Интервью и выступления - Прокуратура Республики Коми
Интервью и выступления
- 1 сентября 2017, 10:58
- Терентьев Дмитрий Владиславович
Дмитрий Терентьев: «Экстремисты перекочевали в интернет»
36 жителей Коми числятся в размещенном на сайте Росфинмониторинга перечне организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму. Значится в этом списке и одна организация – «Рубеж Севера», члены которой, в том числе и хорошо известный в республике Алексей Колегов, осуждены за совершение ряда преступлений и сейчас отбывают наказание. О противодействии экстремизму и терроризму в регионе «Республике» рассказал старший помощник прокурора Коми Дмитрий Терентьев.
– Многие преступления экстремистской направленности выглядят на первый взгляд даже не слишком пугающе: оставил человек эмоциональный комментарий в интернете, разместил на своей странице в соцсетях сомнительный файл. В чем состоит опасность таких преступлений для общества?
– Вы верно подметили тенденцию: сейчас все преступления экстремистской направленности совершаются в интернете. Если раньше некоторые граждане, например, рисовали свастику, писали на стенах призывы бить лиц определенной национальности, то сейчас, уж не знаю, к сожалению или к счастью, таких случаев практически нет. Все экстремисты перекочевали в интернет. В виртуальном пространстве легче «спрятаться»: мало кто из злоумышленников выступает под своим настоящим именем, пользуются псевдонимами. Да и «аудитория» в интернете больше: если надпись на заборе увидят несколько десятков прохожих, то с идеями, изложенными на странице в интернете, теоретически могут ознакомиться десятки тысяч пользователей.
Опасность экстремизма сложно переоценить: нам не дано предугадать, как отзовется то или иное «слово», как подействует на психику человека. Если зерна экстремизма упадут на благодатную почву, последствия могут быть катастрофическими. Например, призыв бить представителей определенной национальности – кто-то может не обратить на него внимания, а другой примет как руководство к действию.
Скажем, кто бы еще совсем недавно мог подумать, что в Коми будут вербовать бойцов для запрещенной в России террористической организации ИГИЛ? Несколько лет назад такое предположение показалось бы, мягко говоря, нереальным.
Тем не менее несколько жителей нашей республики уехали за границу, чтобы принять участие в боевых действиях на стороне террористов, и не вернулись. В отношении них возбуждены уголовные дела по части 2 статьи 208 УК РФ, за участие в незаконных вооруженных формированиях на территориях других стран им придется ответить в суде. 20 июля в отношении жителя Ухты было возбуждено уголовное дело по части 3 статьи 205 УК РФ (прохождение обучения в лагере боевиков). Молодой человек выехал за пределы Российской Федерации, чтобы присоединиться к террористам в Сирии.
Не секрет, что вербовка боевиков осуществляется по интернету. В этом году в Коми был вынесен и приговор вербовщику. Судом установлено, что гражданин Азербайджана Рамиль Мирзамов в 2013-2014 годах в социальной сети «ВКонтакте» размещал материалы, содержащие призывы к совершению насильственных действий в отношении лиц, не исповедующих ислам. Кроме того, в Ухте он склонял четверых студентов местного вуза к участию в деятельности международной террористической организации. Двое молодых людей в мае 2014 года уехали из России и приняли участие в деятельности незаконных вооруженных формирований на территории Республики Ирак и Сирийской Арабской Республики. Двое других, к счастью, отказались от этих идей и впоследствии дали изобличающие Мирзамова показания. Мирзамов находился в международном розыске, сотрудники ФСБ задержали его на территории Республики Дагестан. Суд приговорил его к восьми годам и четырем месяцам лишения свободы в исправительной колонии общего режима.
– В федеральном списке экстремистских материалов, размещенном на сайте Минюста России, тысячи наименований – вплоть до текстов песен современных рок-групп. Если человек разместил на своей странице ссылку на понравившийся ему текст, не зная, что это экстремистский материал, будет ли он нести ответственность?
– В каждом случае проводится проверка. Но, поверьте, очень редко люди, размещающие экстремистские материалы, «не ведают, что творят». В большинстве случаев они прекрасно понимают, что и с какой целью делают. Изучается и личность человека, разместившего экстремистские материалы. Скажем, гражданин разместил экстремистские материалы на своей странице в соцсетях, а дома у него на стенах свастика, фотографии в фашистской форме – ему сложно будет сослаться на неведение, у него такой образ жизни.
Наверное, каждому из нас стоит вдумчиво подходить к тому, что мы размещаем на своих страницах в соцсетях. К текстам, аудио– и видеофайлам нужно относиться с повышенной настороженностью, если в них, в частности, содержатся призывы к изменению государственного строя насильственным путем (то есть призывы к революции, к восстанию, к неповиновению законно избранной власти), публичные призывы к осуществлению террористической деятельности или публичное оправдание терроризма, возбуждение социальной, расовой, национальной или религиозной розни (призывы к убийству, избиению или выселению лиц определенной национальности или вероисповедания), пропаганда исключительности, превосходства либо неполноценности человека по признаку его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности.
– Поступают ли в правоохранительные органы сообщения от граждан, обнаруживших в интернете подозрительные материалы?
– Такие сообщения поступают в прокуратуру республики, в 2017 году по ним возбуждено два дела об административных правонарушениях по статье 20.29 КоАП РФ (производство и распространение экстремистских материалов). Все уголовные дела по преступлениям, связанным с экстремизмом и терроризмом, возбуждены по результатам оперативно-разыскной деятельности сотрудников правоохранительных органов.
