Интервью и выступления - Прокуратура Республики Бурятия
Интервью и выступления
- 6 декабря 2023, 12:23
- Филичев Михаил Юрьевич
- Ежегодно 9 декабря отмечается Международный день борьбы с коррупцией. Тематика борьбы с коррупцией не теряет актуальности сегодня. Михаил Юрьевич, как построена работа в данной сфере в прокуратуре республики?
Противодействие коррупции – это приоритет в нашей работе. Имеющиеся правовые инструменты нам позволяют комплексно и разнопланово реагировать на коррупционные проявления: координация деятельности правоохранительных органов в борьбе с коррупцией, обеспечение законности оперативно-розыскных мероприятий и расследования уголовных дел, поддержание государственного обвинения, взыскание ущерба от коррупционных правонарушений, проведение надзорных мероприятий, разрешение жалоб и заявлений граждан и организаций.
В текущем году нами выявлено свыше 600 коррупционных нарушений, для их устранения принято порядка 330 мер реагирования. По требованию прокуроров в дисциплинарном порядке наказано 330 должностных лиц, к административной ответственности привлечено 25 лиц. В связи с утратой доверия уволено 2 директора организаций, подведомственных муниципалитетам. По материалам прокурорских проверок возбуждено и расследуется 14 уголовных дел.
- Михаил Юрьевич, подходит к концу 2023 год, уже можно говорить об определенных итогах совместной с другими правоохранительными органами работы, какова картина коррупционной преступности?
В результате проведенной работы в текущем году зарегистрировано 151 преступление коррупционной направленности.
Наиболее часто коррупционные преступления выявлялись в сферах оказания государственных и муниципальных услуг, освоения бюджетных средств, распоряжения муниципальным и государственным имуществом.
К уголовной ответственности за их совершение привлечены руководители коммерческих организаций, представители правоохранительных и контролирующих органов, служащие органов государственной власти и местного самоуправления.
Обвинительные приговоры постановлены по 51 делу в отношении 56 лиц.
Наиболее подверженной коррупции остается сфера экономики. Нами выявлялись факты злоупотребления служебными полномочиями при освоении бюджетных средств, организации торгов, в лесной сфере и при реализации национальных проектов.
К примеру, в Баунтовском районе к уголовной ответственности по части 3 статьи 159 УК РФ привлечен генеральный директор общества, который внес заведомо ложные сведения в акты об объеме, стоимости выполненных работ и использованных материалах, которые фактически не отвечали требованиям технического задания, похитив денежные средства в сумме 500 тыс. рублей. Судом ему назначено наказание в виде штрафа в размере 300 тыс. рублей. Причиненный ущерб осужденным полностью возмещен в добровольном порядке.
Хотел бы отметить, что об уровне коррупции нельзя судить лишь по статистическим показателям. В первую очередь, они отражают активность работы правоохранительных органов. Коррупционные преступления крайне латентны, выявить их без серьезной оперативной работы достаточно сложно.
- Говоря о таком немалом количестве совершенных преступлений, в каком размере виновные лица реально возместили причиненный ущерб?
В ходе расследования каждого уголовного дела устанавливается имущество обвиняемого. При необходимости применяются арест имущества, изъятие материальных ценностей.
Сумма установленного ущерба по оконченным уголовным делам составила свыше 29 млн рублей. Добровольно возмещен ущерб в размере 6 млн рублей. На оставшуюся сумму вреда наложен арест на имущество фигурантов уголовных дел.
К примеру, в соответствии с решением межведомственной рабочей группы по противодействию коррупции УЭБиПК МВД по республике проведена проверка в отношении руководителя коммерческой организации, исполнявшего контракт в рамках реализации национального проекта «Экология» по капитальному ремонту дамбы обвалования на р. Джида в у. Енгорбой Закаменского района. По ее результатам установлен факт хищения предпринимателем более 4 млн рублей путем завышения стоимости затрат на покупку и перевозку отсыпного грунта. По данному факту возбуждено уголовное дело по части 4 статьи 159 УК РФ (мошенничество). На имущество обвиняемого и возглавляемого им предприятия стоимостью 36 млн рублей наложен арест. Причиненный преступным деянием ущерб возмещен в полном объеме в ходе следствия. Расследование дела продолжается.
