Интервью и выступления

Интервью заместителя прокурора Республики Бурятия Хобракова Д.Ц. радио ГТРК «Бурятия» «О рассмотрении обращений граждан в органах прокуратуры Республики Бурятия»
  Текст

- Дмитрий Цыбикович, с какими проблемами чаще всего приходят в прокуратуру?

- Тематика жалоб, которые поступают в прокуратуру, разнообразна. Из одиннадцати с половиной тысяч разрешенных обращений две трети касались вопросов исполнения законов и законности правовых актов. Прежде всего, в социально-значимых сферах жизни граждан. Большой сегмент составляют жалобы участников исполнительного производства. Часто жители республики сообщают о ненадлежащем оказании жилищно-коммунальных услуг, нарушениях жилищных и трудовых прав, прав пенсионеров, инвалидов и несовершеннолетних.

Так, в прокуратуру обратились жители многоквартирного дома о несогласии с начислениями платы за отопление. Проверкой выявлен факт неправомерного доначисления платы жильцам дома. Прокурором Железнодорожного района г. Улан-Удэ в их интересах в суд направлен иск к ресурсоснабжающей организации о признании доначислений незаконными. Решением суда требования прокурора были удовлетворены. В итоге жильцам произведен перерасчет платы за отопление на 194 тысячи рублей.

Две тысячи семьсот обращений касались нарушений закона при приеме, регистрации и рассмотрении сообщений о преступлениях и при производстве следствия и дознания.

- Все ли обращения разрешаются прокуратурой?

В прокуратуре рассматриваются все обращения. По итогам первичного изучения принимается решение об оставлении их для разрешения в прокуратуре либо о направлении для рассмотрения в иные органы. Тут необходимо отметить, что в соответствии с законом прокуратура не подменяет другие органы. Если в обращении заявитель не указал, что ранее обращался в контролирующий орган, уполномоченный решить поставленный им вопрос, обращение может быть направлено в это ведомство. Контролирующий орган, отвечающий за соблюдение прав заявителя в той или иной области, должен принять меры, отреагировать на жалобу человека. Если этого не происходит, в дело вступает прокуратура.

Но если в обращении идет речь о нарушении прав социально незащищенных категорий населения ветеранов, инвалидов, несовершеннолетних, многодетных или малоимущих семей либо поступило от значительного числа граждан, то такие жалобы остаются на разрешении в прокуратуре.

- Значит сначала надо писать жалобу, скажем, в жилищную инспекцию или трудинспекцию?

Зачастую жители столицы республики жалуются на плохую работу управляющей компании. В таких случаях они вправе обратиться в управление муниципальной жилищной инспекции Улан-Удэ. Если гражданин считает, что нарушены его трудовые права, обращение можно направить в государственную инспекцию труда. Если в установленные сроки ведомство не отреагирует, не примет достаточные меры, следует обратиться к нам. Мы подключимся и разберёмся, почему необходимые меры не были приняты.

- Дмитрий Цыбикович, если смотреть на динамику обращений, что вы можете сказать, где наблюдается рост, снижение?

В прошлом году зарегистрирован рост разрешенных и удовлетворенных обращений на нарушения в сфере исполнительного производства, пенсионного законодательства, по вопросам охраны прав инвалидов и престарелых, безопасности дорожного движения.

Причины нами изучены, учтены в работе. Так, запланирована проверка исполнения законодательства о защите социальных прав инвалидов и престарелых.

Значительное число жалоб в сфере исполнительного производства традиционно. В этом году в связи с увеличением их числа проверим обоснованность обращения взыскания на социальные выплаты, пенсии, пособия граждан социально-уязвимой категории.

В план работы прокуратуры включена проверка в сфере безопасности дорожного движения, а также реализации национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги».

В прошедшем году отмечено снижение числа удовлетворенных жалоб о нарушениях на досудебной стадии уголовного судопроизводства. Вместе с тем число нарушений закона, выявленных прокурорами, возросло на четырнадцать процентов. Увеличилось количество актов реагирования, внесенных прокурорами для их устранения. Мы провели работу на упреждение. В итоге, проведение надзорных мероприятий положительно повлияло на состояние законности в сфере уголовного судопроизводства.

- Наверное, значительное количество нарушений закона касается социальной сферы?

В минувшем году число разрешенных жалоб по вопросам пенсионного законодательства, охраны прав инвалидов и престарелых увеличилось почти на семьдесят процентов, удовлетворенных – на двадцать. Наибольшая их часть касалась сферы защиты социальных прав инвалидов. По таким обращениям мы проводим тщательные проверки, они находятся на особом контроле.

Есть пример. Нами проведена проверка по обращению жительницы Улан-Удэ по вопросам оказания мер социальной поддержки ее супругу инвалиду 1 группы. По ее результатам прокурором Октябрьского района предъявлен иск к пенсионному органу о назначении компенсационной выплаты по уходу за инвалидом 1 группы. Требования прокурора были удовлетворены. Кроме того, по инициативе прокуратуры республики инвалид обеспечен лекарственными препаратами, обследован врачами узкого профиля. Помимо восстановления его прав приняты меры в интересах иных лиц. По итогам рассмотрения информаций прокуратуры республики ста гражданам назначена компенсация по уходу за инвалидами, социальное обслуживание оформлено четырнадцати инвалидам 1 группы, нуждающимся в постороннем уходе.

