Сегодня в Хабаровске состоялось совместное совещание при Генеральном прокуроре РФ Ю.Я. Чайке и полномочном представителе Президента РФ в Дальневосточном федеральном округе В.И.Ишаеве, посвященное вопросам взаимодействия органов прокуратуры и органов государственной власти в сфере соблюдения трудового законодательства, в том числе оплаты труда.
С основным докладом выступил заместитель Генерального прокурора РФ Ю.А.Гулягин.
Предлагаем Вашему вниманию полный текст его выступления.
***
Соблюдение конституционных прав граждан на труд, государственных гарантий трудовых прав и свобод граждан - одно из приоритетных направлений не только российской государственной политики, но одна из основных задач прокурорского надзора.
Особую значимость и актуальность вопросы соблюдения трудовых прав граждан, поддержания трудовой активности населения, защиты от безработицы приобретают в связи с происходящими в экономике страны кризисными явлениями.
Наиболее болезненной реакцией рынка труда на экономический кризис является снижение занятости населения. В Дальневосточном федеральном округе темпы сокращения численности занятого в различных секторах экономики населения возросли в конце 2008 г. и не снижаются до настоящего времени.В текущем году уровень безработицы увеличился и к концу 1 полугодия составил 3,3%. При этом численность безработных превысила 120 тыс. человек. Только в текущем году работу потеряли более 16 тыс. жителей региона.
Высок уровень безработицы в Амурской области, Хабаровском и Приморском краях. В Амурской области, например, он более чем в полтора раза превысил общероссийский.
Происходящие негативные явления спровоцировали и процесс высвобождения трудовых ресурсов, в результате которого уволено без малого 26 тыс. работников. Наибольшее число в Приморском и Хабаровском краях, Республике Саха (Якутия).
Общее положение с соблюдением трудовых прав граждан продолжает оставаться неблагополучным. Повсеместно выявляются нарушения закона, их количество в сфере труда ежегодно возрастает.
Наибольшая часть выявляемых прокурорами правонарушений приходится, как и прежде, на трудовые правоотношения.
В преобладающем большинстве случаев они связаны с несвоевременной оплатой труда. В текущем году их удельный вес составил 85%. Наиболее часто права граждан на своевременное и полное вознаграждение за труд нарушались в Республике Саха (Якутия), Приморском и Хабаровском краях, Амурской и Сахалинской областях.
Нерешенными остаются проблемы обеспечения на предприятиях здоровых и безопасных условий труда, предупреждения производственного травматизма. В текущем году территориальными органами Роструда в округе расследовано 462 несчастных случая, в 188 из них погибли люди.
Требования законодательства об охране труда нарушаются практически во всех отраслях промышленности. Работодатели, как правило, недостаточно финансируют необходимые мероприятия, не проводят аттестацию рабочих мест, периодические медицинские осмотры работников, их обучение и инструктирование, а зачастую и сами нарушают закон.
К примеру, в Благовещенске Амурской области начальник котельной, вопреки установленным правилам, приказал произвести монтаж самодельного устройства, после подключения которого произошел взрыв. В результате смертельно травмирован сотрудник.
Одним из проявлений кризиса в экономике стало сокращение на предприятиях рабочего времени, приостановления производственной деятельности. На 1 июля текущего года по инициативе работодателей в таком режиме трудились около 26 тыс. человек. Наиболее часто эта форма регулирования производственного процесса применялась в Амурской области и Хабаровском крае.
Без малого 13 тыс. человек по вине работодателей находились в простое. Более 56% этого числа приходится на Республику Саха (Якутия), свыше 33% - на Хабаровский край.
Отпуска без сохранения заработной платы предоставлены почти 3 тыс. человек. Преимущественно это жители Амурской области (43,3%) и Приморского края (34,2%).
Работодатели повсеместно нарушают порядок введения ограничений и изменения рабочего времени, не предоставляют работникам установленные законом гарантии и компенсации.
К примеру, в Приморском крае нарушение установленного законом срока расчета при увольнении сотрудников допущено администрацией обществ «Лагуна» и «Октябрьское автотранспортное предприятие», в Магаданской области руководством Федерального государственного учреждения «Управление автомобильных федеральных дорог».
