Интервью и выступления

В Хабаровском крае транспорт под надзором. Дальневосточный транспортный прокурор Александр Воронин о безопасности и правах пассажиров
  Текст

В августе заканчивается традиционный сезон отпусков, когда жители нашего края возвращаются домой с отдыха самолётами, поездами, речным, а кое-где и морским транспортом. Как защищены права и интересы пассажиров, обеспечена безопасность перевозок корреспондент ИА «Хабаровский край сегодня» Даниил Горчаков беседует с Дальневосточным транспортным прокурором Александром Ворониным.

Пассажиры на улице не останутся

-  Для жителей нашего края, особенно северных его районов, большую роль играет воздушный транспорт. Как обстоят дела с качеством перевозок?

– Только за шесть месяцев этого года в аэропортах Дальнего Востока задержано более 3 тысяч рейсов, основные причины – неблагоприятные метеоусловия и позднее прибытие воздушного судна в аэропорт вылета. Авиакомпании, не соблюдающие сроки доставки пассажиров, привлекаются по постановлениям транспортных прокуроров к ответственности.

Например, при выполнении пассажирского рейса по маршруту «Охотск – Хабаровск». В аэропорту поселка Охотск 47 пассажирам отказано в перевозке из-за отсутствия в парке авиакомпании достаточного количества резервных воздушных судов. Это нарушение прав пассажиров. Наши специалисты вмешались, в результате генеральному директору внесено представление, а сама авиакомпания привлечена к административной ответственности.

Также в северных посёлках Хабаровского края была проблема, что авиаперевозчики не спешили заключать договоры с гостиницами для предоставления номеров пассажирам за счёт перевозчика в случае задержки рейса. Транспортные прокуроры понудили авиакомпании такие договоры заключить. Пассажиры не останутся на улице, им не придётся снимать жильё за свой счёт.

- На днях при взлёте из Читы в двигатель правительственного самолёта Ту-214 лётного спецотряда «Россия» попала птица. Им пришлось совершить аварийную посадку. А как обстоят дела с обеспечением орнитологической безопасности в Хабаровском крае?

- Источником повышенной опасности для идущих на взлёт и посадку самолётов являются в первую очередь свалки мусора вблизи аэропортов, которые привлекают колонии птиц и могут привести к их столкновению с воздушными судами.

В целом по Дальневосточному региону транспортными прокурорами в суды предъявлены восемь исков о запрете эксплуатации таких полигонов, из них шесть заявлены Николаевским-на-Амуре транспортным прокурором к администрациям Николаевского, Тугуро-Чумиканского, Аяно-Майского, Охотского, имени Полины Осипенко и Ульчского муниципальных районов о возложении обязанности освободить земельные участки от отходов и произвести их рекультивацию. Суды поддержали позицию прокуратуры, решения вступили в законную силу и в настоящее время находятся на добровольном исполнении.

Машинисты перерабатывают

- А какие проблемы Дальневосточная транспортная прокуратура помогает решить на железнодорожном транспорте?

- Произошедшие в этом году сходы локомотивив и вагонов на путях общего пользования и подъездных путях в хабаровском и Комсомольском районах Дальневосточной железной дороги говорят о необходимости пристального внимания прокуроров к этой проблеме.

В первую очередь необходимо снизить влияние человеческого фактора, ведь в ряде случаев причинами аварий являются неверные действия локомотивных бригад, личная недисциплинированность, а также банальная усталость из-за несоблюдения режима труда и отдыха.

- Усталость? Насколько я знаю существуют жёсткие требования к режиму работы локомотивных бригад. Почти такие же требования, как в авиации?

- Приведу пример, в Эксплуатационном локомотивном депо Новый Ургал Дальневосточной дирекции тяги ОАО «РЖД» 348 работников, чья деятельность связана с управлением движением поездов, привлекались к сверхурочной работе свыше 120 часов в год, у 340 из них переработка составила от 124 до 250 часов, а у 8 – от 250 до 327 часов, то есть в 2-3 раза выше установленной законом нормы. Аналогичные нарушения выявлены в эксплуатационных локомотивных депо Хабаровск-2, Комсомольск-на-Амуре, Советская Гавань. Транспортными прокурорами руководителям депо и региональных дирекций тяги внесены представления, виновные привлечены к административной ответственности.

- А как объясняют такие нарушения графика сами железнодорожники?

- Транспортные потоки разворачиваются с запада на восток. Кадровый голод. Востребованность машинистов сейчас невероятно высокая. Есть ещё одна сторона этой проблемы. К нам стали поступать от жителей разделённых железной дорогой посёлков и городов, из Переяславки, например, что люди по 2-3 часа не могут попасть из одной в другую часть населённого пункта. Составы идут непрерывно, переезды очень долго закрыты. Эту ситуацию мы уже обсудили с РЖД, передали информацию в органы местного самоуправления. Для решения проблемы необходимо строить объездные пути, путепроводы. Нагрузка на железной дороге будет только возрастать.

Генеральная уборка дна

- Какие проблемы сейчас актуальны в речном и морском транспорте?

- На Дальнем Востоке стартовала программа «Генеральная уборка» по подъёму и утилизации затонувших судов. В Хабаровском крае из акваторий планируется удалить их более 20 штук. Например, в Хабаровском крае поднят затонувший в 2017 году в морском порту Советская Гавань рыболовецкий траулер «Сахалинец», в этом году из Амура удален буксир «Захар», оставленный владельцем на берегу реки в Кировском районе г. Хабаровска и впоследствии затонувший. Сейчас Хабаровская транспортная прокуратура добивается поднятия ещё двух судов, брошенных владельцами в Амурском затоне в районе торгового центра «Броско Молл» краевого центра. Следует отметить, что по всем вступившим в законную силу решениям, не исполненным судовладельцами добровольно, возбуждены исполнительные производства, ход которых контролируется в транспортных прокуратурах.

- Амурский судостроительный завод заканчивает два новых парома, которые будут работать на линии Ванино – Холмск. А готова ли портовая инфраструктура к приёму этих судов.

- Что в Ванино, что в Холмске причальные сооружения требуют реконструкции. На Сахалине уже начался демонтаж первого причала. В Ванино пока идёт оформление проектной документации. Мы предложили, чтобы на этапе подготовки проекта, в его обсуждении принимали участие представители общественных организаций инвалидов. Потому что при решении вопросов с доступностью транспорта для маломобильных граждан очень важно экспертное мнение самих людей с инвалидностью, без которого имеющиеся проблемы невозможно решить эффективно. А для оперативного получения информации о нарушениях мы заключили соглашение о взаимодействии и сотрудничестве с региональным отделением Хабаровского края Всероссийской организации родителей детей-инвалидов.

Справка: В органах прокуратуры Александр Воронин с 1994 года, работал следователем, старшим следователем, прокурором-криминалистом, следователем по особо важным делам в структурных подразделениях прокуратуры Иркутской области, заместителем прокурора Иркутской области, затем возглавил прокуратуру этого региона. На должность Дальневосточного транспортного прокурора он был назначен приказом Генерального прокурора Российской Федерации в декабре 2020 года.

Во время работы в Иркутской области Александр Воронин принимал участие в расследовании целого ряда авиакатастроф, произошедших в конце 90-х – начале 2000-х годов. В ходе рабочих поездок осмотрел практически все крупные морские порты и аэропорты Дальнего Востока, познакомился с работой терминалов и стивидорных компаний.

 

Распечатать