Интервью и выступления - Прокуратура Республики Бурятия
Интервью и выступления
- 11 января 2023, 21:52
- Хобраков Дмитрий Цыбикович
Осторожно мошенники!
Многие граждане уже привыкли к незамысловатым смс-сообщениям от родственников, которым якобы срочно нужны деньги, мошенники с помощью новых технологий подменяют голоса в телефонной трубке, используют объявления на популярных площадках интернет-сервисов «Авито», «Юла».
Как обезопасить себя и родных от новых уловок мошенников нам рассказал заместитель прокурора Республики Бурятия Дмитрий Хобраков.
- Дмитрий Цыбикович, самый распространенный вид мошенничества в наше время происходит с помощью информационно-коммуникационных технологий – звонки с подменой номера, звонки от «банковских работников», родственников, которым срочно нужны деньги. Вариаций может быть очень много, и с каждым днем мошенники находят всё новые и новые способы обмана. Какие способы мошенничества распространены в настоящее время?
- Одним из самых распространенных способов хищений с использованием информационно-телекоммуникационных технологий стало осуществление звонков потерпевшим с использованием подмены номера.
К примеру, жительнице г. Улан-Удэ поступил звонок с номера телефона, принадлежащего банку, в котором у нее открыт счет. Звонящий представился банковским работником и убедил потерпевшую, что были попытки списания денежных средств с ее счета. Он сообщил, что для безопасности необходимо заблокировать банковскую карту, а денежные средства, находящиеся на счете, перевести на безопасный счет, указанный мошенником. У женщины не возникло сомнений в том, что ей действительно позвонили из банка, ведь к ней обратились по имени, сообщили номер принадлежащей ей карты, да и номер телефона, с которого поступил звонок, схож с банковским. Она выполнила все требования злоумышленника, в том числе перевела ему на счет денежные средства.
- Существуют какие-то иные способы хищения денежных средств и кто наиболее подвержен подобным посягательствам?
- Описанная мною ситуация не является единственным способом мошенничества. Совершаются хищения денежных средств под видом звонков от родственников, работников правоохранительных органов.
Благодаря новым технологиям и программам мошенники могут подменять не только номер телефона, но и голос звонящего. В подобных ситуациях наиболее уязвимы пожилые люди.
Несмотря на то, что на экране мобильного телефона отображен абонентский номер, сохраненный в контактах и принадлежащий родственнику потерпевшего, а голос звонящего схож с голосом человека, от имени которого совершен звонок, не следует выполнять инструкции злоумышленника и переводить денежные средства.
Поступление телефонных звонков не является единственным способом для совершения хищений имущества граждан. Правоохранительными органами республики расследуются уголовные дела о преступлениях, когда обман потерпевшего осуществлялся с помощью интернет-порталов.
Так, в октябре 2022 года житель г. Улан-Удэ с целью получения денежного дохода от инвестиций в сети «Интернет» зашел на сайт одной из компании, где оставил заявку со своими личными данными. Спустя непродолжительное время потерпевшему поступил телефонный звонок неустановленного лица. Звонивший представился сотрудником инвестиционной компании и пояснил, что необходимо перевести денежные средства на банковский счет для дальнейшего получения прибыли. Требования злоумышленника потерпевший выполнил и перевел денежные средства в размере 1,3 млн рублей на счет мошенника.
- Каким образом можно обезопасить себя от подобных преступлений?
- Во всех подобных случаях не следует сообщать реквизиты принадлежащей вам банковской карты.
Если в ходе телефонного разговора просят осуществить перевод денежных средств, следует прервать разговор и перезвонить самостоятельно, чтобы убедиться в принадлежности номера, с которого осуществлен звонок, поскольку так называемая «подмена номера» работает только для входящих для вас и исходящих для злоумышленника соединений. Когда гражданин самостоятельно осуществляет звонок на абонентский номер, то соединение происходит с его действительным владельцем. В подобных ситуациях не следует поддаваться на уговоры преступников о срочности перевода. Перезвонив на абонентский номер, можно обезопасить себя от хищения.
При поступлении звонков от работников правоохранительных органов важно знать, что эти ведомства сведения о счетах, реквизитах банковских карт по телефону не требуют.
При приобретении товаров через интернет-магазины не переводите предоплату и не вводите на интернет-сайтах реквизиты банковских карт, не убедившись в порядочности контрагента.
- Сколько таких преступлений совершено в этом году и какие меры принимаются правоохранительными органами для их предотвращения?
- За 11 месяцев текущего года в республике число посягательств с использованием информационно-коммуникационных технологий составило 3 134, их них в отношении пенсионеров и инвалидов совершено 444 таких деяния.
При координирующей роли прокуратуры реализуется комплекс мер по противодействию киберхищениям.