С нарушением установленного законом порядка в Приморском крае осуществлялась оплата труда в период простоя работникам акционерных обществ «Спасский комбинат асбестоцементных изделий», «Горно-металлургический комплекс «Дальполиметалл», «Русский вольфрам» и других.
Наибольшую озабоченность вызывает проблема обеспечения прав граждан на своевременное вознаграждение за труд.
На протяжении трех последних лет в округе отмечалось устойчивое снижение числа предприятий-должников и задолженности по заработной плате.
В 2008 г. тенденция сохранялась. На начало года насчитывалось 198 таких предприятий, а к концу года - 128.
В условиях кризиса ситуация с выплатой заработной платы стала нестабильной. Резкие всплески просроченной задолженности по заработной плате наблюдались в ноябре 2008 г. и январе 2009 г.
На 1 августа 2009 г. работники более 100 предприятий не получили заработную плату в размере свыше 630 млн.рублей. По данным Росстата, наибольшая задолженность по оплате труда отмечена в Хабаровском крае, Магаданской области и Республике Саха (Якутия).
Основными должниками являются предприятия транспорта, обрабатывающих производств, производства и распределения энергии.
На предприятиях жилищно-коммунального комплекса долг по заработной плате составил более 70 млн. рублей. Наибольшая задолженность имеется в Хабаровском крае и Магаданской области. В то же время в Амурской области, Еврейской автономной области и Чукотском автономном округе долги по заработной плате на таких предприятиях отсутствуют. Видимо, суть проблемы не только в объективных причинах, но и в разном отношении к делу. Задолженность из федерального бюджета имелась в Амурской области, Хабаровском и Приморском краях и составила 20,9 млн. рублей.
Долг по зарплате, образовавшийся по причине несвоевременного получения денежных средств из бюджетов субъектов, отсутствует, а задолженность из местных бюджетов имелась лишь в Хабаровском крае в сумме 200 тыс. рублей.
Более 22 млн. рублей – это доля предприятий оборонного комплекса Амурской области, Приморского и Хабаровского краев, долги перед работниками по зарплате на которых образуются систематически, в том числе из-за недофинансирования из федерального бюджета.
Так, в Приморском крае не получили заработную плату в размере более 3,5 млн. рублей 473работника Федерального государственного унитарного предприятия «30 Судоремонтный завод» Министерства обороны РФ. В настоящий момент заработная плата работникам данного завода выплачена.
На сегодняшний день сложилась необходимость серьезного воздействия на Министерство обороны по своевременной оплате выполненных оборонных заказов. Могу привести только один пример. Начиная с июля 2008 г. на Амурском судостроительном заводе возникла очень крупная задолженность по заработной плате в результате того, что Министерство обороны не оплачивало выполненные работы по контрактам. Сумма в разное время колебалась от 76 млн. рублей (на 01.08.2008) до 318 млн. рублей (на 01.04.2009). Период времени составлял от 5 до 7 месяцев. И вновь на 21 августа текущего года долг составил 61 млн. рублей. Работающих на этом заводе 4459 человек. Такая же ситуация и на ряде других предприятий, выполняющих оборонный заказ.
Особенно остра проблема на предприятиях, находящихся в различных стадиях банкротства. Только в Акционерном обществе «Дальавиа» в Хабаровском крае задолженность составила свыше 250 млн. рублей. Не менее сложной сохраняется ситуация в Магаданской области, где бывшим работникам Федерального государственного унитарного предприятия «Авиакомпания «Магаданские авиалинии» не выплачена зарплата в размере более чем 52 млн. рублей.
Причинами нарушения прав работников предприятий-банкротов является неэффективная управленческая деятельность, а также неправомерные действия арбитражных управляющих.
Вернемся к «Дальавиа». При наличии существенной дебиторской задолженности, по нашим оценкам свыше 100 млн. рублей, каких-либо активных действий на сегодняшний день арбитражным управляющим господином Веселковым не принимается. На мой взгляд, позиция Дальневосточной транспортной прокуратуры должна быть более наступательной.
Есть серьезные вопросы к арбитражным управляющим и по организации оценки и реализации имущества предприятий, а также по выбору приоритетов.
Так, в Хабаровском крае директор общества «Автохолдинг «Амур-Моторс» денежные средства вместо выплаты задолженности по заработной плате направил на содержание здания, за что судом по постановлению прокурора дисквалифицирован.