Прокурорами также наработана практика предъявления в суд исковых заявлений о взыскании ущерба, причиненного коррупционными преступлениями.
В настоящее время судами удовлетворено 7 исков на общую сумму 8 млн рублей, взыскание денежных средств через службу судебных приставов находится на контроле.
- Михаил Юрьевич, Вы, как руководитель регионального надзорного органа, на что ориентируете подчиненных в работе по борьбе с коррупцией?
Силы прокуроров сосредоточены не только на выявлении коррупционных преступлений, большинство предпринимаемых прокурорами мер носят упреждающий и предупредительный характер.
Проводится детальный анализ представляемых чиновниками сведений о доходах, об имеющихся в собственности объектах недвижимости, транспортных средствах, банковских счетах, проверяется соблюдение установленных для них обязанностей, ограничений и запретов. Основная масса выявляемых прокурорами нарушений связанна именно с этим.
Активно работаем по установлению родственных связей должностных лиц, выявлению случаев лоббирования чиновниками чужих интересов.
В текущем году в республике выявлено 22 факта неисполнения требований о предотвращении и урегулировании конфликта интересов, по актам прокурорского реагирования к дисциплинарной ответственности привлечено 13 чиновников.
Нередко при поступлении на службу граждане не прекращают статус индивидуального предпринимателя, продолжают участвовать в управлении коммерческими и некоммерческими организациями.
К нарушителям применяется весь комплекс мер ответственности вплоть до увольнения в связи с утратой доверия. В текущем году по этому основанию в уволено 2 директора организаций, подведомственных муниципалитетам.
Прокурорами контролируется дальнейшее трудоустройство лиц, замещавших должности государственной и муниципальной службы. Зачастую работодателями игнорируется необходимость уведомления о заключении трудового договора с бывшим государственным или муниципальным служащим представителя нанимателя по последнему месту его службы.
В тех случаях, когда контрольные функции над данной организацией входили в должностные обязанности служащего необходимо получить согласие комиссии по соблюдению требований к служебному поведению соответствующего органа власти на приём на работу данного гражданина. При таких обстоятельствах имеются основания для расторжения трудового договора в судебном порядке.
В 2023 году по инициативе прокуроров к административной ответственности за незаконное привлечение к трудовой деятельности бывшего государственного или муниципального служащего привлечено 22 должностных лица.
- Михаил Юрьевич, ведь не только чиновники могут быть наказаны за коррупционные правонарушения, но и организации?
Юридические лица несут ответственность за передачу, предложение или обещание должностному лицу денег, ценных бумаг или иного имущества за совершение в интересах организации действий (бездействия), связанного с занимаемым им служебным положением.
Сведения о таких правонарушителях включаются в реестр юридических лиц, привлеченных к административной ответственности по ст. 19.28 КоАП РФ, в последующем они не вправе участвовать в торгах для государственных и муниципальных нужд.
В этом году по постановлениям прокуроров три юридических лица, в интересах которых их руководители дали взятки должностным лицам, привлечены к административной ответственности.
Оплачены назначенные обществам штрафы в размере 1,5 млн рублей.
К примеру, прокуратурой Иволгинского района установлено, что между муниципальным учреждением и обществом с ограниченной ответственностью «СОТО» заключен договор подряда на выполнение работ по сбору и вывозу несанкционированных навалов мусора с земельного участка. После выполнения работ по договору и получения оплаты их стоимости, директор общества, действуя в интересах возглавляемого им юридического лица, передал посреднику взятку в размере 220 тыс. рублей для последующей передачи должностному лицу органа местного самоуправления за оказание им содействия по беспрепятственной приемке и оплате выполненных работ.
