного оборонного заказа урегулированы Федеральным законом от 29.12.2012 № 275-ФЗ «О государственном оборонном заказе» (далее – Закон № 275-ФЗ) и Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»
В соответствии с пунктами 2, 3, 4, 9, 10, 14 статьи 7 Закона № 275-ФЗ, к числу основных обязанностей государственного заказчика относятся: организация и осуществление размещения заказов на поставки продукции по государственному оборонному заказу, формирование цены государственного контракта при размещении путем использования конкурентных способов определения поставщиков (исполнителей, подрядчиков), заключение государственных контрактов и принятие необходимых мер по их исполнению, осуществление контроля за целевым использованием головным исполнителем бюджетных ассигнований, выделенных из федерального бюджета на оплату поставок продукции по государственному оборонному заказу, осуществление контроля за обеспечением головным исполнителем, исполнителем контрактных обязательств, обеспечение приемки продукции по государственному оборонному заказу в соответствии с условиями государственного контракта.
В силу части 1 статьи 6 Федерального закона № 275-ФЗ размещение государственного оборонного заказа осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, с учетом особенностей, предусмотренных Федеральным законом № 275-ФЗ.
Основной особенностью отношений в сфере ГОЗ является государственное регулирование цен на оборонную продукцию, которое осуществляется в соответствии с Постановление Правительства РФ от 02.12.2017 №1465.
Вышеупомянутое постановление Правительства №1465 допускает следующие варианты ценообразования на продукцию ГОЗ:
1. Метод анализа рыночных индикаторов.
На практике используется довольно редко. Не применим при закупке вооружений и военной техники. При применении этого метода стоимость рассчитывается на основе биржевой цены или в соответствии с данным Росстата, если такая цена или данные существуют.
При расчете на основе биржевой цены — берется среднее значение за период не более 45 дней до момента определения цены контракта.
При расчете на основе данных Росстата используется статистика периода не более чем в 3 месяца до момента определения цены контракта.
2. Метод сравнимой цены.
Если предыдущий не применим — приоритетным будет этот метод.
Суть метода — стоимость не должна превышать цену на сравнимую продукцию, которая установилась на рынке.
"Сравнимая продукция" - продукция, идентичная или однородная рассматриваемой, реализация которой осуществлялась в сопоставимых условиях в период, не превышающий 2 лет до даты определения цены на рассматриваемую продукцию, и обладающая потребительскими свойствами, позволяющими заменить рассматриваемую продукцию (с учетом наличия необходимых лицензий у производителей этой продукции), либо продукция, являющаяся взаимозаменяемой по отношению к рассматриваемой в соответствии с законодательством Российской Федерации о защите конкуренции
Если производимые товары, работы, услуги представлены на рынке кем-то еще — необходимо сравнить цену на поставляемую продукцию с ценой на такую же или аналогичную продукцию.
3. Затратный метод определения цены на продукцию, заключающийся в установлении цены на продукцию исходя из состава затрат на ее поставку (включая производство) в виде суммы величин этих затрат и рентабельности (прибыли).
Затратный метод применяется, если невозможно использовать предыдущие два.
В случае применения затратного метода стоимость определяется как сумма затрат и прибыли. Затраты могут включаться в стоимость на основании:
плановых затрат;
фактических затрат предыдущих периодов;
затрат на производство продукции, имеющей сопоставимые свойства и характеристики;
ранее заключенного контракта на аналогичную продукцию с учетом различий в производстве продукции.
При этом следует учитывать, что государственное регулирование цен осуществляется в отношении:
а) продукции, включенной в перечни продукции по государственному оборонному заказу;
б) продукции, поставляемой по государственным контрактам в связи с разработкой, изготовлением, сервисным обслуживанием, модернизацией, ремонтом и утилизацией продукции, указанной в подпункте "а" настоящего пункта;
в) российских вооружения и военной техники, которые не имеют российских аналогов и производство которых осуществляется единственными производителями (единственными поставщиками);
г) работ (услуг) в области космической деятельности в части мероприятий, предусмотренных государственными (федеральными целевыми) программами в области космической деятельности, реализация которых осуществляется в рамках государственного оборонного заказа;
д) сырья, материалов, покупных комплектующих изделий (полуфабрикатов), специального оборудования и иной продукции, поставляемых в рамках кооперации головного исполнителя государственного контракта для выполнения государственного оборонного заказа по поставке продукции.
|
Прокурор отдела по надзору за исполнением законов в в сфере оборонно-промышленного комплекса |
|
К.А. Пудровский |
Особенности проведения закупочных процедур по государственному оборонном заказу
В сфере государственного оборонного заказа действует особый порядок проведения закупки товаров для нужд обороны и безопасности государства.
