Прокурор разъясняет - Прокуратура Республики Коми
Прокурор разъясняет
- 21 декабря 2022, 16:57
Термином «контрафакт» обозначают любой товар, изготовленный с нарушением прав интеллектуальной собственности какого-либо лица. Типичный пример контрафакта – нанесение на товар чужого, более известного на рынке товарного знака или наименования фирмы-производителя. Понятие «контрафакт» носит юридический характер, при этом ключевое значение для отнесения предмета к контрафактному имеет ущемление авторских и других интеллектуальных прав в результате создания такого товара. Качество же товара при этом роли не играет.
Контрафакт, в принципе, может быть очень неплохого качества, этим он отличается от фальсификата (фальсифицированными принято считать поддельные вещи низкого качества, выдаваемые за настоящие).
Контрафакт весьма многообразен, его можно подразделить на несколько типов: использование фирменного наименования или товарного знака, очень похожего на обозначение какой-либо из известных марок. При таком контрафакте, как правило, в названии на этикетке меняются 1-2 буквы (к примеру, Reabok вместо Reebok), в результате чего многие не обращают на это внимания и покупают контрафакт, полагая, что становятся обладателями фирменной вещи. Использование чужого логотипа без внесения в него изменений одновременно с копированием внешних черт товара. Контрафакт в такой форме встречается реже, чем предыдущий, поскольку факт правонарушения в данном случае налицо, а значит, и привлечь к ответственности распространителя гораздо проще. «Пиратство», то есть продажа копий музыкальных, художественных, литературных произведений без разрешения автора или правообладателя. В эту группу можно отнести и безвозмездный контрафакт – распространение таких произведений в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет». Применение изобретений, разработок (в т. ч. компьютерных программ), права на которые зарегистрированы на других лиц.
Основным признаком контрафакта является отсутствие разрешительной документации от владельца интеллектуальной собственности на реализацию товара или распространение объектов авторского права нематериального характера без согласия владельца. Примером могут быть контрафактные сигареты, алкоголь, косметические средства, аудио и видеопродукция.
Сбыт контрафактной продукции является преступлением, если предметы сбываются (распространяются) без получения согласия автора или правообладателя. Сбыт контрафактных экземпляров произведений или фонограмм заключается в их умышленном возмездном или безвозмездном предоставлении другим лицам любым способом (например, путем продажи, проката, бесплатного распространения в рекламных целях, дарения, размещения произведений в сети Интернет). Наличие у лица цели сбыта может подтверждаться, в частности, нахождением изъятых контрафактных экземпляров в торговых местах, пунктах проката, на складах и т.п., количеством указанных предметов.
Уголовное наказание за нарушение авторских и смежных прав предусмотрено статьей 146 Уголовного кодекса Российской Федерации (УК РФ), а за незаконное использование средств индивидуализации товаров и услуг статьей 180 УК РФ.
Однако за сбыт контрафактной продукции статьей 146 УК РФ предусмотрена ответственность именно уже за приобретение, хранение, перевозку контрафактных экземпляров произведений или фонограмм в целях сбыта, если эти деяния совершены в крупном или особо крупном размере, группой лиц по предварительному сговору или организованной группой, лицом с использованием своего служебного положения. Деяния, предусмотренные этой статьей, признаются совершенными в крупном размере, если стоимость экземпляров произведений или фонограмм либо стоимость прав на использование объектов авторского права и смежных прав превышают сто тысяч рублей, а в особо крупном размере – один миллион рублей.
В соответствии с законодательством Российской Федерации объектами авторского права не являются: официальные документы, а также их официальные переводы; государственные символы и знаки; произведения народного творчества; сообщения о событиях и фактах, имеющие информационный характер, в связи с чем воспроизведение, распространение или иное их использование любым способом не образует состава преступления.
Преступление считается совершенным с момента причинения собственнику убытков незаконным распространением контрафакта.
Незаконное же использование чужого товарного знака, знака обслуживания, наименования места происхождения товара или сходных с ними обозначений для однородных товаров, а также незаконное использование предупредительной маркировки в отношении не зарегистрированного в Российской Федерации товарного знака или наименования места происхождения товара, если это деяние совершено неоднократно или причинило крупный ущерб образуют самостоятельный состав преступления, предусмотренного статьей 180 УК РФ. Крупным является ущерб в сумме более 250 000 рублей, причиненный правообладателю.