Мировым судьей судебного участка Октябрьского района г. Улан-Удэ общество признано виновным в совершении правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.28 КоАП РФ, назначено наказание в виде штрафа в размере 500 тыс. рублей. Штраф оплачен в полном объеме.
- Какие превентивные меры принимаются прокурорами в борьбе с коррупционными проявлениями?
Считаю, что участие прокуроров в правотворческой деятельности является одним из наиболее действенных инструментов по предотвращению актов коррупции.
В целях оценки достаточности правового регулирования в сфере противодействия коррупции прокуратурой ведется постоянный мониторинг региональной и муниципальной правовой базы.
По инициативе прокуратуры республики в текущем году принят 1 региональный закон, касающийся изменения процедуры представления сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера региональных и муниципальных депутатов. По заключениям прокуратуры республики скорректировано 2 законопроекта в сфере противодействия коррупции.
Антикоррупционная экспертиза – одна из мер профилактики коррупции, представляет собой оценку нормативных правовых актов и их проектов на предмет наличия норм «лазеек», предоставляющих чиновникам возможность злоупотребления должностными полномочиями (коррупциогенные факторы).
В 2023 году прокурорами в 309 нормативных правовых актах и их проектах выявлено 462 коррупциогенных фактора.
В результате нашего вмешательства устранены такие коррупциогенные факторы как юридическая и лингвистическая неопределенность; установление для должностных лиц широких пределов усмотрения; отсутствие или неполнота административных процедур. Отдельные правовые акты принимались уполномоченными органами власти с превышением их полномочий, на граждан возлагались обременительные требования, предпринимателям создавались излишние административные барьеры.
Борьба с коррупцией также заключается в повышении уровня правосознания граждан, образования и воспитания, популяризации антикоррупционных стандартов поведения, формировании антикоррупционного поведения у гражданина, в связи с чем прокуратурой республики ведется активная разъяснительная работа.
Филичев Михаил Юрьевич
6 декабря 2023, 12:23
Интервью прокурора Республики Бурятия Филичева М.Ю. российскому региональному еженедельнику «МК в Бурятии» "Противодействие коррупции - приоритет в работе"
- Ежегодно 9 декабря отмечается Международный день борьбы с коррупцией. Тематика борьбы с коррупцией не теряет актуальности сегодня. Михаил Юрьевич, как построена работа в данной сфере в прокуратуре республики?
Противодействие коррупции – это приоритет в нашей работе. Имеющиеся правовые инструменты нам позволяют комплексно и разнопланово реагировать на коррупционные проявления: координация деятельности правоохранительных органов в борьбе с коррупцией, обеспечение законности оперативно-розыскных мероприятий и расследования уголовных дел, поддержание государственного обвинения, взыскание ущерба от коррупционных правонарушений, проведение надзорных мероприятий, разрешение жалоб и заявлений граждан и организаций.
В текущем году нами выявлено свыше 600 коррупционных нарушений, для их устранения принято порядка 330 мер реагирования. По требованию прокуроров в дисциплинарном порядке наказано 330 должностных лиц, к административной ответственности привлечено 25 лиц. В связи с утратой доверия уволено 2 директора организаций, подведомственных муниципалитетам. По материалам прокурорских проверок возбуждено и расследуется 14 уголовных дел.
- Михаил Юрьевич, подходит к концу 2023 год, уже можно говорить об определенных итогах совместной с другими правоохранительными органами работы, какова картина коррупционной преступности?
В результате проведенной работы в текущем году зарегистрировано 151 преступление коррупционной направленности.
Наиболее часто коррупционные преступления выявлялись в сферах оказания государственных и муниципальных услуг, освоения бюджетных средств, распоряжения муниципальным и государственным имуществом.
К уголовной ответственности за их совершение привлечены руководители коммерческих организаций, представители правоохранительных и контролирующих органов, служащие органов государственной власти и местного самоуправления.