Нельзя не отметить, что данные госстатистики не отражают реального состояния дел с невыплатой заработной платы, поскольку аккумулируют сведения ограниченного числа респондентов по определенным видам экономической деятельности. Более того, органы статистики не предъявляют должной требовательности к респондентам, которые не представляют сведения о задолженности по заработной плате. А прокуроры не проявляют настойчивости в этом вопросе.
Еще раз обращаю внимание прокуроров на необходимость систематических проверок полноты исполнения органами статистики предусмотренных законом функций.
Кроме этого, реальная задолженность по заработной плате, как показывают результаты работы прокуроров по выявлению латентных должников,
существенно превышает статистическую. Это отмечалось и на совещаниях в других федеральных округах.
Представляемые органами статистики данные не только затрудняют социально-экономическое прогнозирование, но и не способствуют защите прав конкретных работников.
К примеру, благодаря проводимой с предприятиями-должниками работе и мерам, принимаемым органами прокуратуры, удалось погасить в полном объеме задолженность по заработной плате (более 120 тыс.рублей) перед работниками Приморской организации «Всероссийское общество инвалидов», не являющейся респондентом статотчетности (
Пограничный район)
.
И данные факты не единичны.
На мой взгляд, необходимо актуализировать объем собираемых госстатистикой сведений.
Надзор за соблюдением законодательства об оплате труда прокурорами субъектов округа строится во взаимодействии с государственными федеральными инспекторами, региональными органами государственной власти, правоохранительными и контролирующими органами, профсоюзными и иными общественными организациями.
На основе постоянного мониторинга развивающейся ситуации проводятся проверки соблюдения трудового законодательства на предприятиях с обсуждением возникающих проблем на межведомственных рабочих группах.
В текущем году принятыми мерами удалось добиться снижения общей суммы долга более чем в 2 раза: с 1 млрд. 300 млн. рублей по состоянию на 1 июня до 592 млн. рублей на середину августа, а также полностью погасить задолженность по заработной плате в двух субъектах Федерации - Еврейской автономной области и Чукотском автономном округе.
Вместе с тем, задолженность по оплате труда на предприятиях округа остается значительной.
Причина такой обстановки – не только объективная нехватка денег у предприятий, связанная с тяжелым финансовым положением, невозможностью сбыта продукции, неплатежами пользователей услуг.
Обеспечение трудовых прав граждан – это задача, в том числе и органов власти.
Для решения проблемы просроченной задолженности по заработной плате и иным социальным выплатам в каждом регионе созданы специальные комиссии. Между тем, эта мера пока мало способствовала улучшению ситуации.
Например, комиссией Правительства Хабаровского края заслушивались руководители муниципальных предприятий «Аяно-Майская управляющая компания» и «Солонцовский ТЭК» (Ульчский район), акционерных обществ «179 Судоремонтный завод» (г. Хабаровск) и «Амурская Эра» (г. Комсомольск-на-Амуре), имевших значительные долги по заработной плате.
Между тем, по сведениям Росстата на 21 августа задолженность у отдельных из них не только сохранилась, но и увеличилась.
В Приморском крае в течение длительного времени имелась задолженность по заработной плате перед работниками филиала общества «Русский вольфрам», вынужденными пойти на крайнюю меру – объявление голодовки. Причиной чему послужили неправомерные действия собственника предприятия, находящегося за пределами региона, и не осуществлявшего надлежащее его финансирование. Органами прокуратуры края принят комплекс мер. Однако лишь указание Президента Российской Федерации Медведева Д.А. позволило региональным властям найти решение по имеющейся проблеме.
Полагаю, что необходимо проанализировать деятельность указанных комиссий во всех субъектах Федерации, принять в отношении каждого предприятия, не выплачивающего заработную плату, конкретные меры, позволяющие обеспечить права работников.
Третья часть из организаций, не выплачивающих заработную плату, это муниципальные унитарные предприятия, оказывающие услуги в сфере жилищно-коммунального хозяйства. На их долю приходится более 12% всей суммы задолженности по округу. 40 из них находятся в различных стадиях банкротства. Нет слов, отрасль запущена, длительное время недостаточно финансируется.
