Ветераны Великой Отечественной войны - Прокуратура Республики Алтай
Ветераны Великой Отечественной войны
- 6 мая 2022, 12:11
Люди, которые уже пожили в Усть-Коксе, помнят этого хромого человека невысокого роста. Жил он по улице Харитошкина. Помнят, что был он прокурором. А люди, которые знали его хотя бы немного, и друзья его, и родственники помнят, что был он человеком ярким, незаурядным. Многие говорят о нем с доброй улыбкой… Родился Николай Тимофеевич Савченко 03.05.1922 г, в деревне Орловка Омской области. До начала Великой Отечественной войны жил там, учился, окончил 10 классов. В ноябре 1941 г. призван в армию. С ноября 1942 по май 1945 был командиром 1-го огневого взвода.
Через пять месяцев после начала войны поступил в Томское артиллерийское училище. Окончил его меньше чем за один год и…. сразу в Сталинград. Но, как он сам говорил, непосредственно в обороне участия не принимал, а был в составе войск, которые с флангов и тыла закрыли путь к отступлению гитлеровцев Паулюса.
Крым. И Севастополь, захваченный немцами. Его надо было освободить во что бы то ни стало, так как нахождение в нем фашистских войск сковывало движения значительных сил Советской Армии и Черноморского флота. С обеих сторон на данном участке фронта скопились большие группировки войск. 7 мая начался генеральный штурм укреплённого района противника по всему фронту. Главный удар наносился на участке Сапун-гора – высота Горная. Только в этом межгорье могли пройти танки 19-го танкового корпуса. Отсюда был самый короткий путь на Севастополь и к мысам Фиолент и Херсонес, бухтам Камышовая и Казачья – местам предполагаемой эвакуации вражеских войск. Однако этот участок являлся и самым укреплённым… Бои здесь были особенно ожесточенными. Тысячи бойцов и командиров проявили в этот день неслыханный героизм.
«При приближении к деревне Зуя фашисты оказали яростное сопротивление. Особенно за здание школы, откуда беспощадно строчили пулеметы. Что делать. Мы начали бить из пушки, хотя жалко было школу…»
Из воспоминаний Николая Тимофеевича Савченко.
Героические будни. Рассказывает боевой друг Николая Савченко - Николаев Н.И. в своей книге «Боевой путь 267 Сивашской Краснознаменной ордена Суворова стрелковой дивизии»: «Огневой взвод 4 батареи 845 артиллерийского полка (командир – лейтенант Савченко Н.Т.) под непрерывным минометным, артиллерийским и ружейно-пулеметным огнем противника на руках выкатил орудия на гребень Сапун-горы в боевые порядки пехоты. И огнем прямой наводкой (наводчик сержант И.В. Галицин) подбил одно орудие и два миномета противника, уничтожил один дзот и до двух взводов пехоты». За это сражение звезду героя Советского Союза получили 250 солдат и офицеров. Николай Тимофеевич удостоился ордена Отечественной войны первой степени.
Один день из жизни 4 батареи по рассказам Н.И. Николаева: «1-й батальон 846 стрелкового полка с 4-й батареей 845 артполка (командир батареи капитан И.М. Степанов) стояли в стороне в городе Яунпильс Латвийской ССР. Немцы в Яунпильс не заходили, но два мотоциклиста появились на окраине города 19 августа, а вечером туда заехала грузовая автомашина с бочками бензина. Шофер и сопровождающий груз немец были убиты, а бензином заправлены машины четвертой батареи.»
Сталинград, Харьков, Запорожсталь, Мариуполь, Крым, Шауляй, Тукмус, сотни больших и малых городов прошел Н.Т. Савченко. Победу встретил в Прибалтике. В звании лейтенанта. Говорят, ругался на то, что не повысили в звании по окончании войны... Потом всю жизнь Николай Тимофеевич часто ездил на встречи с однополчанами. Говорил, что однополчане ближе родственников, у них крепче дружба.
