Прокурор разъясняет
- 25 Июня 2025, 11:14
С 1 марта 2025 года изменены меры административной ответственности в сфере закупок в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» и Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».
Все изменения затрагивают этапы закупок, включая планирование, выбор поставщика, изменение условий контракта, оформление приемки, неразмещение информации и работу с государственным оборонным заказом.
Основные изменения в сфере нарушений законодательства о контрактной системе:
- действующие в настоящее время статьи 7.29 – 7.30 КоАП РФ признаются утратившими силу, а КоАП РФ дополняется соответственно статьями 7.30.1 – 7.30.6;
- также признаются утратившими силу статьи 7.31 - 7.32.1, 7.32.5 КоАП РФ;
- за нарушения порядка формирования, утверждения планов-графиков закупок и внесения изменений в них, порядка их размещения в ЕИС – вводится возможность вынесения предупреждения, а не только наложения административного штрафа на должностных лиц в размере от 5 до 10 тыс. руб. как было ранее;
- ужесточается административная ответственность за нарушения при обосновании НМЦК (вместо штрафа в 10 тыс. рублей вводится штраф в размере 1% НМЦК, цены контракта, но не менее 10 и не более 50 тыс. руб.);
- вводится новый состав «нарушение требований к закупаемым товарам, работам, услугам и (или) нормативных затрат» – влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 10 до 20 тыс.руб. (вместо – «включение в план закупок или план-график закупок объекта или объектов закупки, не соответствующих целям закупок или требованиям к закупаемым заказчиком товарам, работам, услугам и (или) нормативным затратам»);
- вводится единый состав нарушения при выборе способа определения поставщика с наложением штрафа на должностных лиц в размере от 30 до 50 тыс. руб. (вместо четырех составов в действующей ст. 7.29 КоАП);
- меняются штрафы в связи с нарушением требований к содержанию документов, формируемых (составляемых) при осуществлении закупок, к порядку и сроку размещения информации и документов, или не размещением информации и документов – вводится предупреждение, а сумма штрафа ограничивается вилкой от 3 до 10 тыс. руб. (однако, исключение составляют составы нарушений при планировании, требований к товарам и нормативных затрат, нарушений при размещении информации в реестрах);
- если нарушения к содержанию документов и порядку и срокам размещения информации и документов повлекут необоснованное ограничение количества участников закупки, то штраф составит уже 1% НМЦК, но не менее 10 и не более 50 тыс. руб.;
- дифференцируется ответственность за нарушение сроков направления информации в реестры: впервые вводятся штрафы для банков – от 30 до 50 тыс. руб. за нарушения в работе с реестром гарантий; в отношении других субъектов ответственности за это нарушение предусматривается возможность вынесения предупреждения или штрафа от 10 до 20 тыс. руб. (ранее было – 20 тыс. руб.);
- предусмотрен единый подход к наказаниям в сфере нарушений работы с заявками поставщиков: штрафы 1% НМЦК, но не менее 5 и не более 30 тыс. руб. или контрольный орган может ограничиться предупреждением;
- аналогичная ответственность предусматривается за нарушение требований к порядку либо сроку возврата денежных средств, внесенных в качестве обеспечения заявки на участие в закупке или обеспечения исполнения контракта;
- вводится ответственность за включение заведомо недостоверной информации в реестр недобросовестных поставщиков – это нарушение влечет наложение штрафа на должностных лиц органа, осуществляющего ведение реестра, в размере от 30 до 50 тыс. руб.;
- меняется ответственность за невыполнение квоты закупок у МСП и СОНКО: вместо штрафа в 50 тыс. руб. будет применяться штраф в диапазоне от 40 до 60 тыс. руб.;
- заключение контракта с нарушением условий, предусмотренных извещением, документацией либо заявкой участника повлечет наложение штрафа на должностных лиц в размере 1% НМЦК, но не менее 5 и не более 30 тыс. руб. на должностных лиц; на юридических лиц вилка от 50 до 200 тыс. руб. (вместо 300 тыс. руб.);
- вводится новый состав – «нарушение требований к направлению или размещению проекта контракта, рассмотрению протокола разногласий, заключению контракта либо срокам осуществления таких действий» (нарушение влечет наложение штрафа на должностных лиц в размере от 5 до 30 тыс. руб.);
- за нарушения в сфере изменения условий контрактов юридические лица получат штраф в диапазоне от 100 до 300 тыс. руб. (вместо штрафа в 200 тыс.), должностные лица – штраф от 10 до 50 тыс. руб. (вместо 20 тыс. руб.);
