Прокурор разъясняет - Прокуратура Республики Коми
Прокурор разъясняет
- 25 ноября 2021, 11:11
Отношения в области организации, охраны и использования особо охраняемых природных территорий (далее – ООПТ) в целях сохранения уникальных и типичных природных комплексов и объектов, достопримечательных природных образований, объектов растительного и животного мира, их генетического фонда, изучения естественных процессов в биосфере и контроля за изменением ее состояния, экологического воспитания населения регулируются Федеральным законом от 14.03.1995 № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» (далее – Федеральный закон № 33-ФЗ).
Так, в соответствии с п. 2 ст. 2 Федерального закона № 33-ФЗ различают следующие категории ООПТ:
государственные природные заповедники, в том числе биосферные заповедники;
национальные парки;
природные парки;
государственные природные заказники;
памятники природы;
дендрологические парки и ботанические сады.
При этом особо охраняемые природные территории могут иметь федеральное, региональное или местное значение.
В Республике Коми расположены 4 ООПТ федерального значения (Печоро-Илычский государственный природный биосферный заповедник, национальный парк «Югыд Ва», национальный парк «Койгородский» и государственный природный заказник федерального значения «Параськины озера»), а также более 200 ООПТ республиканского и местного значения.
В настоящее время с учетом наступления зимнего периода повышается интерес граждан к таким туристическим турам и экспедициям, которые подразумевают использование снегоходов, снегоболотоходов и т.п.
В связи с этим необходимо помнить, что в силу п. 1 ст. 5.1 Федерального закона № 33-ФЗ посещение физическими лицами ООПТ осуществляется в соответствии с установленным для таких территорий режимом особой охраны. Сведения о данном режиме размещены на официальных сайтах данных объектов и на информационных стендах, установленных непосредственно на границах ООПТ.
Так, ст. 8.39 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за нарушение установленного режима или иных правил охраны и использования окружающей среды и природных ресурсов на территориях государственных природных заповедников, национальных парков, природных парков, государственных природных заказников, а также на территориях, на которых находятся памятники природы, на иных особо охраняемых природных территориях либо в их охранных зонах.
Статья 262 Уголовного кодекса Российской Федерации устанавливает уголовную ответственность за нарушение режима заповедников, заказников, национальных парков, памятников природы и других особо охраняемых государством природных территорий, повлекшее причинение значительного ущерба.
При этом согласно п. 3 ст. 36 Федерального закона № 33-ФЗ виновный обязан возместить вред, причиненный природным объектам и комплексам в границах ООПТ, рассчитанный в соответствии с утвержденными в установленном порядке таксами и методиками исчисления размера ущерба, а при их отсутствии – по фактическим затратам на их восстановление.
Печорская природоохранная межрайонная прокуратура
Прокуратура Республики Коми
25 ноября 2021, 11:11
Ответственность за нарушение режима охраны и использования особо охраняемых природных территорий
Отношения в области организации, охраны и использования особо охраняемых природных территорий (далее – ООПТ) в целях сохранения уникальных и типичных природных комплексов и объектов, достопримечательных природных образований, объектов растительного и животного мира, их генетического фонда, изучения естественных процессов в биосфере и контроля за изменением ее состояния, экологического воспитания населения регулируются Федеральным законом от 14.03.1995 № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» (далее – Федеральный закон № 33-ФЗ).
Так, в соответствии с п. 2 ст. 2 Федерального закона № 33-ФЗ различают следующие категории ООПТ:
государственные природные заповедники, в том числе биосферные заповедники;
национальные парки;
природные парки;
государственные природные заказники;
памятники природы;
дендрологические парки и ботанические сады.
При этом особо охраняемые природные территории могут иметь федеральное, региональное или местное значение.
В Республике Коми расположены 4 ООПТ федерального значения (Печоро-Илычский государственный природный биосферный заповедник, национальный парк «Югыд Ва», национальный парк «Койгородский» и государственный природный заказник федерального значения «Параськины озера»), а также более 200 ООПТ республиканского и местного значения.
В настоящее время с учетом наступления зимнего периода повышается интерес граждан к таким туристическим турам и экспедициям, которые подразумевают использование снегоходов, снегоболотоходов и т.п.
В связи с этим необходимо помнить, что в силу п. 1 ст. 5.1 Федерального закона № 33-ФЗ посещение физическими лицами ООПТ осуществляется в соответствии с установленным для таких территорий режимом особой охраны. Сведения о данном режиме размещены на официальных сайтах данных объектов и на информационных стендах, установленных непосредственно на границах ООПТ.
Так, ст. 8.39 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за нарушение установленного режима или иных правил охраны и использования окружающей среды и природных ресурсов на территориях государственных природных заповедников, национальных парков, природных парков, государственных природных заказников, а также на территориях, на которых находятся памятники природы, на иных особо охраняемых природных территориях либо в их охранных зонах.
Статья 262 Уголовного кодекса Российской Федерации устанавливает уголовную ответственность за нарушение режима заповедников, заказников, национальных парков, памятников природы и других особо охраняемых государством природных территорий, повлекшее причинение значительного ущерба.
При этом согласно п. 3 ст. 36 Федерального закона № 33-ФЗ виновный обязан возместить вред, причиненный природным объектам и комплексам в границах ООПТ, рассчитанный в соответствии с утвержденными в установленном порядке таксами и методиками исчисления размера ущерба, а при их отсутствии – по фактическим затратам на их восстановление.
Печорская природоохранная межрайонная прокуратура
Все права защищены