Прокурор разъясняет

  • 8 сентября 2022, 16:33
В силу полномочий, предоставленных действующим законодательством, прокурорами даются заключения по делам об установлении административного надзора
  Текст

В целях реализации возложенных функций, ориентирования судов на вынесение законных и обоснованных судебных постановлений, необходимо иметь ввиду следующее. Основания и порядок установления административного надзора за лицами, освобожденными из мест лишения свободы, предусмотрены Федеральным законом от 06.04.2011 № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» (далее – Закон № 64-ФЗ) и главой 29 КАС РФ.

Исходя из положений ст. 2 Закона № 64-ФЗ, административный надзор устанавливается для предупреждения совершения лицами, указанными в ст. 3 данного Закона, преступлений и других правонарушений, оказания на них индивидуального профилактического воздействия в целях защиты государственных и общественных интересов.

Основаниями для изменения судебных постановлений в апелляционном и кассационном порядке являются нарушения при исчислении начала срока административного надзора и установления границ муниципального образования субъекта Российской Федерации, за пределы которого лицу запрещается выезжать.

Необходимо учитывать, что в силу п. 2 ч. 1 ст. 11 Закона № 64-ФЗ после освобождения из мест лишения свободы лицо обязано явиться для постановки на учет в органе внутренних дел в течение трех рабочих дней со дня прибытия к избранному им месту жительства или пребывания.

Учитывая время, необходимое для прибытия поднадзорного лица к месту жительства или пребывания и для постановки на учет в органе внутренних дел, срок административного надзора, установленный без учета времени прибытия к месту жительства, выходит за пределы срока погашения судимости.

В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 4 Закона № 64-ФЗ в отношении поднадзорного лица может устанавливаться административное ограничение в виде запрещения выезда за установленные судом пределы территории. Согласно разъяснениям, данным в пункте 22 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 16.05.2017 № 15 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы», в случае запрещения выезда за установленные судом пределы территории в решении надлежит, в частности, указывать наименование субъекта Российской Федерации, муниципального образования, границы которого не разрешается покидать поднадзорному лицу в период действия административного надзора. Необходимо ориентировать суды на указание наименования субъекта Российской Федерации, муниципального образования, границы которого не разрешается покидать лицу, в отношении которого установлен административный надзор.

В силу положений пункта 1 части 1 статьи 5 Закона № 64-ФЗ административный надзор устанавливается в отношении лиц, указанных в части 1 (пункты 1, 2 и 4) статьи 3 данного закона, на срок от одного года до трех лет, но не свыше срока, установленного законодательством Российской Федерации для погашения судимости.

Следовательно, необходимо учитывать, что установление административного надзора на срок, предусмотренный пунктом 2 части 1 статьи 5 Закона № 64-ФЗ, то есть на срок погашения судимости является необоснованным.

Прокуратура РА