За боевые заслуги награжден орденами «Красной звезды» и «Отечественной войны 1 степени», медалями «За оборону Сталинграда», «За победу над Германией»
После войны окончил Свердловскую юридическую школу, и уже с 1949 года он является помощником прокурора в г. Камень Алтайского края. В Горном Алтае с 1952 года. Его назначили прокурором Кош-Агачского района. Тогда же, в 1953 году, он женился. О том периоде жизни его супруга, Зоя Федоровна рассказывает с тихой радостью: «Из Новосибирска в Кош-Агач приехали и поселились в саманную избушку, которая была без кровли. Там ведь дождей мало. Две комнатки, печка и все. Электричества нет, оно было только в пограничном городке и в райкоме. Даже в исполкоме не было, керосиновые лампы – и все». Потом переехали в Онгудай, там уже родился второй ребенок – Ира. Первым в Кош-Агаче – Лев родился, а третьим в Усть-Кане – Илья. Наверное, рождение детей подвигло Николая Тимофеевича к разведению домашнего хозяйства. И это было его хобби в свободное от работы время. Зоя Федоровна говорит, что она не знала тогда, с какой стороны к корове подходить, а Николай ее научил доить молоко. И корова, и теленок, поросенок, куры, утки, гуси… Такая живность не переводилась в хозяйстве Николая Тимофеевича на протяжении всей его жизни. На вопрос, чем он занимался в свободное от работы время, все, кто его знал, говорят, что свободного времени у него не было почти. Всегда на работе, в командировках. Ни рыбалка, ни охота, только работа, семья и подсобное хозяйство.
Умер лейтенант-артиллерист Савченко в возрасте 71 года. В статье Б. Адарова газеты «Алтайдынг Чолмоны» в 1990 году ветеран войны, труда и партии Николай Тимофеевич Савченко желал всему советскому народу – пусть больше не пахнет порохом, голубого неба, пусть солнце светит, каждый человек борется за мир… Думается, что и сейчас бы он сказал то же самое.
из воспоминаний Тюхтенева Степана Сузановича - кандидата юридических наук, бывшего заместителя прокурора Горно-Алтайской автономной области (1959-1966 г.г.) |
«Мне повезло, что моими коллегами оказались замечательные люди. Они помогли мне набрать практический опыт и стать личностью.
Мой первый непосредственный шеф-наставник, районный прокурор Савченко Н.Т.. Он оказался замечательным шефом, добрым и очень умным человеком, очень простым и даже чудаковатым. Но за этим скрывалась его компетентность, коммуникабельность, профессионализм и самое главное - его человечность.
В августе 1953 г. после окончания юридического факультета Казанского госуниверситета я прибыл в Кош-Агач работать следователем прокуратуры Кош-Агачского района. Он меня встретил очень радушно, устроил жить в избе, где ранее проживал следователь прокуратуры Марин, который перевелся работать в прокуратуру г.Горно-Алтайска.
Я родом из теплого и живописного Эликманарского (ныне Чемальского) района и о Кош-Агаче не имел никакого представления. Приехал туда в костюме и татарской тюбетейке. Проснувшись утром вышел на улицу, было страшно холодно, все белым-бело, земля вся покрыта инеем.
Пришел на работу в одежде, в которой приехал. Николай Тимофеевич сразу сообразил, что мне нужна теплая одежда, выписал аванс под будущую зарплату и я на эти деньги купил фуфайку, кирзовые сапоги, шапку и варежки. В этом одеянии я начал работать в Кош-Агачской районной прокуратуре.
Условий для работы у нас практически не было, прокуратура размещалась в здании бывшей церкви. В большом зале работал сельхозотдел райисполкома, а районная прокуратура размещалась в двух небольших комнатках в конце этого здания. Мы с прокурором сидели и работали в одной комнатке, а секретарь - в другой. У нее был стол и для посетителей два стула. Если кто-то придет к прокурору, то я уходил, а если посетитель ко мне, то уходить приходилось прокурору. Большие неудобства.
В прокуратуре не было ни лошади, ни машины, а был только мотоцикл ИЖ-49. Он был новым. Но он на него даже ни разу не садился, пользовался транспортом ЧВТ, когда ему надо ездить по тракту: Чаган-Узун, Курай, Акташ и Чибит. Если ему надо быть в других селах района, он выходил и шел пешком, если по дороге его какая машина догоняет, он ехал, а если нет - то шел пешком до самого поселка. Оттуда он возвращался тоже пешком, не обращался к руководителям хозяйств, чтобы его доставили домой. Зимой и летом он поступал так.
