Прокурор разъясняет - Прокуратура Республики Коми
Прокурор разъясняет
- 27 февраля 2012, 00:00
В последние годы условное осуждение в Российской Федерации применяется достаточно часто, практически к каждому второму осужденному. По данным ГУФСИН России по Республике Коми за 2011 год удельный вес условно осужденных, ежегодно проходящих по учетам уголовно-исполнительных инспекций, составил 68,4% от общего количества осужденных, состоящих в них на учете.
Суть условного осуждения в соответствии с действующим уголовным законодательством, а именно ст. 73 УК РФ, заключается в том, что суд, назначив виновному лицу наказание в виде исправительных работ, ограничения по военной службе, ограничения свободы, содержания в дисциплинарной воинской части или лишения свободы, приходит к выводу о возможности достижения целей уголовной ответственности без отбывания осужденным наказания.
В таком случае суд постановляет считать назначенное наказание условным, реально не исполняемым, если условно осужденный в течение испытательного срока не нарушит предъявляемые к нему законом требования. Контроль в отношении условно осужденных нельзя отождествлять только с деятельностью специализированных государственных органов - уголовно-исполнительных инспекций по учету и регистрации совершаемых осужденными правонарушений.
Контроль за поведением условно осужденных представляет собой специфическую форму реализации уголовной ответственности, проявляющуюся, с одной стороны, в установлении для осужденных определенных ограничений (обязанностей), а с другой - в применении к ним комплекса профилактических и воспитательных мер. В ч. 5 ст. 73 УК РФ законодателем указаны некоторые обязанности, исполнение которых может быть возложено на условно осужденных. Их перечень не является исчерпывающим, но, поскольку они нашли свое закрепление в УК РФ, с точки зрения законодателя именно указанные обязанности наиболее распространены и, вероятно, наиболее важны для условно осужденного.
В связи с этим необходимо рассмотреть значение каждой из них для процесса реализации контроля за условно осужденными. Обязанность не менять постоянного места жительства, работы, учебы без уведомления уголовно-исполнительной инспекции имеет цель создать условия для контроля за поведением осужденного со стороны уголовно-исполнительной инспекции на период испытательного срока, что в конечном счете должно способствовать его исправлению.
Суть рассматриваемой обязанности заключается в том, что осужденный не должен как на временной, так и на постоянной основе менять своего постоянного места жительства, работы, учебы без сообщения об этом в уголовно-исполнительную инспекцию. Данную обязанность в целях повышения эффективности выполнения задачи по контролю за условно осужденными желательно сочетать с обязанностью периодически являться для регистрации в уголовно-исполнительную инспекцию. В том случае, когда нахождение условно осужденного, например, в ресторане, вечернем или ночном кафе, пивном баре, т.е. там, где возможно употребление спиртных напитков, а также наркотических средств, способствует возникновению благоприятной обстановки для совершения нового правонарушения или даже преступления, на лиц, являющихся постоянными посетителями таких мест, необходимо возложение обязанности не посещать определенные места.
В комментируемой статье законодатель выделил две группы органов, осуществляющих контроль за поведением условно осужденных в течение установленного судом испытательного срока, которыми являются: - во-первых, уголовно-исполнительные инспекции по месту жительства условно осужденных; - во-вторых, в отношении условно осужденных военнослужащих - командование воинских частей, где они проходят военную службу.
В целом контроль за условно осужденными включает в себя проведение следующих мероприятий: - персональный учет условно осужденных в течение испытательного срока; - контроль уголовно-исполнительной инспекции с участием работников соответствующих служб органов внутренних дел за соблюдением осужденными общественного порядка и исполнением ими возложенных судом обязанностей; - проведение первоначальных розыскных мероприятий; - проведение иных мероприятий, предусмотренных действующим законодательством.
Основанием для постановки условно осужденного на учет в уголовно-исполнительной инспекции (УИИ) является приговор суда с распоряжением об обращении его к исполнению. При невыполнении условно осужденным требований, предъявляемых к нему в период испытательного срока, законом предусмотрена определенная ответственность, реализация которой осуществляется путем, во-первых, продления испытательного срока (ч. 2 ст. 74 УК РФ), во-вторых, возложения на условно осужденного дополнительных обязанностей и, в-третьих, направления осужденного для реального отбывания назначенного наказания в связи с отменой условного осуждения.