Неоднократность же по статье 180 УК РФ предполагает совершение лицом двух и более деяний, состоящих в незаконном использовании товарного знака, знака обслуживания, наименования места происхождения товара или сходных с ними обозначений для однородных товаров. При этом может иметь место как неоднократное использование одного и того же средства индивидуализации товара (услуги), так и одновременное использование двух или более чужих товарных знаков или других средств индивидуализации на одной единице товара). То же касается и предупредительной маркировки в отношении товарного знака или наименования места происхождения товара, не зарегистрированных в Российской Федерации.
В соответствии с действующим законодательством Российской Федерации правообладатель вправе использовать товарный знак (знак обслуживания) и запрещать его использование другими лицами. Никто не может использовать охраняемый в Российской Федерации товарный знак (знак обслуживания) без разрешения правообладателя. Правовая охрана товарного знака, а также наименования места происхождения товара в Российской Федерации предоставляется на основании их государственной регистрации в порядке, установленном действующим законодательством.
Под незаконным использованием чужого товарного знака, знака обслуживания или сходных с ними обозначений для однородных товаров применительно к части 1 статьи 180 УК РФ понимается применение товарного знака или сходного с ним до степени смешения обозначения без разрешения правообладателя указанных средств индивидуализации:
на товарах, этикетках, упаковках этих товаров, которые производятся, предлагаются к продаже, продаются, демонстрируются на выставках и ярмарках или иным образом вводятся в гражданский оборот на территории Российской Федерации либо хранятся и (или) перевозятся с этой целью, либо ввозятся на территорию Российской Федерации;
при выполнении работ, оказании услуг;
на документации, связанной с введением товаров в гражданский оборот; в предложениях о продаже товаров;
в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», в частности в доменном имени и при других способах адресации.
Максимальным наказанием за совершение преступления как по статье 146, так и по статье 180 УК РФ является лишение свободы на срок до шести лет со штрафом в размере до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет.
Управление по надзору за следствием, дознанием и оперативно-разыскной деятельностью
Прокуратура Республики Коми
21 декабря 2022, 16:57
Уголовная ответственность за сбыт контрафактной продукции
Термином «контрафакт» обозначают любой товар, изготовленный с нарушением прав интеллектуальной собственности какого-либо лица. Типичный пример контрафакта – нанесение на товар чужого, более известного на рынке товарного знака или наименования фирмы-производителя. Понятие «контрафакт» носит юридический характер, при этом ключевое значение для отнесения предмета к контрафактному имеет ущемление авторских и других интеллектуальных прав в результате создания такого товара. Качество же товара при этом роли не играет.
Контрафакт, в принципе, может быть очень неплохого качества, этим он отличается от фальсификата (фальсифицированными принято считать поддельные вещи низкого качества, выдаваемые за настоящие).
Контрафакт весьма многообразен, его можно подразделить на несколько типов: использование фирменного наименования или товарного знака, очень похожего на обозначение какой-либо из известных марок. При таком контрафакте, как правило, в названии на этикетке меняются 1-2 буквы (к примеру, Reabok вместо Reebok), в результате чего многие не обращают на это внимания и покупают контрафакт, полагая, что становятся обладателями фирменной вещи. Использование чужого логотипа без внесения в него изменений одновременно с копированием внешних черт товара. Контрафакт в такой форме встречается реже, чем предыдущий, поскольку факт правонарушения в данном случае налицо, а значит, и привлечь к ответственности распространителя гораздо проще. «Пиратство», то есть продажа копий музыкальных, художественных, литературных произведений без разрешения автора или правообладателя. В эту группу можно отнести и безвозмездный контрафакт – распространение таких произведений в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет». Применение изобретений, разработок (в т. ч. компьютерных программ), права на которые зарегистрированы на других лиц.
Основным признаком контрафакта является отсутствие разрешительной документации от владельца интеллектуальной собственности на реализацию товара или распространение объектов авторского права нематериального характера без согласия владельца. Примером могут быть контрафактные сигареты, алкоголь, косметические средства, аудио и видеопродукция.