К примеру, прокуратурой совместно с органами правоохраны в октябре этого года разработан и утвержден комплексный план мероприятий по профилактике IT-преступлений на 2022-2024 годы. В соответствии с планом информационные сводки профилактического содержания еженедельно размещаются на официальном сайте прокуратуры республики, в группах социальных сетей. В них освещаются способы совершения посягательств, правила защиты от телефонных мошенничеств.
Прокуратурой республики с целью профилактики указанных преступлений разработан тест, который распространен на страницах прокуратуры республики в социальных сетях.
Кроме того, на основании анализа уголовных дел прокурорами сделана подборка семи самых популярных фраз, используемых злоумышленниками, услышав которые нужно прекратить разговор, поскольку звонят мошенники:
- «Я из ФСБ (прокуратуры, Следственного комитета, полиции), мы выявили в банке мошенника, помогите его изобличить». Сотрудники правоохранительных органов не будут обращаться с такими вопросами по телефону;
- «Мы из технической поддержки банка. Сейчас много случаев мошенничества, поэтому загрузите приложение для обеспечения сохранности ваших сбережений по ссылке». Ни при каких обстоятельствах не переходите по ссылке на приложение, отправленной вам;
- «Для вашего удобства давайте привяжем QR-код к «Госуслугам». Для этого введите код из СМС». Поясняю, что QR-код изначально привязан к странице пользователя, а сотрудники портала не звонят гражданам;
- «Купите билеты на концерт (спектакль, выступление звезд эстрады и т.д.) по хорошей цене». Это предложение является попыткой украсть деньги с банковской карты;
- следующая фраза рассчитана запугать человека: «Бабушка (папа, мама), я сбил человека, у него телесные повреждения. Нужны деньги следователю и потерпевшему, чтобы уголовное дело не возбуждали»;
- телефонный звонок о том, что «на вашем счете зафиксирована подозрительная активность», необходимо также отнести к мошенническому. Таким образом жертву обычно вынуждают перевести средства на счета мошенников или взять кредит;
- мошенники все еще используют старый трюк с фразой «поздравляю, вы выиграли». В таких случаях просят деньги якобы за доставку приза.
Надеюсь, что знание этих фраз поможет гражданам внимательно относиться к телефонным звонкам, сообщениям от незнакомцев и другим ухищрениям мошенников, которые изобретают все новые виды и схемы обмана.
Граждане, будьте бдительны, не поддавайтесь на уловки мошенников!
Хобраков Дмитрий Цыбикович
11 января 2023, 21:52
Интервью заместителя прокурора Республики Бурятия Хобракова Д.Ц. российскому региональному еженедельнику «МК в Бурятии» "Семь фраз, по которым можно определить кибер-мошенника"
Осторожно мошенники!
Многие граждане уже привыкли к незамысловатым смс-сообщениям от родственников, которым якобы срочно нужны деньги, мошенники с помощью новых технологий подменяют голоса в телефонной трубке, используют объявления на популярных площадках интернет-сервисов «Авито», «Юла».
Как обезопасить себя и родных от новых уловок мошенников нам рассказал заместитель прокурора Республики Бурятия Дмитрий Хобраков.
- Дмитрий Цыбикович, самый распространенный вид мошенничества в наше время происходит с помощью информационно-коммуникационных технологий – звонки с подменой номера, звонки от «банковских работников», родственников, которым срочно нужны деньги. Вариаций может быть очень много, и с каждым днем мошенники находят всё новые и новые способы обмана. Какие способы мошенничества распространены в настоящее время?
- Одним из самых распространенных способов хищений с использованием информационно-телекоммуникационных технологий стало осуществление звонков потерпевшим с использованием подмены номера.
К примеру, жительнице г. Улан-Удэ поступил звонок с номера телефона, принадлежащего банку, в котором у нее открыт счет. Звонящий представился банковским работником и убедил потерпевшую, что были попытки списания денежных средств с ее счета. Он сообщил, что для безопасности необходимо заблокировать банковскую карту, а денежные средства, находящиеся на счете, перевести на безопасный счет, указанный мошенником. У женщины не возникло сомнений в том, что ей действительно позвонили из банка, ведь к ней обратились по имени, сообщили номер принадлежащей ей карты, да и номер телефона, с которого поступил звонок, схож с банковским. Она выполнила все требования злоумышленника, в том числе перевела ему на счет денежные средства.
- Существуют какие-то иные способы хищения денежных средств и кто наиболее подвержен подобным посягательствам?
- Описанная мною ситуация не является единственным способом мошенничества. Совершаются хищения денежных средств под видом звонков от родственников, работников правоохранительных органов.
Благодаря новым технологиям и программам мошенники могут подменять не только номер телефона, но и голос звонящего. В подобных ситуациях наиболее уязвимы пожилые люди.