Обвинительные приговоры постановлены по 51 делу в отношении 56 лиц.
Наиболее подверженной коррупции остается сфера экономики. Нами выявлялись факты злоупотребления служебными полномочиями при освоении бюджетных средств, организации торгов, в лесной сфере и при реализации национальных проектов.
К примеру, в Баунтовском районе к уголовной ответственности по части 3 статьи 159 УК РФ привлечен генеральный директор общества, который внес заведомо ложные сведения в акты об объеме, стоимости выполненных работ и использованных материалах, которые фактически не отвечали требованиям технического задания, похитив денежные средства в сумме 500 тыс. рублей. Судом ему назначено наказание в виде штрафа в размере 300 тыс. рублей. Причиненный ущерб осужденным полностью возмещен в добровольном порядке.
Хотел бы отметить, что об уровне коррупции нельзя судить лишь по статистическим показателям. В первую очередь, они отражают активность работы правоохранительных органов. Коррупционные преступления крайне латентны, выявить их без серьезной оперативной работы достаточно сложно.
- Говоря о таком немалом количестве совершенных преступлений, в каком размере виновные лица реально возместили причиненный ущерб?
В ходе расследования каждого уголовного дела устанавливается имущество обвиняемого. При необходимости применяются арест имущества, изъятие материальных ценностей.
Сумма установленного ущерба по оконченным уголовным делам составила свыше 29 млн рублей. Добровольно возмещен ущерб в размере 6 млн рублей. На оставшуюся сумму вреда наложен арест на имущество фигурантов уголовных дел.
К примеру, в соответствии с решением межведомственной рабочей группы по противодействию коррупции УЭБиПК МВД по республике проведена проверка в отношении руководителя коммерческой организации, исполнявшего контракт в рамках реализации национального проекта «Экология» по капитальному ремонту дамбы обвалования на р. Джида в у. Енгорбой Закаменского района. По ее результатам установлен факт хищения предпринимателем более 4 млн рублей путем завышения стоимости затрат на покупку и перевозку отсыпного грунта. По данному факту возбуждено уголовное дело по части 4 статьи 159 УК РФ (мошенничество). На имущество обвиняемого и возглавляемого им предприятия стоимостью 36 млн рублей наложен арест. Причиненный преступным деянием ущерб возмещен в полном объеме в ходе следствия. Расследование дела продолжается.
Прокурорами также наработана практика предъявления в суд исковых заявлений о взыскании ущерба, причиненного коррупционными преступлениями.
В настоящее время судами удовлетворено 7 исков на общую сумму 8 млн рублей, взыскание денежных средств через службу судебных приставов находится на контроле.
- Михаил Юрьевич, Вы, как руководитель регионального надзорного органа, на что ориентируете подчиненных в работе по борьбе с коррупцией?
Силы прокуроров сосредоточены не только на выявлении коррупционных преступлений, большинство предпринимаемых прокурорами мер носят упреждающий и предупредительный характер.
Проводится детальный анализ представляемых чиновниками сведений о доходах, об имеющихся в собственности объектах недвижимости, транспортных средствах, банковских счетах, проверяется соблюдение установленных для них обязанностей, ограничений и запретов. Основная масса выявляемых прокурорами нарушений связанна именно с этим.
Активно работаем по установлению родственных связей должностных лиц, выявлению случаев лоббирования чиновниками чужих интересов.
В текущем году в республике выявлено 22 факта неисполнения требований о предотвращении и урегулировании конфликта интересов, по актам прокурорского реагирования к дисциплинарной ответственности привлечено 13 чиновников.
Нередко при поступлении на службу граждане не прекращают статус индивидуального предпринимателя, продолжают участвовать в управлении коммерческими и некоммерческими организациями.
К нарушителям применяется весь комплекс мер ответственности вплоть до увольнения в связи с утратой доверия. В текущем году по этому основанию в уволено 2 директора организаций, подведомственных муниципалитетам.