Работу свою он знал, выполнял добросовестно и скрупулезно. В прокуратуре штат был минимальный: прокурор и следователь. Поэтому он нередко занимался расследованием уголовных дел, одновременно учил меня секретам расследования сложных дел.
Судьба сложилась так, что в июле 1955 года сделали рокировку: меня назначили прокурором Кош-Агачского района, а Савченко Н.Т. - следователем районной прокуратуры. А причиной послужило расследование уголовного дела. В июне 1954 года в долине Аргут при переезде через реку Каракем утонула студентка 1 курса геологического факультета МГУ Богатова, дочь генерал-лейтенанта КГБ СССР. Всё лето прокурор Савченко Н.Т. и работники милиции находились в Джазаторе по этому делу. Трупа не обнаружили, дважды дело прекращалось Савченко Н.Т. за отсутствием состава преступления в действиях начальника ГРП Кривицкого и главного инженера Буша. Но дело было на контроле и оба постановления были отменены областным прокурором и прокурором РСФСР. Савченко Н.Т. провел дополнительное расследование, в ходе которого труп Богатовой был найден и выносит третье постановление о прекращении этого уголовного дела. В мотивировочной части постановления указывает, что «в действиях Кривицкого и Буша нет состава преступления и учитывая, что дело не имеет судебной перспективы, уголовное дело прекратить». Вышестоящие прокуроры ухватились за слова, что «дело не имеет судебной перспективы» и заявили, что «не дело не имеет судебную перспективы, а Вы сами не имеете перспективу». Освободили его от должности районного прокурора и перевели на должность следователя, а меня назначили на должность прокурора. Мы с Савченко Н.Т. считали его освобождение необоснованным, ибо по факту гибели студентки Богатовой в последующем никто не был привлечен к уголовной ответственности.
В связи с этим фактом очень сильно проявились все его самые лучшие человеческие черты: он не озлобился, не изменил отношения ко мне. И мы с ним продолжали работать дружно и слаженно. До конца его жизни мы были хорошими друзьями и добрыми коллегами. Позже, уже будучи прокурором Усть-Канского и Усть-Коксинского районов, он часто навещал меня».
Прокуратура Республики Алтай
6 мая 2022, 12:11
Савченко Николай Тимофеевич советник юстиции
Люди, которые уже пожили в Усть-Коксе, помнят этого хромого человека невысокого роста. Жил он по улице Харитошкина. Помнят, что был он прокурором. А люди, которые знали его хотя бы немного, и друзья его, и родственники помнят, что был он человеком ярким, незаурядным. Многие говорят о нем с доброй улыбкой… Родился Николай Тимофеевич Савченко 03.05.1922 г, в деревне Орловка Омской области. До начала Великой Отечественной войны жил там, учился, окончил 10 классов. В ноябре 1941 г. призван в армию. С ноября 1942 по май 1945 был командиром 1-го огневого взвода.
Через пять месяцев после начала войны поступил в Томское артиллерийское училище. Окончил его меньше чем за один год и…. сразу в Сталинград. Но, как он сам говорил, непосредственно в обороне участия не принимал, а был в составе войск, которые с флангов и тыла закрыли путь к отступлению гитлеровцев Паулюса.
Крым. И Севастополь, захваченный немцами. Его надо было освободить во что бы то ни стало, так как нахождение в нем фашистских войск сковывало движения значительных сил Советской Армии и Черноморского флота. С обеих сторон на данном участке фронта скопились большие группировки войск. 7 мая начался генеральный штурм укреплённого района противника по всему фронту. Главный удар наносился на участке Сапун-гора – высота Горная. Только в этом межгорье могли пройти танки 19-го танкового корпуса. Отсюда был самый короткий путь на Севастополь и к мысам Фиолент и Херсонес, бухтам Камышовая и Казачья – местам предполагаемой эвакуации вражеских войск. Однако этот участок являлся и самым укреплённым… Бои здесь были особенно ожесточенными. Тысячи бойцов и командиров проявили в этот день неслыханный героизм.
«При приближении к деревне Зуя фашисты оказали яростное сопротивление. Особенно за здание школы, откуда беспощадно строчили пулеметы. Что делать. Мы начали бить из пушки, хотя жалко было школу…»
Из воспоминаний Николая Тимофеевича Савченко.
