Прокурор разъясняет

  • 16 Февраля 2018, 12:56
Верховный Суд Российской Федерации снова помог разобраться в отличиях трудового договора от гражданско-правового
Текст
1 Изображения

Грушко В.Д. обратилась в суд с иском к ОАО «Мурманское морское пароходство» с требованием установить факт трудовых отношений, а также о взыскании заработной платы и компенсации морального вреда.

В иске Грушко В.Д. указала, что исполняла на предприятии обязанности по осуществлению контрольно-пропускного режима и охраны объектов.  Исполнение возложенных на нее обязанностей было оформлено  договором возмездного оказания услуг.

Однако, полагая, что работу она выполняла лично, в соответствии с графиком смен,  при осуществлении обязанностей руководствовалась должностной инструкцией, подчинялась установленному работодателем порядку, находилась в подчинении старшего поста охраны, начальника службы безопасности, распоряжения которых выполняла,  истец полагала, что между ней и  ОАО «Мурманское морское пароходство» сложились трудовые отношения.  Ввиду чего, ей положено предоставление предусмотренных трудовым законодательством прав на получение заработной платы за работу в выходные и праздничные нерабочие дни в повышенном размере, предоставление отпуска и т.д.

Решением суда первой инстанции и апелляционным определением в иске было отказано.

Пересмотрев состоявшиеся судебные постановления, Верховный Суд  РФ указал  на отличительные признаки договоров возмездного оказания услуг и трудового договора.

Так, целью заключения договора возмездного оказания услуг является выполнение конкретного задания к оговоренному сроку за определенную плату, цель трудового договора – работа как таковая.

Предметом гражданско-правового договора является исполнение разовой работы, где важна именно оказанная услуга, целью трудового договора является выполнение трудовой функции, где важен сам процесс.

 Положение исполнителя по гражданско-правовому договору отличается от положения работника.

Как сторона гражданско-правового договора исполнитель сохраняет самостоятельность. В тоже время работник подчиняется режиму, трудится под контролем и руководством работодателя.

Возможные риски неисполнения или ненадлежащего исполнения по гражданско-правовому договору лежат на исполнителе, по трудовому договору – на работодателе.   

При определении спорных отношений как трудовых, как указал Верховный Суд РФ, следует ссылаться на тарифно-квалификационные характеристики работы,  должностные инструкции, любые документальные и иные указания на профессию, специальность, вид поручаемой работы.

Определение Верховного Суда Российской Федерации от 05.02.2018 № 34-КГ17-10

Распечатать