Несмотря на то, что на экране мобильного телефона отображен абонентский номер, сохраненный в контактах и принадлежащий родственнику потерпевшего, а голос звонящего схож с голосом человека, от имени которого совершен звонок, не следует выполнять инструкции злоумышленника и переводить денежные средства.
Поступление телефонных звонков не является единственным способом для совершения хищений имущества граждан. Правоохранительными органами республики расследуются уголовные дела о преступлениях, когда обман потерпевшего осуществлялся с помощью интернет-порталов.
Так, в октябре 2022 года житель г. Улан-Удэ с целью получения денежного дохода от инвестиций в сети «Интернет» зашел на сайт одной из компании, где оставил заявку со своими личными данными. Спустя непродолжительное время потерпевшему поступил телефонный звонок неустановленного лица. Звонивший представился сотрудником инвестиционной компании и пояснил, что необходимо перевести денежные средства на банковский счет для дальнейшего получения прибыли. Требования злоумышленника потерпевший выполнил и перевел денежные средства в размере 1,3 млн рублей на счет мошенника.
- Каким образом можно обезопасить себя от подобных преступлений?
- Во всех подобных случаях не следует сообщать реквизиты принадлежащей вам банковской карты.
Если в ходе телефонного разговора просят осуществить перевод денежных средств, следует прервать разговор и перезвонить самостоятельно, чтобы убедиться в принадлежности номера, с которого осуществлен звонок, поскольку так называемая «подмена номера» работает только для входящих для вас и исходящих для злоумышленника соединений. Когда гражданин самостоятельно осуществляет звонок на абонентский номер, то соединение происходит с его действительным владельцем. В подобных ситуациях не следует поддаваться на уговоры преступников о срочности перевода. Перезвонив на абонентский номер, можно обезопасить себя от хищения.
При поступлении звонков от работников правоохранительных органов важно знать, что эти ведомства сведения о счетах, реквизитах банковских карт по телефону не требуют.
При приобретении товаров через интернет-магазины не переводите предоплату и не вводите на интернет-сайтах реквизиты банковских карт, не убедившись в порядочности контрагента.
- Сколько таких преступлений совершено в этом году и какие меры принимаются правоохранительными органами для их предотвращения?
- За 11 месяцев текущего года в республике число посягательств с использованием информационно-коммуникационных технологий составило 3 134, их них в отношении пенсионеров и инвалидов совершено 444 таких деяния.
При координирующей роли прокуратуры реализуется комплекс мер по противодействию киберхищениям.
К примеру, прокуратурой совместно с органами правоохраны в октябре этого года разработан и утвержден комплексный план мероприятий по профилактике IT-преступлений на 2022-2024 годы. В соответствии с планом информационные сводки профилактического содержания еженедельно размещаются на официальном сайте прокуратуры республики, в группах социальных сетей. В них освещаются способы совершения посягательств, правила защиты от телефонных мошенничеств.
Прокуратурой республики с целью профилактики указанных преступлений разработан тест, который распространен на страницах прокуратуры республики в социальных сетях.
Кроме того, на основании анализа уголовных дел прокурорами сделана подборка семи самых популярных фраз, используемых злоумышленниками, услышав которые нужно прекратить разговор, поскольку звонят мошенники:
- «Я из ФСБ (прокуратуры, Следственного комитета, полиции), мы выявили в банке мошенника, помогите его изобличить». Сотрудники правоохранительных органов не будут обращаться с такими вопросами по телефону;
- «Мы из технической поддержки банка. Сейчас много случаев мошенничества, поэтому загрузите приложение для обеспечения сохранности ваших сбережений по ссылке». Ни при каких обстоятельствах не переходите по ссылке на приложение, отправленной вам;
- «Для вашего удобства давайте привяжем QR-код к «Госуслугам». Для этого введите код из СМС». Поясняю, что QR-код изначально привязан к странице пользователя, а сотрудники портала не звонят гражданам;
- «Купите билеты на концерт (спектакль, выступление звезд эстрады и т.д.) по хорошей цене». Это предложение является попыткой украсть деньги с банковской карты;
- следующая фраза рассчитана запугать человека: «Бабушка (папа, мама), я сбил человека, у него телесные повреждения. Нужны деньги следователю и потерпевшему, чтобы уголовное дело не возбуждали»;
- телефонный звонок о том, что «на вашем счете зафиксирована подозрительная активность», необходимо также отнести к мошенническому. Таким образом жертву обычно вынуждают перевести средства на счета мошенников или взять кредит;
- мошенники все еще используют старый трюк с фразой «поздравляю, вы выиграли». В таких случаях просят деньги якобы за доставку приза.
Надеюсь, что знание этих фраз поможет гражданам внимательно относиться к телефонным звонкам, сообщениям от незнакомцев и другим ухищрениям мошенников, которые изобретают все новые виды и схемы обмана.
Граждане, будьте бдительны, не поддавайтесь на уловки мошенников!
Все права защищены