Прокуратура Республики Коми
27 февраля 2012, 00:00
Порядок осуществления контроля за поведением условно-осужденных
В последние годы условное осуждение в Российской Федерации применяется достаточно часто, практически к каждому второму осужденному. По данным ГУФСИН России по Республике Коми за 2011 год удельный вес условно осужденных, ежегодно проходящих по учетам уголовно-исполнительных инспекций, составил 68,4% от общего количества осужденных, состоящих в них на учете.
Суть условного осуждения в соответствии с действующим уголовным законодательством, а именно ст. 73 УК РФ, заключается в том, что суд, назначив виновному лицу наказание в виде исправительных работ, ограничения по военной службе, ограничения свободы, содержания в дисциплинарной воинской части или лишения свободы, приходит к выводу о возможности достижения целей уголовной ответственности без отбывания осужденным наказания.
В таком случае суд постановляет считать назначенное наказание условным, реально не исполняемым, если условно осужденный в течение испытательного срока не нарушит предъявляемые к нему законом требования. Контроль в отношении условно осужденных нельзя отождествлять только с деятельностью специализированных государственных органов - уголовно-исполнительных инспекций по учету и регистрации совершаемых осужденными правонарушений.
Контроль за поведением условно осужденных представляет собой специфическую форму реализации уголовной ответственности, проявляющуюся, с одной стороны, в установлении для осужденных определенных ограничений (обязанностей), а с другой - в применении к ним комплекса профилактических и воспитательных мер. В ч. 5 ст. 73 УК РФ законодателем указаны некоторые обязанности, исполнение которых может быть возложено на условно осужденных. Их перечень не является исчерпывающим, но, поскольку они нашли свое закрепление в УК РФ, с точки зрения законодателя именно указанные обязанности наиболее распространены и, вероятно, наиболее важны для условно осужденного.
В связи с этим необходимо рассмотреть значение каждой из них для процесса реализации контроля за условно осужденными. Обязанность не менять постоянного места жительства, работы, учебы без уведомления уголовно-исполнительной инспекции имеет цель создать условия для контроля за поведением осужденного со стороны уголовно-исполнительной инспекции на период испытательного срока, что в конечном счете должно способствовать его исправлению.
Суть рассматриваемой обязанности заключается в том, что осужденный не должен как на временной, так и на постоянной основе менять своего постоянного места жительства, работы, учебы без сообщения об этом в уголовно-исполнительную инспекцию. Данную обязанность в целях повышения эффективности выполнения задачи по контролю за условно осужденными желательно сочетать с обязанностью периодически являться для регистрации в уголовно-исполнительную инспекцию. В том случае, когда нахождение условно осужденного, например, в ресторане, вечернем или ночном кафе, пивном баре, т.е. там, где возможно употребление спиртных напитков, а также наркотических средств, способствует возникновению благоприятной обстановки для совершения нового правонарушения или даже преступления, на лиц, являющихся постоянными посетителями таких мест, необходимо возложение обязанности не посещать определенные места.
В комментируемой статье законодатель выделил две группы органов, осуществляющих контроль за поведением условно осужденных в течение установленного судом испытательного срока, которыми являются: - во-первых, уголовно-исполнительные инспекции по месту жительства условно осужденных; - во-вторых, в отношении условно осужденных военнослужащих - командование воинских частей, где они проходят военную службу.
В целом контроль за условно осужденными включает в себя проведение следующих мероприятий: - персональный учет условно осужденных в течение испытательного срока; - контроль уголовно-исполнительной инспекции с участием работников соответствующих служб органов внутренних дел за соблюдением осужденными общественного порядка и исполнением ими возложенных судом обязанностей; - проведение первоначальных розыскных мероприятий; - проведение иных мероприятий, предусмотренных действующим законодательством.
Основанием для постановки условно осужденного на учет в уголовно-исполнительной инспекции (УИИ) является приговор суда с распоряжением об обращении его к исполнению. При невыполнении условно осужденным требований, предъявляемых к нему в период испытательного срока, законом предусмотрена определенная ответственность, реализация которой осуществляется путем, во-первых, продления испытательного срока (ч. 2 ст. 74 УК РФ), во-вторых, возложения на условно осужденного дополнительных обязанностей и, в-третьих, направления осужденного для реального отбывания назначенного наказания в связи с отменой условного осуждения.
Все права защищены