Но одним из факторов, способствующих увеличению задолженности по заработной плате, являются действия органов местного самоуправления, которые, выводя муниципальную собственность из основных фондов, доводят предприятия до банкротства. В результате этого они становятся неспособными удовлетворить все требования кредиторов, в том числе погасить долги по заработной плате перед работниками. Такая схема использовалась повсеместно и характерна для всех регионов. И здесь, видимо, требуется решение на государственном уровне.К примеру, в Магаданской области из-за отсутствия какой-либо работы по взысканию дебиторской задолженности, а также исключения объектов собственности муниципального образования «Среднеканский район» из хозяйственного ведения предприятия «Жилкоммунэнерго», его работникам не выплачивалась заработная плата. Фактическая деятельность предприятия прекращена.
По нескольку раз проводилась подобная реорганизация на предприятиях ТЭК и ЖКХ Ульчского района Хабаровского края. В Верхнебуреинском районе решение о банкротстве общества «Энергетик» и создания общества «Тепловик» привело только к тому, что жители поселков не получили заработанные деньги.
Еще одной проблемой органов местного самоуправления, является неисполнение ими обязательств как перед бюджетными учреждениями, так и перед коммерческими предприятиями по договорам на оказание услуг. В результате этого у них не хватает оборотных средств, в том числе, на выплату заработной платы.
К примеру, в Камчатском крае в результате несвоевременного перечисления средств по договору на оказание услуг администрацией Усть-Камчатского района образовалась задолженность по оплате труда на сумму более 1 млн. рублей в муниципальном предприятии «Тепловодхоз».
Подобные примеры позволяют сделать вывод о том, что главы районов, как представители собственника муниципального имущества, ненадлежащим образом исполняют свои обязанности, связанные с бременем его содержания, проводят неэффективную политику распоряжения им. В результате создается нестабильная обстановка на территориях, формируются многочисленные предпосылки для нарушения конституционных прав граждан.
Уважаемые губернаторы!
Прошу Вас обратить внимание на указанные факты, они могут быть и в субъектах, которыми Вы руководите. У Вас имеются достаточные полномочия для воздействия на глав муниципальных образований.
Поэтому предлагаю в случае совершения ими действий, влекущих нарушение прав и свобод граждан, рассматривать вопрос об их ответственности в рамках действующего законодательства.
Прокурорам при проведении проверок на предприятиях уделять особое внимание изучению причин, способствующих их банкротству. При установлении признаков его преднамеренности и фиктивности принимать весь комплекс мер реагирования, направлять материалы в следственные органы для решения вопроса об уголовном преследовании виновных лиц.
Значимая роль в обеспечении прав граждан на труд отведена органам занятости населения. И в этом направлении ими сделано немало. Вместе с тем, имеются и недостатки.
Так, в Приморском крае и Еврейской автономной области установлены факты несвоевременного принятия Центрами занятости решений о признании граждан безработными и назначения пособий; неправильного определения размера этих пособий; ненадлежащего контроля за своевременным и полным предоставлением информации от работодателей.
В Сахалинской области выявлены случаи ненаправления сведений о получении гражданами пособий обманным путем в правоохранительные органы.
В Хабаровском крае имеются примеры ненадлежащего взаимодействия учреждений занятости населения с государственными органами по вопросам трудоустройства инвалидов.
В Амурской области - неиспользования Управлением занятости населения полномочий по возбуждению дел об административных правонарушениях. Имевшиеся материалы о нарушениях работодателями закона оставались без должного реагирования.
В этой связи органам власти необходимо рассмотреть вопрос об эффективности деятельности органов занятости, оценить полноту реализации ими региональных программ, направленных на снижение напряженности на рынке труда, негативных социально-экономических последствий увольнения работников, и предупреждение роста безработицы.
Свое веское слово в деле получения вознаграждения за труд могла бы сказать Федеральная служба судебных приставов.
Вместе с тем, практика прокурорского надзора показывает, что территориальные подразделения Федеральной службы судебных приставов в отдельных случаях не в полной мере обеспечивают выполнение своих функций.
К примеру, в Хабаровском крае на 1 июля текущего года количество оконченных исполнительных производств о взыскании заработной платы составило менее половины, из находящихся в производстве. А в Сахалинской области окончено лишь 40%, и только пятая часть из них фактически исполнена.