Сбыт контрафактной продукции является преступлением, если предметы сбываются (распространяются) без получения согласия автора или правообладателя. Сбыт контрафактных экземпляров произведений или фонограмм заключается в их умышленном возмездном или безвозмездном предоставлении другим лицам любым способом (например, путем продажи, проката, бесплатного распространения в рекламных целях, дарения, размещения произведений в сети Интернет). Наличие у лица цели сбыта может подтверждаться, в частности, нахождением изъятых контрафактных экземпляров в торговых местах, пунктах проката, на складах и т.п., количеством указанных предметов.
Уголовное наказание за нарушение авторских и смежных прав предусмотрено статьей 146 Уголовного кодекса Российской Федерации (УК РФ), а за незаконное использование средств индивидуализации товаров и услуг статьей 180 УК РФ.
Однако за сбыт контрафактной продукции статьей 146 УК РФ предусмотрена ответственность именно уже за приобретение, хранение, перевозку контрафактных экземпляров произведений или фонограмм в целях сбыта, если эти деяния совершены в крупном или особо крупном размере, группой лиц по предварительному сговору или организованной группой, лицом с использованием своего служебного положения. Деяния, предусмотренные этой статьей, признаются совершенными в крупном размере, если стоимость экземпляров произведений или фонограмм либо стоимость прав на использование объектов авторского права и смежных прав превышают сто тысяч рублей, а в особо крупном размере – один миллион рублей.
В соответствии с законодательством Российской Федерации объектами авторского права не являются: официальные документы, а также их официальные переводы; государственные символы и знаки; произведения народного творчества; сообщения о событиях и фактах, имеющие информационный характер, в связи с чем воспроизведение, распространение или иное их использование любым способом не образует состава преступления.
Преступление считается совершенным с момента причинения собственнику убытков незаконным распространением контрафакта.
Незаконное же использование чужого товарного знака, знака обслуживания, наименования места происхождения товара или сходных с ними обозначений для однородных товаров, а также незаконное использование предупредительной маркировки в отношении не зарегистрированного в Российской Федерации товарного знака или наименования места происхождения товара, если это деяние совершено неоднократно или причинило крупный ущерб образуют самостоятельный состав преступления, предусмотренного статьей 180 УК РФ. Крупным является ущерб в сумме более 250 000 рублей, причиненный правообладателю.
Неоднократность же по статье 180 УК РФ предполагает совершение лицом двух и более деяний, состоящих в незаконном использовании товарного знака, знака обслуживания, наименования места происхождения товара или сходных с ними обозначений для однородных товаров. При этом может иметь место как неоднократное использование одного и того же средства индивидуализации товара (услуги), так и одновременное использование двух или более чужих товарных знаков или других средств индивидуализации на одной единице товара). То же касается и предупредительной маркировки в отношении товарного знака или наименования места происхождения товара, не зарегистрированных в Российской Федерации.
В соответствии с действующим законодательством Российской Федерации правообладатель вправе использовать товарный знак (знак обслуживания) и запрещать его использование другими лицами. Никто не может использовать охраняемый в Российской Федерации товарный знак (знак обслуживания) без разрешения правообладателя. Правовая охрана товарного знака, а также наименования места происхождения товара в Российской Федерации предоставляется на основании их государственной регистрации в порядке, установленном действующим законодательством.
Под незаконным использованием чужого товарного знака, знака обслуживания или сходных с ними обозначений для однородных товаров применительно к части 1 статьи 180 УК РФ понимается применение товарного знака или сходного с ним до степени смешения обозначения без разрешения правообладателя указанных средств индивидуализации:
на товарах, этикетках, упаковках этих товаров, которые производятся, предлагаются к продаже, продаются, демонстрируются на выставках и ярмарках или иным образом вводятся в гражданский оборот на территории Российской Федерации либо хранятся и (или) перевозятся с этой целью, либо ввозятся на территорию Российской Федерации;
при выполнении работ, оказании услуг;
на документации, связанной с введением товаров в гражданский оборот; в предложениях о продаже товаров;
в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», в частности в доменном имени и при других способах адресации.
Максимальным наказанием за совершение преступления как по статье 146, так и по статье 180 УК РФ является лишение свободы на срок до шести лет со штрафом в размере до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет.
Управление по надзору за следствием, дознанием и оперативно-разыскной деятельностью
Все права защищены