Отношения в сфере государственного оборонного заказа урегулированы Федеральным законом от 29.12.2012 № 275-ФЗ «О государственном оборонном заказе» (далее – Закон № 275-ФЗ) и Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»
В соответствии с пунктами 2, 3, 4, 9, 10, 14 статьи 7 Закона № 275-ФЗ, к числу основных обязанностей государственного заказчика относятся: организация и осуществление размещения заказов на поставки продукции по государственному оборонному заказу, формирование цены государственного контракта при размещении путем использования конкурентных способов определения поставщиков (исполнителей, подрядчиков), заключение государственных контрактов и принятие необходимых мер по их исполнению, осуществление контроля за целевым использованием головным исполнителем бюджетных ассигнований, выделенных из федерального бюджета на оплату поставок продукции по государственному оборонному заказу, осуществление контроля за обеспечением головным исполнителем, исполнителем контрактных обязательств, обеспечение приемки продукции по государственному оборонному заказу в соответствии с условиями государственного контракта.
В силу части 1 статьи 6 Федерального закона № 275-ФЗ размещение государственного оборонного заказа осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, с учетом особенностей, предусмотренных Федеральным законом № 275-ФЗ.
Основной особенностью отношений в сфере ГОЗ является государственное регулирование цен на оборонную продукцию, которое осуществляется в соответствии с Постановление Правительства РФ от 02.12.2017 №1465.
Вышеупомянутое постановление Правительства №1465 допускает следующие варианты ценообразования на продукцию ГОЗ:
1. Метод анализа рыночных индикаторов.
На практике используется довольно редко. Не применим при закупке вооружений и военной техники. При применении этого метода стоимость рассчитывается на основе биржевой цены или в соответствии с данным Росстата, если такая цена или данные существуют.
При расчете на основе биржевой цены — берется среднее значение за период не более 45 дней до момента определения цены контракта.
При расчете на основе данных Росстата используется статистика периода не более чем в 3 месяца до момента определения цены контракта.
2. Метод сравнимой цены.
Если предыдущий не применим — приоритетным будет этот метод.
Суть метода — стоимость не должна превышать цену на сравнимую продукцию, которая установилась на рынке.
"Сравнимая продукция" - продукция, идентичная или однородная рассматриваемой, реализация которой осуществлялась в сопоставимых условиях в период, не превышающий 2 лет до даты определения цены на рассматриваемую продукцию, и обладающая потребительскими свойствами, позволяющими заменить рассматриваемую продукцию (с учетом наличия необходимых лицензий у производителей этой продукции), либо продукция, являющаяся взаимозаменяемой по отношению к рассматриваемой в соответствии с законодательством Российской Федерации о защите конкуренции
Если производимые товары, работы, услуги представлены на рынке кем-то еще — необходимо сравнить цену на поставляемую продукцию с ценой на такую же или аналогичную продукцию.
3. Затратный метод определения цены на продукцию, заключающийся в установлении цены на продукцию исходя из состава затрат на ее поставку (включая производство) в виде суммы величин этих затрат и рентабельности (прибыли).
Затратный метод применяется, если невозможно использовать предыдущие два.
В случае применения затратного метода стоимость определяется как сумма затрат и прибыли. Затраты могут включаться в стоимость на основании:
плановых затрат;
фактических затрат предыдущих периодов;
затрат на производство продукции, имеющей сопоставимые свойства и характеристики;
ранее заключенного контракта на аналогичную продукцию с учетом различий в производстве продукции.
При этом следует учитывать, что государственное регулирование цен осуществляется в отношении:
а) продукции, включенной в перечни продукции по государственному оборонному заказу;
б) продукции, поставляемой по государственным контрактам в связи с разработкой, изготовлением, сервисным обслуживанием, модернизацией, ремонтом и утилизацией продукции, указанной в подпункте "а" настоящего пункта;
в) российских вооружения и военной техники, которые не имеют российских аналогов и производство которых осуществляется единственными производителями (единственными поставщиками);
г) работ (услуг) в области космической деятельности в части мероприятий, предусмотренных государственными (федеральными целевыми) программами в области космической деятельности, реализация которых осуществляется в рамках государственного оборонного заказа;
д) сырья, материалов, покупных комплектующих изделий (полуфабрикатов), специального оборудования и иной продукции, поставляемых в рамках кооперации головного исполнителя государственного контракта для выполнения государственного оборонного заказа по поставке продукции.
|
Прокурор отдела по надзору за исполнением законов в в сфере оборонно-промышленного комплекса |
|
К.А. Пудровский |
Все права защищены
Телефон: +7 (962) 272-58-97