- если нарушения при заключении или изменении контракта повлекли увеличение его цены, а дополнительное расходование средств бюджета или уменьшение количества товаров, работ, услуг, – это уже повлечет наложение штрафа на должностных лиц в размере 1% цены контракта, но не менее 50 и не более 200 тыс. руб.; для юрлиц вилка от 200 до 400 тыс. руб.);
- несоблюдение требований к обязательному привлечению внешнего эксперта повлечет наложение штрафа на должностных лиц от 5 до 20 тыс.руб. (было – 20 тыс. руб.);
- нарушение требований к оформлению приемки либо сроков приемки, ненаправление мотивированного отказа от подписания документа о приемке – повлечет наложение штрафа на должностных лиц в размере от 10 до 20 тыс.руб. (ранее за неоформление документа о приемке и ненаправление мотивированного отказа штраф составляет 20 тыс. руб.);
- введен новый состав – «неприменение мер ответственности к поставщику (подрядчику, исполнителю) в случае нарушения им условий контракта» – нарушение повлечет наложение штрафа на должностных лиц в размере от 10 до 20 тыс.руб.;
- еще один новый состав – «приемка при несоответствии результатов исполнения условиям контракта» – повлечет наложение штрафа на должностных лиц в размере 1% цены контракта, но не менее 50 и не более 200 тыс. руб.;
- нарушение срока либо порядка оплаты, в том числе неисполнение обязанности по обеспечению авансирования, предусмотренного контрактом, – повлечет наложение штрафа на должностных лиц в размере 1% цены контракта (этапа, аванса), но не менее 10 и не более 50 тыс. руб. (было – от 30 до 50 тыс. руб.);
- за нарушение порядка расторжения контракта в случае одностороннего отказа от исполнения контракта впервые вводится возможность вынесения предупреждения, наряду с возможностью наложения штрафа от 10 до 50 тыс. руб.; на юридических лиц – от 100 до 200 тыс. руб.;
- за повторное совершение должностным лицом административного правонарушения (при изменении (повлекшем увеличение цены, дополнительные расходы или уменьшение количества товара), при приемке или оплате) предусмотрена ответственность в виде влечет дисквалификации на срок от 1 года до 2-х лет.
Помощник прокурора г. Донского С.В. Воронов
С 1 марта 2025 года изменены меры административной ответственности в сфере закупок (прокуратура г. Донской)
С 1 марта 2025 года изменены меры административной ответственности в сфере закупок в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» и Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».
Все изменения затрагивают этапы закупок, включая планирование, выбор поставщика, изменение условий контракта, оформление приемки, неразмещение информации и работу с государственным оборонным заказом.
Основные изменения в сфере нарушений законодательства о контрактной системе:
- действующие в настоящее время статьи 7.29 – 7.30 КоАП РФ признаются утратившими силу, а КоАП РФ дополняется соответственно статьями 7.30.1 – 7.30.6;
- также признаются утратившими силу статьи 7.31 - 7.32.1, 7.32.5 КоАП РФ;
- за нарушения порядка формирования, утверждения планов-графиков закупок и внесения изменений в них, порядка их размещения в ЕИС – вводится возможность вынесения предупреждения, а не только наложения административного штрафа на должностных лиц в размере от 5 до 10 тыс. руб. как было ранее;
- ужесточается административная ответственность за нарушения при обосновании НМЦК (вместо штрафа в 10 тыс. рублей вводится штраф в размере 1% НМЦК, цены контракта, но не менее 10 и не более 50 тыс. руб.);
- вводится новый состав «нарушение требований к закупаемым товарам, работам, услугам и (или) нормативных затрат» – влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 10 до 20 тыс.руб. (вместо – «включение в план закупок или план-график закупок объекта или объектов закупки, не соответствующих целям закупок или требованиям к закупаемым заказчиком товарам, работам, услугам и (или) нормативным затратам»);
- вводится единый состав нарушения при выборе способа определения поставщика с наложением штрафа на должностных лиц в размере от 30 до 50 тыс. руб. (вместо четырех составов в действующей ст. 7.29 КоАП);
- меняются штрафы в связи с нарушением требований к содержанию документов, формируемых (составляемых) при осуществлении закупок, к порядку и сроку размещения информации и документов, или не размещением информации и документов – вводится предупреждение, а сумма штрафа ограничивается вилкой от 3 до 10 тыс. руб. (однако, исключение составляют составы нарушений при планировании, требований к товарам и нормативных затрат, нарушений при размещении информации в реестрах);
