Прокурор разъясняет
- 17 Февраля 2014, 15:00
С 01.01.2014 года вступил в силу Федеральный закон № 44-ФЗ от 01.04.2013 «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон № 44-ФЗ), устанавливающий, в том числе, виды контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.Одним из видов данного контроля законодатель определяет ведомственный контроль (ст. 100 Закона № 44-ФЗ), осуществляемый государственными органами, Государственной корпорацией по атомной энергии "Росатом", органами управления государственными внебюджетными фондами, муниципальными органами.В целях реализации данной нормы Закона Правительством Российской Федерации 10.02.2014 принято постановление № 89 «Об утверждении Правил осуществления ведомственного контроля в сфере закупок для обеспечения федеральных нужд", которым регламентирован порядок осуществления федерального ведомственного контроля в сфере закупок.Федеральные госорганы, органы управления государственными внебюджетными фондами и госкорпорация "Росатом" контролируют, как подведомственные им заказчики соблюдают законодательство о контрактной системе в сфере закупок. Каждый орган ведомственного контроля должен утвердить соответствующий регламент. Контроль предполагает проведение выездных и документарных мероприятий. С 1 января 2017 г. проверяющие должны иметь высшее образование или дополнительное профобразование в сфере закупок.Приведен перечень требований, выполнение которых проверяется. В их числе - соблюдение установленных ограничений и запретов, правильность определения и обоснования начальной цены контракта, предоставление преимуществ малому бизнесу. Определены сроки введения контроля за соблюдением отдельных требований. Прописан порядок проведения проверочных мероприятий.В случае выявления нарушений утверждается план их устранения. Если обнаружены признаки правонарушений, материалы проверки передаются в уполномоченный орган. Кроме того, Законом № 44-ФЗ к видам контроля в сфере соблюдения законодательства о закупках отнесен общественный контроль (с. 102). Согласно названной статье Закона № 44-ФЗ граждане и общественные объединения и объединения юридических лиц вправе осуществлять общественный контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок. Органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечивать возможность осуществления такого контроля.Общественный контроль нацелен на предупреждение, выявление нарушений требований законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок и информирование заказчиков, контрольных органов в сфере закупок о выявленных нарушениях.Общественные объединения и объединения юридических лиц, осуществляющие общественный контроль, вправе:1) подготавливать предложения по совершенствованию законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок;2) направлять заказчикам запросы о предоставлении информации об осуществлении закупок и о ходе исполнения контрактов;3) осуществлять независимый мониторинг закупок и оценку эффективности закупок, в том числе оценку осуществления закупок и результатов исполнения контрактов в части их соответствия требованиям настоящего Федерального закона;4) обращаться от своего имени в государственные органы и муниципальные органы с заявлением о проведении мероприятий по контролю в соответствии с настоящим Федеральным законом;5) обращаться от своего имени в правоохранительные органы в случаях выявления в действиях (бездействии) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссий по осуществлению закупок и их членов, должностных лиц контрактной службы, контрактных управляющих признаков состава преступления;6) обращаться в суд в защиту нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов группы лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Ведомственный контроль в сфере закупок для обеспечения федеральных нужд.
С 01.01.2014 года вступил в силу Федеральный закон № 44-ФЗ от 01.04.2013 «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон № 44-ФЗ), устанавливающий, в том числе, виды контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.Одним из видов данного контроля законодатель определяет ведомственный контроль (ст. 100 Закона № 44-ФЗ), осуществляемый государственными органами, Государственной корпорацией по атомной энергии "Росатом", органами управления государственными внебюджетными фондами, муниципальными органами.В целях реализации данной нормы Закона Правительством Российской Федерации 10.02.2014 принято постановление № 89 «Об утверждении Правил осуществления ведомственного контроля в сфере закупок для обеспечения федеральных нужд", которым регламентирован порядок осуществления федерального ведомственного контроля в сфере закупок.Федеральные госорганы, органы управления государственными внебюджетными фондами и госкорпорация "Росатом" контролируют, как подведомственные им заказчики соблюдают законодательство о контрактной системе в сфере закупок. Каждый орган ведомственного контроля должен утвердить соответствующий регламент. Контроль предполагает проведение выездных и документарных мероприятий. С 1 января 2017 г. проверяющие должны иметь высшее образование или дополнительное профобразование в сфере закупок.Приведен перечень требований, выполнение которых проверяется. В их числе - соблюдение установленных ограничений и запретов, правильность определения и обоснования начальной цены контракта, предоставление преимуществ малому бизнесу. Определены сроки введения контроля за соблюдением отдельных требований. Прописан порядок проведения проверочных мероприятий.В случае выявления нарушений утверждается план их устранения. Если обнаружены признаки правонарушений, материалы проверки передаются в уполномоченный орган. Кроме того, Законом № 44-ФЗ к видам контроля в сфере соблюдения законодательства о закупках отнесен общественный контроль (с. 102). Согласно названной статье Закона № 44-ФЗ граждане и общественные объединения и объединения юридических лиц вправе осуществлять общественный контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок. Органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечивать возможность осуществления такого контроля.Общественный контроль нацелен на предупреждение, выявление нарушений требований законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок и информирование заказчиков, контрольных органов в сфере закупок о выявленных нарушениях.Общественные объединения и объединения юридических лиц, осуществляющие общественный контроль, вправе:1) подготавливать предложения по совершенствованию законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок;2) направлять заказчикам запросы о предоставлении информации об осуществлении закупок и о ходе исполнения контрактов;3) осуществлять независимый мониторинг закупок и оценку эффективности закупок, в том числе оценку осуществления закупок и результатов исполнения контрактов в части их соответствия требованиям настоящего Федерального закона;4) обращаться от своего имени в государственные органы и муниципальные органы с заявлением о проведении мероприятий по контролю в соответствии с настоящим Федеральным законом;5) обращаться от своего имени в правоохранительные органы в случаях выявления в действиях (бездействии) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссий по осуществлению закупок и их членов, должностных лиц контрактной службы, контрактных управляющих признаков состава преступления;6) обращаться в суд в защиту нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов группы лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Все права защищены