Прокурорами контролируется дальнейшее трудоустройство лиц, замещавших должности государственной и муниципальной службы. Зачастую работодателями игнорируется необходимость уведомления о заключении трудового договора с бывшим государственным или муниципальным служащим представителя нанимателя по последнему месту его службы.
В тех случаях, когда контрольные функции над данной организацией входили в должностные обязанности служащего необходимо получить согласие комиссии по соблюдению требований к служебному поведению соответствующего органа власти на приём на работу данного гражданина. При таких обстоятельствах имеются основания для расторжения трудового договора в судебном порядке.
В 2023 году по инициативе прокуроров к административной ответственности за незаконное привлечение к трудовой деятельности бывшего государственного или муниципального служащего привлечено 22 должностных лица.
- Михаил Юрьевич, ведь не только чиновники могут быть наказаны за коррупционные правонарушения, но и организации?
Юридические лица несут ответственность за передачу, предложение или обещание должностному лицу денег, ценных бумаг или иного имущества за совершение в интересах организации действий (бездействия), связанного с занимаемым им служебным положением.
Сведения о таких правонарушителях включаются в реестр юридических лиц, привлеченных к административной ответственности по ст. 19.28 КоАП РФ, в последующем они не вправе участвовать в торгах для государственных и муниципальных нужд.
В этом году по постановлениям прокуроров три юридических лица, в интересах которых их руководители дали взятки должностным лицам, привлечены к административной ответственности.
Оплачены назначенные обществам штрафы в размере 1,5 млн рублей.
К примеру, прокуратурой Иволгинского района установлено, что между муниципальным учреждением и обществом с ограниченной ответственностью «СОТО» заключен договор подряда на выполнение работ по сбору и вывозу несанкционированных навалов мусора с земельного участка. После выполнения работ по договору и получения оплаты их стоимости, директор общества, действуя в интересах возглавляемого им юридического лица, передал посреднику взятку в размере 220 тыс. рублей для последующей передачи должностному лицу органа местного самоуправления за оказание им содействия по беспрепятственной приемке и оплате выполненных работ.
Мировым судьей судебного участка Октябрьского района г. Улан-Удэ общество признано виновным в совершении правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.28 КоАП РФ, назначено наказание в виде штрафа в размере 500 тыс. рублей. Штраф оплачен в полном объеме.
- Какие превентивные меры принимаются прокурорами в борьбе с коррупционными проявлениями?
Считаю, что участие прокуроров в правотворческой деятельности является одним из наиболее действенных инструментов по предотвращению актов коррупции.
В целях оценки достаточности правового регулирования в сфере противодействия коррупции прокуратурой ведется постоянный мониторинг региональной и муниципальной правовой базы.
По инициативе прокуратуры республики в текущем году принят 1 региональный закон, касающийся изменения процедуры представления сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера региональных и муниципальных депутатов. По заключениям прокуратуры республики скорректировано 2 законопроекта в сфере противодействия коррупции.
Антикоррупционная экспертиза – одна из мер профилактики коррупции, представляет собой оценку нормативных правовых актов и их проектов на предмет наличия норм «лазеек», предоставляющих чиновникам возможность злоупотребления должностными полномочиями (коррупциогенные факторы).
В 2023 году прокурорами в 309 нормативных правовых актах и их проектах выявлено 462 коррупциогенных фактора.
В результате нашего вмешательства устранены такие коррупциогенные факторы как юридическая и лингвистическая неопределенность; установление для должностных лиц широких пределов усмотрения; отсутствие или неполнота административных процедур. Отдельные правовые акты принимались уполномоченными органами власти с превышением их полномочий, на граждан возлагались обременительные требования, предпринимателям создавались излишние административные барьеры.
Борьба с коррупцией также заключается в повышении уровня правосознания граждан, образования и воспитания, популяризации антикоррупционных стандартов поведения, формировании антикоррупционного поведения у гражданина, в связи с чем прокуратурой республики ведется активная разъяснительная работа.
Все права защищены