- если нарушения к содержанию документов и порядку и срокам размещения информации и документов повлекут необоснованное ограничение количества участников закупки, то штраф составит уже 1% НМЦК, но не менее 10 и не более 50 тыс. руб.;
- дифференцируется ответственность за нарушение сроков направления информации в реестры: впервые вводятся штрафы для банков – от 30 до 50 тыс. руб. за нарушения в работе с реестром гарантий; в отношении других субъектов ответственности за это нарушение предусматривается возможность вынесения предупреждения или штрафа от 10 до 20 тыс. руб. (ранее было – 20 тыс. руб.);
- предусмотрен единый подход к наказаниям в сфере нарушений работы с заявками поставщиков: штрафы 1% НМЦК, но не менее 5 и не более 30 тыс. руб. или контрольный орган может ограничиться предупреждением;
- аналогичная ответственность предусматривается за нарушение требований к порядку либо сроку возврата денежных средств, внесенных в качестве обеспечения заявки на участие в закупке или обеспечения исполнения контракта;
- вводится ответственность за включение заведомо недостоверной информации в реестр недобросовестных поставщиков – это нарушение влечет наложение штрафа на должностных лиц органа, осуществляющего ведение реестра, в размере от 30 до 50 тыс. руб.;
- меняется ответственность за невыполнение квоты закупок у МСП и СОНКО: вместо штрафа в 50 тыс. руб. будет применяться штраф в диапазоне от 40 до 60 тыс. руб.;
- заключение контракта с нарушением условий, предусмотренных извещением, документацией либо заявкой участника повлечет наложение штрафа на должностных лиц в размере 1% НМЦК, но не менее 5 и не более 30 тыс. руб. на должностных лиц; на юридических лиц вилка от 50 до 200 тыс. руб. (вместо 300 тыс. руб.);
- вводится новый состав – «нарушение требований к направлению или размещению проекта контракта, рассмотрению протокола разногласий, заключению контракта либо срокам осуществления таких действий» (нарушение влечет наложение штрафа на должностных лиц в размере от 5 до 30 тыс. руб.);
- за нарушения в сфере изменения условий контрактов юридические лица получат штраф в диапазоне от 100 до 300 тыс. руб. (вместо штрафа в 200 тыс.), должностные лица – штраф от 10 до 50 тыс. руб. (вместо 20 тыс. руб.);
- если нарушения при заключении или изменении контракта повлекли увеличение его цены, а дополнительное расходование средств бюджета или уменьшение количества товаров, работ, услуг, – это уже повлечет наложение штрафа на должностных лиц в размере 1% цены контракта, но не менее 50 и не более 200 тыс. руб.; для юрлиц вилка от 200 до 400 тыс. руб.);
- несоблюдение требований к обязательному привлечению внешнего эксперта повлечет наложение штрафа на должностных лиц от 5 до 20 тыс.руб. (было – 20 тыс. руб.);
- нарушение требований к оформлению приемки либо сроков приемки, ненаправление мотивированного отказа от подписания документа о приемке – повлечет наложение штрафа на должностных лиц в размере от 10 до 20 тыс.руб. (ранее за неоформление документа о приемке и ненаправление мотивированного отказа штраф составляет 20 тыс. руб.);
- введен новый состав – «неприменение мер ответственности к поставщику (подрядчику, исполнителю) в случае нарушения им условий контракта» – нарушение повлечет наложение штрафа на должностных лиц в размере от 10 до 20 тыс.руб.;
- еще один новый состав – «приемка при несоответствии результатов исполнения условиям контракта» – повлечет наложение штрафа на должностных лиц в размере 1% цены контракта, но не менее 50 и не более 200 тыс. руб.;
- нарушение срока либо порядка оплаты, в том числе неисполнение обязанности по обеспечению авансирования, предусмотренного контрактом, – повлечет наложение штрафа на должностных лиц в размере 1% цены контракта (этапа, аванса), но не менее 10 и не более 50 тыс. руб. (было – от 30 до 50 тыс. руб.);
- за нарушение порядка расторжения контракта в случае одностороннего отказа от исполнения контракта впервые вводится возможность вынесения предупреждения, наряду с возможностью наложения штрафа от 10 до 50 тыс. руб.; на юридических лиц – от 100 до 200 тыс. руб.;
- за повторное совершение должностным лицом административного правонарушения (при изменении (повлекшем увеличение цены, дополнительные расходы или уменьшение количества товара), при приемке или оплате) предусмотрена ответственность в виде влечет дисквалификации на срок от 1 года до 2-х лет.
Помощник прокурора г. Донского С.В. Воронов
Все права защищены
Телефон: +7 (962) 272-58-97