Прокурор разъясняет
- 27 Июля 2022, 10:23
Согласно части 1 статьи 4.5 КоАП РФ «Давность привлечения к административной ответственности» постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев (по делу об административном правонарушении, рассматриваемому судьей, – по истечении трех месяцев) со дня совершения административного правонарушения, а за отдельные виды административных правонарушений, указанные в данной норме, – по истечении одного, двух, трех или шести лет со дня совершения административного правонарушения.
С учетом конституционно-правового статуса Верховного Суда РФ, призванного обеспечивать единство судебной практики, сформулированные им по вопросу исчисления сроков давности привлечения к административной ответственности разъяснения (пункт 14 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях») предполагают, что постановление по делу об административном правонарушении может быть вынесено только до истечения (окончания) установленного статьей 4.5 КоАП РФ срока давности, который надлежит исчислять по общим правилам исчисления сроков – со дня, следующего за днем совершения (обнаружения) административного правонарушения.
Изучение судебной практики, складывающейся в связи с применением административной ответственности, свидетельствует, что она даже после издания постановления Пленума N 5 не отличается устоявшимся единообразием в вопросе определения начала исчисления срока давности привлечения к административной ответственности. И хотя такая практика преимущественно не отступает от генеральной линии, занятой Верховным Судом РФ, в деятельности судебных органов можно обнаружить иной вариант истолкования и применения части 1 статьи 4.5 КоАП РФ, согласно которому срок давности привлечения к административной ответственности должен подлежать исчислению со дня совершения (обнаружения) административного правонарушения (определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 04.04.2017 N 305-АД16-16921, постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 15.11.2018 N Ф07-13080/2018, постановление Первого кассационного суда общей юрисдикции от 18.052021 N 16-2672/2021, постановление Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 24.12.2021 N 16-7064/2021 и др.).
Это подтверждало, что в судебном правоприменении вопреки предпринятым Верховным Судом РФ усилиям не сложилась единообразная практика по вопросу, касающемуся правил исчисления сроков давности привлечения к административной ответственности, а потому при привлечении физических и юридических лиц к данному виду публично-правовой ответственности не исключалось произвольное определение дня, с которого начинается исчисление указанных сроков.
Отсутствие в части 1 статьи 4.5 КоАП РФ определенности (ясности) в отношении дня, начиная с которого надлежит исчислять срок давности привлечения к административной ответственности, влекло за собой отсутствие необходимого единства в правоприменении, не поддающегося исправлению посредством юридического, в том числе конституционно-правового, истолкования, что неизбежно вступало в противоречие с конституционными принципами правового государства, верховенства права и равенства всех перед законом и судом, закрепленными в Конституции РФ.
На основании изложенного, Постановлением Конституционного суда РФ от 17.05.2022 N 19-П «По делу о проверке конституционности части 1 статьи 4.5 4.5 Кодека Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с жалобой гражданки О.А. Мельниковой» установлено следующее:
1. Часть 1 статьи 4.5 КоАП РФ признана не соответствующей Конституции РФ в той мере, в какой в системе действующего правового регулирования неопределенность ее нормативного содержания порождает неоднозначное решение вопроса о дне, начиная с которого должен исчисляться срок давности привлечения к административной ответственности за совершение перечисленных в ней административных правонарушений, и тем самым допускает произвольное определение в качестве такого дня как дня совершения административного правонарушения, так и дня, следующего за днем совершения административного правонарушения.
2. Впредь до внесения в законодательство об административных правонарушениях изменений, вытекающих из настоящего Постановления, исчисление срока давности привлечения к административной ответственности в соответствии с частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ должно осуществляться начиная со дня совершения административного правонарушения.
Братская транспортная прокуратура.
Конституционный суд Российской Федерации поставил точку в вопросе о том, начиная с какого дня должен исчисляться срок давности привлечения к административной ответственности.
Согласно части 1 статьи 4.5 КоАП РФ «Давность привлечения к административной ответственности» постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев (по делу об административном правонарушении, рассматриваемому судьей, – по истечении трех месяцев) со дня совершения административного правонарушения, а за отдельные виды административных правонарушений, указанные в данной норме, – по истечении одного, двух, трех или шести лет со дня совершения административного правонарушения.
С учетом конституционно-правового статуса Верховного Суда РФ, призванного обеспечивать единство судебной практики, сформулированные им по вопросу исчисления сроков давности привлечения к административной ответственности разъяснения (пункт 14 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях») предполагают, что постановление по делу об административном правонарушении может быть вынесено только до истечения (окончания) установленного статьей 4.5 КоАП РФ срока давности, который надлежит исчислять по общим правилам исчисления сроков – со дня, следующего за днем совершения (обнаружения) административного правонарушения.
Изучение судебной практики, складывающейся в связи с применением административной ответственности, свидетельствует, что она даже после издания постановления Пленума N 5 не отличается устоявшимся единообразием в вопросе определения начала исчисления срока давности привлечения к административной ответственности. И хотя такая практика преимущественно не отступает от генеральной линии, занятой Верховным Судом РФ, в деятельности судебных органов можно обнаружить иной вариант истолкования и применения части 1 статьи 4.5 КоАП РФ, согласно которому срок давности привлечения к административной ответственности должен подлежать исчислению со дня совершения (обнаружения) административного правонарушения (определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 04.04.2017 N 305-АД16-16921, постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 15.11.2018 N Ф07-13080/2018, постановление Первого кассационного суда общей юрисдикции от 18.052021 N 16-2672/2021, постановление Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 24.12.2021 N 16-7064/2021 и др.).
Это подтверждало, что в судебном правоприменении вопреки предпринятым Верховным Судом РФ усилиям не сложилась единообразная практика по вопросу, касающемуся правил исчисления сроков давности привлечения к административной ответственности, а потому при привлечении физических и юридических лиц к данному виду публично-правовой ответственности не исключалось произвольное определение дня, с которого начинается исчисление указанных сроков.
Отсутствие в части 1 статьи 4.5 КоАП РФ определенности (ясности) в отношении дня, начиная с которого надлежит исчислять срок давности привлечения к административной ответственности, влекло за собой отсутствие необходимого единства в правоприменении, не поддающегося исправлению посредством юридического, в том числе конституционно-правового, истолкования, что неизбежно вступало в противоречие с конституционными принципами правового государства, верховенства права и равенства всех перед законом и судом, закрепленными в Конституции РФ.
На основании изложенного, Постановлением Конституционного суда РФ от 17.05.2022 N 19-П «По делу о проверке конституционности части 1 статьи 4.5 4.5 Кодека Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с жалобой гражданки О.А. Мельниковой» установлено следующее:
1. Часть 1 статьи 4.5 КоАП РФ признана не соответствующей Конституции РФ в той мере, в какой в системе действующего правового регулирования неопределенность ее нормативного содержания порождает неоднозначное решение вопроса о дне, начиная с которого должен исчисляться срок давности привлечения к административной ответственности за совершение перечисленных в ней административных правонарушений, и тем самым допускает произвольное определение в качестве такого дня как дня совершения административного правонарушения, так и дня, следующего за днем совершения административного правонарушения.
2. Впредь до внесения в законодательство об административных правонарушениях изменений, вытекающих из настоящего Постановления, исчисление срока давности привлечения к административной ответственности в соответствии с частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ должно осуществляться начиная со дня совершения административного правонарушения.
Братская транспортная прокуратура.
Все права защищены
Телефон: +7 (914) 011-68-91
Телефон: +7 (3952) 28-04-12 (14-12)