Героические будни. Рассказывает боевой друг Николая Савченко - Николаев Н.И. в своей книге «Боевой путь 267 Сивашской Краснознаменной ордена Суворова стрелковой дивизии»: «Огневой взвод 4 батареи 845 артиллерийского полка (командир – лейтенант Савченко Н.Т.) под непрерывным минометным, артиллерийским и ружейно-пулеметным огнем противника на руках выкатил орудия на гребень Сапун-горы в боевые порядки пехоты. И огнем прямой наводкой (наводчик сержант И.В. Галицин) подбил одно орудие и два миномета противника, уничтожил один дзот и до двух взводов пехоты». За это сражение звезду героя Советского Союза получили 250 солдат и офицеров. Николай Тимофеевич удостоился ордена Отечественной войны первой степени.
Один день из жизни 4 батареи по рассказам Н.И. Николаева: «1-й батальон 846 стрелкового полка с 4-й батареей 845 артполка (командир батареи капитан И.М. Степанов) стояли в стороне в городе Яунпильс Латвийской ССР. Немцы в Яунпильс не заходили, но два мотоциклиста появились на окраине города 19 августа, а вечером туда заехала грузовая автомашина с бочками бензина. Шофер и сопровождающий груз немец были убиты, а бензином заправлены машины четвертой батареи.»
Сталинград, Харьков, Запорожсталь, Мариуполь, Крым, Шауляй, Тукмус, сотни больших и малых городов прошел Н.Т. Савченко. Победу встретил в Прибалтике. В звании лейтенанта. Говорят, ругался на то, что не повысили в звании по окончании войны... Потом всю жизнь Николай Тимофеевич часто ездил на встречи с однополчанами. Говорил, что однополчане ближе родственников, у них крепче дружба.
За боевые заслуги награжден орденами «Красной звезды» и «Отечественной войны 1 степени», медалями «За оборону Сталинграда», «За победу над Германией»
После войны окончил Свердловскую юридическую школу, и уже с 1949 года он является помощником прокурора в г. Камень Алтайского края. В Горном Алтае с 1952 года. Его назначили прокурором Кош-Агачского района. Тогда же, в 1953 году, он женился. О том периоде жизни его супруга, Зоя Федоровна рассказывает с тихой радостью: «Из Новосибирска в Кош-Агач приехали и поселились в саманную избушку, которая была без кровли. Там ведь дождей мало. Две комнатки, печка и все. Электричества нет, оно было только в пограничном городке и в райкоме. Даже в исполкоме не было, керосиновые лампы – и все». Потом переехали в Онгудай, там уже родился второй ребенок – Ира. Первым в Кош-Агаче – Лев родился, а третьим в Усть-Кане – Илья. Наверное, рождение детей подвигло Николая Тимофеевича к разведению домашнего хозяйства. И это было его хобби в свободное от работы время. Зоя Федоровна говорит, что она не знала тогда, с какой стороны к корове подходить, а Николай ее научил доить молоко. И корова, и теленок, поросенок, куры, утки, гуси… Такая живность не переводилась в хозяйстве Николая Тимофеевича на протяжении всей его жизни. На вопрос, чем он занимался в свободное от работы время, все, кто его знал, говорят, что свободного времени у него не было почти. Всегда на работе, в командировках. Ни рыбалка, ни охота, только работа, семья и подсобное хозяйство.
Умер лейтенант-артиллерист Савченко в возрасте 71 года. В статье Б. Адарова газеты «Алтайдынг Чолмоны» в 1990 году ветеран войны, труда и партии Николай Тимофеевич Савченко желал всему советскому народу – пусть больше не пахнет порохом, голубого неба, пусть солнце светит, каждый человек борется за мир… Думается, что и сейчас бы он сказал то же самое.
из воспоминаний Тюхтенева Степана Сузановича - кандидата юридических наук, бывшего заместителя прокурора Горно-Алтайской автономной области (1959-1966 г.г.) |
«Мне повезло, что моими коллегами оказались замечательные люди. Они помогли мне набрать практический опыт и стать личностью.
Мой первый непосредственный шеф-наставник, районный прокурор Савченко Н.Т.. Он оказался замечательным шефом, добрым и очень умным человеком, очень простым и даже чудаковатым. Но за этим скрывалась его компетентность, коммуникабельность, профессионализм и самое главное - его человечность.
