Прокурор разъясняет - Прокуратура Республики Коми
Прокурор разъясняет
- 25 ноября 2019, 00:00
Уголовным кодексом Российской Федерации предусмотрен ряд преступлений, за совершение которых к уголовной ответственности могут быть привлечены только должностные лица. К таким преступлениям, в частности, относятся получение взятки (статья 290), злоупотребление должностными полномочиями (статья 285), превышение должностных полномочий (статья 286), служебный подлог (статья 292), халатность (статья 293) и некоторые другие.
Определение должностного лица приведено в примечании к статье 285 Уголовного кодекса Российской Федерации и конкретизировано в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 16.10.2009 № 19 «О судебной практике по делам о злоупотреблении должностными полномочиями и о превышении должностных полномочий».
К должностным отнесены две категории лиц:
1. Представители власти. Это работники правоохранительных и контролирующих органов, которые имеют полномочия совершать (требовать совершить) какие-либо действия в отношении лиц, не находящихся от них в служебной зависимости, а также имеют право принимать решения, обязательные для их исполнения.
2. Лица, выполняющие организационно-распорядительные и административно-хозяйственные функции в следующих органах и организациях:
государственные органы и органы местного самоуправления;
государственные и муниципальные учреждения;
государственные корпорации;
государственные компании;
государственные и муниципальные унитарные предприятия;
акционерные общества, контрольный пакет акций которых принадлежит Российской Федерации, субъектам Российской Федерации или муниципальным образованиям;
Вооруженные Силы Российской Федерации, другие войска и воинские формирования Российской Федерации.
Под организационно-распорядительными понимаются полномочия, связанные с руководством трудовым коллективом в целом, либо каким-либо структурным подразделением или отдельными работниками. К такого рода полномочиям, в частности, относится определение трудовых функций работников, принятие решений о применении мер поощрения либо наложении взысканий. Таким образом, как правило, организационно-распорядительными полномочиями обладают руководители или их заместители. Вместе с тем к организационно-распорядительным функциям также относятся и полномочия по принятию каких-либо решений, имеющих юридическое значение и влекущих определенные юридические последствия (например, выдача листка временной нетрудоспособности, установление факта наличия инвалидности, прием экзаменов в учебном заведении). Такие действия могут совершать и лица, не относящиеся к руководящему составу.
Административно-хозяйственные функции представляют собой полномочия по управлению и распоряжению имуществом и денежными средствами организации (например, принятие решений о начислении заработной платы, премий, осуществление контроля за движением материальных ценностей, определение порядка их хранения, учет и контроль за их расходованием).
Отдел по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции
Прокуратура Республики Коми
25 ноября 2019, 00:00
Должностное лицо как субъект преступления
Уголовным кодексом Российской Федерации предусмотрен ряд преступлений, за совершение которых к уголовной ответственности могут быть привлечены только должностные лица. К таким преступлениям, в частности, относятся получение взятки (статья 290), злоупотребление должностными полномочиями (статья 285), превышение должностных полномочий (статья 286), служебный подлог (статья 292), халатность (статья 293) и некоторые другие.
Определение должностного лица приведено в примечании к статье 285 Уголовного кодекса Российской Федерации и конкретизировано в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 16.10.2009 № 19 «О судебной практике по делам о злоупотреблении должностными полномочиями и о превышении должностных полномочий».
К должностным отнесены две категории лиц:
1. Представители власти. Это работники правоохранительных и контролирующих органов, которые имеют полномочия совершать (требовать совершить) какие-либо действия в отношении лиц, не находящихся от них в служебной зависимости, а также имеют право принимать решения, обязательные для их исполнения.
2. Лица, выполняющие организационно-распорядительные и административно-хозяйственные функции в следующих органах и организациях:
государственные органы и органы местного самоуправления;
государственные и муниципальные учреждения;
государственные корпорации;
государственные компании;
государственные и муниципальные унитарные предприятия;
акционерные общества, контрольный пакет акций которых принадлежит Российской Федерации, субъектам Российской Федерации или муниципальным образованиям;
Вооруженные Силы Российской Федерации, другие войска и воинские формирования Российской Федерации.
Под организационно-распорядительными понимаются полномочия, связанные с руководством трудовым коллективом в целом, либо каким-либо структурным подразделением или отдельными работниками. К такого рода полномочиям, в частности, относится определение трудовых функций работников, принятие решений о применении мер поощрения либо наложении взысканий. Таким образом, как правило, организационно-распорядительными полномочиями обладают руководители или их заместители. Вместе с тем к организационно-распорядительным функциям также относятся и полномочия по принятию каких-либо решений, имеющих юридическое значение и влекущих определенные юридические последствия (например, выдача листка временной нетрудоспособности, установление факта наличия инвалидности, прием экзаменов в учебном заведении). Такие действия могут совершать и лица, не относящиеся к руководящему составу.
Административно-хозяйственные функции представляют собой полномочия по управлению и распоряжению имуществом и денежными средствами организации (например, принятие решений о начислении заработной платы, премий, осуществление контроля за движением материальных ценностей, определение порядка их хранения, учет и контроль за их расходованием).
Отдел по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции
Все права защищены