Особое внимание уделяется обеспечению медикаментами граждан, которые страдают социально значимыми заболеваниями.

Прокуратурой Заиграевского района проведена проверка по обращению жителя района в связи с необеспечением его дочери лекарственными препаратами и медицинскими изделиями для функционирования инсулиновой помпы. После прокурорского реагирования лекарства для ребенка выданы. Кроме того, по иску прокурора с больницы в пользу заявителя взысканы денежные средства, затраченные на приобретение расходных материалов к инсулиновой помпе, в размере 27 тысяч рублей.

- Радиослушателям будет интересно узнать, как проводится прием граждан в прокуратуре республики, сколько граждан обратилось на прием?

Прием граждан у нас проводится ежедневно. Проводим приемы на местах, это в зданиях прокуратур в рабочее время. В нерабочие дни в прокуратуре республики прием осуществляет дежурный прокурор.

Кроме этого, реализованы иные формы приема граждан: выездные, тематические, в режиме видеоконференцсвязи.

В 2022 году на прием в прокуратуру республики обратилось на семь с половиной процентов больше граждан, чем в предыдущем. Это более 6 тысяч человек (6 154). На четверть увеличилось число граждан, обратившихся к руководству прокуратуры республики.

Прокурор республики, его заместители осуществили двадцать пять выездов в районы, на предприятия, в учреждения. В мобильной приемной прокуратуры республики приняты беженцы из Донецкой народной республики, на выезде в войсковой части граждане, призванные по мобилизации, в больницах и госпиталях – участники специальной военной операции.

Так, на прием к прокурору республики в приемной Президента Российской Федерации обратился отец погибшего участника специальной военной операции, он сообщил о неполучении региональной выплаты. Поскольку не было письменного заявления самого участника СВО, в выплате отказали. По инициативе прокуратуры в постановление правительства республики внесены дополнения, позволяющие получить выплату. В результате отец погибшего получил единовременную денежную выплату в размере 200 тысяч рублей.

Проводились выездные приемы в сельских районах республики, на предприятиях и в учреждениях. Прокурорами районов организованы приемы на предприятиях, не обеспечивших своевременную выплату заработной платы. Принятыми мерами задолженность погашена.

Организованы приемы инвалидов, граждан с ограниченными возможностями. Традиционно проводятся приемы руководством прокуратуры республики в специализированном доме инвалидов-колясочников. В случаях необходимости прокуроры выезжают к заявителям на дом.

Объявления о проведении тематических, выездных приемов публикуются на нашем сайте.

- Дмитрий Цыбикович, какие имеются требования к обращению в органы прокуратуры?

Обращения могут поступать в письменном или устном виде, в форме электронного документа. Они составляются в произвольной форме, но обязательно указываются фамилия, имя, отчество гражданина, почтовый адрес или адрес электронной почты и краткое изложение существа вопроса. Обращаю внимание радиослушателей, что в случае недостаточности сведений для разрешения обращения, оно может быть возвращено для их восполнения.

Письменное обращение можно направить почтой, факсом либо сбросить в ящик для обращений, который устанавливается в каждой прокуратуре. Подать заявление можно в ходе личного приема, который проводится ежедневно в районных прокуратурах и в аппарате прокуратуры республики в течение рабочего дня. В аппарате прокуратуры дежурный прокурор ведет прием в дневное время в выходные и праздничные дни.

Обращение можно направить через интернет-сайт прокуратуры или личный кабинет портала государственных услуг.

- В какие сроки рассматриваются обращения? Иными словами, когда заявителю ждать ответ?

Хочу обратить внимание радиослушателей, что общий срок рассмотрения обращения составляет 30 дней со дня его регистрации. Он может быть продлен еще на 30 дней с уведомлением заявителя. В случае если обращение подано участником уголовного судопроизводства, который выражает несогласие с действиями, бездействием следователя, дознавателя, органа дознания, прокурора, то срок рассмотрения обращения составляет 3 суток и может быть продлен с письменным уведомлением заявителя до 10 суток.

Установлены сокращенные сроки для рассмотрения отдельных обращений. Личные сообщения предпринимателей, поступившие посредством раздела «Прямая линия для предпринимателей» Единого портала прокуратуры, рассматриваются в течение 14 рабочих дней. В случае необходимости дополнительных мероприятий этот срок может быть продлен до 30 календарных дней.

Обращения ветеранов и инвалидов Великой Отечественной войны, бывших несовершеннолетних узников концлагерей разрешаются в течение 15 дней. Если не требуются дополнительное изучение и проверка, то в течение 7 дней, если иное не предусмотрено законом.

В заключение добавлю, что поступающие к нам обращения являются главным источником информации о состоянии законности, о проблемах, поэтому призываю жителей активно реализовывать свое право на обращение в органы прокуратуры.

Мы ориентируем наших работников на открытое общение с гражданами, на обратную связь с ними. Наша задача – разъяснить мотивы принятого решения и довести до заявителя смысл принятого решения. Если нужно, то организовать для этого встречу.

В сегодняшних условиях пристальное внимание уделяется обращениям инвалидов, пенсионеров, участников СВО и членов их семей, людей, попавших в трудную жизненную ситуацию. Нами принимаются меры к объективному и окончательному разрешению каждого заявления до полного устранения нарушений закона, оказанию реальной помощи в восстановлении нарушенных прав граждан.

Распечатать