Судебными приставами-исполнителями допускаются факты волокиты, бездействия при исполнении решений, в том числе о взыскании заработной платы. При этом нарушения закона влекут за собой не только ограничение прав организаций-взыскателей, но и работников, не получающих заработную плату.
Неэффективная деятельность судебных приставов-исполнителей в 2009 г. явилась предметом прокурорского реагирования более 20 раз, при этом наибольшее число нарушений в деятельности подразделений указанной службы выявлено прокурорами в Хабаровском крае, Амурской и Сахалинской областях.
В обеспечении соблюдения работодателями норм трудового права и защите трудовых прав работников немаловажную роль законодатель отвел для государственных инспекций труда.
В текущем году ими на предприятиях округа проведена определенная работа.
Однако, несмотря на негативные процессы в социальной сфере, в текущем году уменьшилось количество проведенных проверок, выявленных нарушений, число выданных предписаний.
Показателен в кавычках в этой связи пример работы Гострудинспекции в Республике Саха (Якутия), где имелся рост задолженности по заработной плате. Количество проведенных государственными инспекторами проверок, выявленных нарушений уменьшилось практически на треть, снизилось количество выданных предписаний. Между тем, органами прокуратуры Республики таких нарушений установлено в 5 раз больше, возросло и количество принятых мер реагирования. Аналогичная ситуация сложилась практически во всех субъектах Федерации округа.
В Камчатском, Приморском и Хабаровском краях, Амурской и Сахалинской областях, Еврейской автономной области государственные инспекторы не в каждом случае обеспечивают защиту трудовых прав работников, не контролируют исполнение выданных предписаний. Допускают нарушения закона при привлечении работодателей к административной ответственности.
Сегодня в зале присутствуют руководители этих инспекций. Я полагаю, что им нужно проанализировать результаты своей деятельности и оценить полноту и эффективность принимаемых мер.
Прокурорам субъектов Федерации округа необходимо повысить требовательность к должностным лицам контролирующих органов по защите прав и интересов работников, мерами прокурорского реагирования обеспечить исполнение ими своих полномочий в установленных сферах деятельности.
На основе анализа состояния законности в сфере оплаты труда прокуроры субъектов организовывали и осуществляли надзорные мероприятия. В текущем году выявлено около 46 тыс. нарушений законодательства об оплате труда. В целях их устранения внесено свыше 1 тыс. 600 представлений, по инициативе прокуроров 939 человек привлечено к дисциплинарной ответственности, свыше 1100виновных лиц наказаны в административном порядке, 349 должностных лиц предостережены о недопустимости нарушений закона.
Положительное влияние на ситуацию с выплатой вознаграждения за труд оказывает деятельность прокуроров по применению дисквалификации руководителей, систематически нарушающих сроки выплаты заработной платы. Между тем, этот правовой инструмент отдельными прокурорами используется недостаточно
.
В текущем году по постановлениям прокуроров дисквалифицировано лишь 36 руководителей. Наибольшее их число – в Приморском крае.
Так, по инициативе прокурора Лазовского района
в связи с невыплатой заработной платы 56 работникам судом дисквалифицирован директор общества «Подсобное хозяйство «Преображение». В результате принятых мер реагирования задолженность по заработной плате погашена полностью.
Активизирована работа по защите интересов работников в судебном порядке. Внесение законодателем изменений в ст.45 Гражданского процессуального кодекса позволило прокурорам предъявить порядка 37 тыс. заявлений на сумму более 720 млн. рублей. Это на 40% больше, чем за аналогичный период прошлого года. Из них удовлетворено более 30 тыс. исков на сумму свыше 500 млн. рублей.
Наиболее активно эту работу осуществляют прокуроры Амурской области, Республики Саха (Якутия) и Приморского края.
Почти в 3 раза возросла сумма задолженности по оплате труда, которую удалось погасить мерами прокурорского реагирования. По результатам работы в 1 полугодии она составила свыше 1 млрд. рублей.
Так, в Республике Саха (Якутия) в размере более 1 млн. рублей перед работниками акционерного общества «Сангарское горно-техническое предприятие», в Приморском крае около 12 млн. рублей перед работниками акционерного общества «92-ой судоремонтный завод», в Амурской области погашен долг по заработной плате в сумме 14 млн. рублей перед работниками общества «Россия».