В августе 1953 г. после окончания юридического факультета Казанского госуниверситета я прибыл в Кош-Агач работать следователем прокуратуры Кош-Агачского района. Он меня встретил очень радушно, устроил жить в избе, где ранее проживал следователь прокуратуры Марин, который перевелся работать в прокуратуру г.Горно-Алтайска.
Я родом из теплого и живописного Эликманарского (ныне Чемальского) района и о Кош-Агаче не имел никакого представления. Приехал туда в костюме и татарской тюбетейке. Проснувшись утром вышел на улицу, было страшно холодно, все белым-бело, земля вся покрыта инеем.
Пришел на работу в одежде, в которой приехал. Николай Тимофеевич сразу сообразил, что мне нужна теплая одежда, выписал аванс под будущую зарплату и я на эти деньги купил фуфайку, кирзовые сапоги, шапку и варежки. В этом одеянии я начал работать в Кош-Агачской районной прокуратуре.
Условий для работы у нас практически не было, прокуратура размещалась в здании бывшей церкви. В большом зале работал сельхозотдел райисполкома, а районная прокуратура размещалась в двух небольших комнатках в конце этого здания. Мы с прокурором сидели и работали в одной комнатке, а секретарь - в другой. У нее был стол и для посетителей два стула. Если кто-то придет к прокурору, то я уходил, а если посетитель ко мне, то уходить приходилось прокурору. Большие неудобства.
В прокуратуре не было ни лошади, ни машины, а был только мотоцикл ИЖ-49. Он был новым. Но он на него даже ни разу не садился, пользовался транспортом ЧВТ, когда ему надо ездить по тракту: Чаган-Узун, Курай, Акташ и Чибит. Если ему надо быть в других селах района, он выходил и шел пешком, если по дороге его какая машина догоняет, он ехал, а если нет - то шел пешком до самого поселка. Оттуда он возвращался тоже пешком, не обращался к руководителям хозяйств, чтобы его доставили домой. Зимой и летом он поступал так.
Работу свою он знал, выполнял добросовестно и скрупулезно. В прокуратуре штат был минимальный: прокурор и следователь. Поэтому он нередко занимался расследованием уголовных дел, одновременно учил меня секретам расследования сложных дел.
Судьба сложилась так, что в июле 1955 года сделали рокировку: меня назначили прокурором Кош-Агачского района, а Савченко Н.Т. - следователем районной прокуратуры. А причиной послужило расследование уголовного дела. В июне 1954 года в долине Аргут при переезде через реку Каракем утонула студентка 1 курса геологического факультета МГУ Богатова, дочь генерал-лейтенанта КГБ СССР. Всё лето прокурор Савченко Н.Т. и работники милиции находились в Джазаторе по этому делу. Трупа не обнаружили, дважды дело прекращалось Савченко Н.Т. за отсутствием состава преступления в действиях начальника ГРП Кривицкого и главного инженера Буша. Но дело было на контроле и оба постановления были отменены областным прокурором и прокурором РСФСР. Савченко Н.Т. провел дополнительное расследование, в ходе которого труп Богатовой был найден и выносит третье постановление о прекращении этого уголовного дела. В мотивировочной части постановления указывает, что «в действиях Кривицкого и Буша нет состава преступления и учитывая, что дело не имеет судебной перспективы, уголовное дело прекратить». Вышестоящие прокуроры ухватились за слова, что «дело не имеет судебной перспективы» и заявили, что «не дело не имеет судебную перспективы, а Вы сами не имеете перспективу». Освободили его от должности районного прокурора и перевели на должность следователя, а меня назначили на должность прокурора. Мы с Савченко Н.Т. считали его освобождение необоснованным, ибо по факту гибели студентки Богатовой в последующем никто не был привлечен к уголовной ответственности.
В связи с этим фактом очень сильно проявились все его самые лучшие человеческие черты: он не озлобился, не изменил отношения ко мне. И мы с ним продолжали работать дружно и слаженно. До конца его жизни мы были хорошими друзьями и добрыми коллегами. Позже, уже будучи прокурором Усть-Канского и Усть-Коксинского районов, он часто навещал меня».
Все права защищены