Примеры эффективного прокурорского вмешательства имеются в каждом субъекте Федерации округа.При осуществлении надзора за соблюдением трудовых прав граждан прокурорами используются также и возможности уголовно-правового воздействия на работодателей, которые не выплачивают сотрудникам вознаграждение за труд.
В 2009 г. в округе возбуждено 43 уголовных дела по фактам невыплаты заработной платы, при этом основаниями возбуждения 34 из них явились материалы прокурорских проверок.
Так, в Комсомольске-на-Амуре директор торгового предприятия, имеющего стабильный доход, в течение 4 месяцев не выплачивал сотруднице пособие по беременности и родам. При этом бюджет ее семьи не позволял нормально обеспечивать 2 малолетних детей. По материалам прокурорской проверки возбуждено уголовное дело.
В то же время, проверки по обращениям граждан о невыплате заработной платы прокурорами проводятся не всегда качественно. Как результат, решение о возбуждении уголовного дела по материалам общенадзорных проверок принимается далеко не во всех случаях
.
С учетом итогов работы прокурорам субъектов необходимо повысить их качество, проанализировать причины отказов в возбуждении уголовных дел по таким материалам и исключить их необоснованное направление в следственные органы.
При осуществлении надзора за процессуальной деятельностью органов предварительного следствия прокуроры добиваются принятия законного решения по каждому сообщению о преступлении.
В текущем году по инициативе прокуроров отменена треть постановлений следователей об отказе в возбуждении уголовного дела и половина решений о приостановлении производства по делам.
В ходе расследования указанных дел следственными органами допускаются существенные нарушения уголовно-процессуального законодательства, препятствующие привлечению виновных лиц к ответственности.
Так, в Хабаровском крае неединожды незаконно приостанавливалось уголовное дело, возбужденное в отношении директора общества «Восток Рыба». Дважды незаконные решения отменялись по требованиям Советско-Гаванского прокурора.
По результатам дополнительного расследования уголовное дело направлено для рассмотрения в суд.
Всего в текущем году в суды округа направлено 23 уголовных дела. 13 руководителей предприятий признаны виновными в совершении преступлений.
Так, в Республике Саха (Якутия) приговором суда признан виновным в невыплате заработной платы свыше 4 месяцев пяти работникам директор общества «Спектр» Васильев, который использовал имеющиеся у предприятия денежные средства для предоставления займов другим лицам.
В большинстве субъектов округа мною проведены совещания с руководителями органов государственной власти и местного самоуправления. Участниками определены пути разрешения имеющихся проблем в сфере соблюдения трудового законодательства, выработаны меры по повышению эффективности взаимодействия и совершенствованию работы всех заинтересованных ведомств.
Директорам 6 предприятий, имеющих значительную задолженность по заработной плате, мною объявлены предостережения о недопустимости нарушений закона, а два из них непосредственно на предприятиях. Положительный результат этой работы уже имеется. 4 работодателя погасили долги по зарплате.
Подводя итог сказанному, хочу поддержать инициативу наших коллег из Центрального федерального округа о необходимости законодательного регулирования ответственности собственников хозяйствующих субъектов за обеспечение надлежащего функционирования предприятия, соблюдение трудовых прав работников и своевременную выплату им заработной платы.
Кроме этого, полагаю необходимым проработку вопроса о введении системы страхования заработной платы на случай неспособности работодателей выполнять обязательства по оплате труда.
Органам государственной власти в целях соблюдения трудовых прав граждан, в том числе на оплату труда, следует:
- обеспечить эффективную реализацию региональных программ;
- рассмотреть возможность предоставления гражданам бесплатной юридической помощи для защиты социально-трудовых прав;
- сосредоточить внимание на деятельности предприятий с моноэкономической структурой.
Прокурорам необходимо принимать исчерпывающие меры к предотвращению правонарушений и предупреждению преступлений в указанной сфере.
- особое внимание уделить деятельности арбитражных управляющих.
- обеспечить должное взаимодействие с региональными органами власти, контролирующими органами, военными и транспортными прокурорами.
Надеюсь, что сегодняшнее совещание даст дополнительный импульс нашей совместной деятельности.