Вообще, существует досудебный порядок обращения в Рос-комнадзор, на который возложены полномочия по блокированию электронных адресов. На сайте Роскомнадзора размещена специальная форма, которую может заполнить любой гражданин. Если в ходе проверки информация подтвердится, сайт будет заблокирован.
– В Коми по решению суда людей штрафовали за татуировки со свастикой. Получается, что каждый, у кого есть такая татуировка, – потенциальный правонарушитель и его можно раз за разом привлекать к ответственности, пока он не удалит изображение?
– К административной ответственности граждане привлекаются не за сам факт наличия подобной татуировки, а за пропаганду и публичную демонстрацию нацистской символики. Да, я не раз слышал высказывания о том, что человека с татуированной свастикой можно хоть каждый день штрафовать. Такая трактовка не верна. Если гражданин, например, разделся в кабинете врача и тот случайно увидел татуировку, то это не будет административным правонарушением. А вот если человек собрал вокруг себя группу людей, показал татуировку, объяснил ее значение и, предположим, предложил сделать такую же – такие действия являются административным правонарушением.
И все же тем, кто намеревается делать татуировку, лучше подумать о ее значении и возможных последствиях.
– Экстремистской была признана автономная некоммерческая организация патриотического воспитания «Рубеж Севера». Почему?
– Руководитель и учредитель «Рубежа Севера» Алексей Колегов, а также участники организации совершили преступления экстремистской направленности, что подтверждено приговорами районных судов Республики Коми, вступившими в законную силу. Помимо этого «Рубеж Севера» использовал ресурсы зарегистрированного Колеговым сайта, на котором публиковались отдельные материалы о совершении преступлений. Размещенные на данном сайте материалы свидетельствовали о том, что «Рубеж Севера» причисляет себя к националистической организации, пропагандирующей идеи фашизма. 23 ноября 2016 года Сыктывкарский городской суд удовлетворил административное исковое заявление прокурора Республики Коми о ликвидации «Рубежа Севера».
– В перечне организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, есть и жители Республики Коми. Кто эти люди?
– В основном это граждане, осужденные за преступления экстремистской направленности. На них и после отбытия наказания накладываются определенные ограничения. Например, в течение некоторого времени кредитные учреждения принимают меры по блокированию денежных средств этих граждан. На днях в прокуратуру республики поступило заявление жителя Ухты, осужденного за преступление экстремистской направленности. Он уже отбыл свой срок в колонии, теперь просит исключить его из перечня экстремистов, поскольку из-за этого у него возникают проблемы. Но его данные будут в этом списке еще в течение шести лет, и мы здесь ничего сделать не можем, гражданин сам выбрал эту участь, когда совершил преступление.
– Каков портрет среднестатистического экстремиста в Коми?
– Такой портрет непросто составить. Если несколько лет назад можно было точно сказать, что условный экстремист – это молодой человек, то теперь он «повзрослел»: среди лиц, привлеченных к ответственности за преступления и правонарушения экстремистской направленности, много мужчин в возрасте тридцати-сорока лет.
Точно можно сказать одно: условный экстремист в Коми – мужчина. Только одна женщина была привлечена к административной ответственности за экстремистский комментарий, оставленный на сайте средства массовой информации. Жительница Сосногорска резко высказалась в отношении представителей определенной национальности, суд приговорил ее к штрафу в сто тысяч рублей.
Беседовала Людмила ВЛАСОВА
Терентьев Дмитрий Владиславович
1 сентября 2017, 10:58
Предлагаем вашему вниманию интервью старшего помощника прокурора республики Коми Дмитрия Терентьева газете «Республика»
Дмитрий Терентьев: «Экстремисты перекочевали в интернет»
36 жителей Коми числятся в размещенном на сайте Росфинмониторинга перечне организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму. Значится в этом списке и одна организация – «Рубеж Севера», члены которой, в том числе и хорошо известный в республике Алексей Колегов, осуждены за совершение ряда преступлений и сейчас отбывают наказание. О противодействии экстремизму и терроризму в регионе «Республике» рассказал старший помощник прокурора Коми Дмитрий Терентьев.
– Многие преступления экстремистской направленности выглядят на первый взгляд даже не слишком пугающе: оставил человек эмоциональный комментарий в интернете, разместил на своей странице в соцсетях сомнительный файл. В чем состоит опасность таких преступлений для общества?
– Вы верно подметили тенденцию: сейчас все преступления экстремистской направленности совершаются в интернете. Если раньше некоторые граждане, например, рисовали свастику, писали на стенах призывы бить лиц определенной национальности, то сейчас, уж не знаю, к сожалению или к счастью, таких случаев практически нет. Все экстремисты перекочевали в интернет. В виртуальном пространстве легче «спрятаться»: мало кто из злоумышленников выступает под своим настоящим именем, пользуются псевдонимами. Да и «аудитория» в интернете больше: если надпись на заборе увидят несколько десятков прохожих, то с идеями, изложенными на странице в интернете, теоретически могут ознакомиться десятки тысяч пользователей.
Опасность экстремизма сложно переоценить: нам не дано предугадать, как отзовется то или иное «слово», как подействует на психику человека. Если зерна экстремизма упадут на благодатную почву, последствия могут быть катастрофическими. Например, призыв бить представителей определенной национальности – кто-то может не обратить на него внимания, а другой примет как руководство к действию.
Скажем, кто бы еще совсем недавно мог подумать, что в Коми будут вербовать бойцов для запрещенной в России террористической организации ИГИЛ? Несколько лет назад такое предположение показалось бы, мягко говоря, нереальным.
Тем не менее несколько жителей нашей республики уехали за границу, чтобы принять участие в боевых действиях на стороне террористов, и не вернулись. В отношении них возбуждены уголовные дела по части 2 статьи 208 УК РФ, за участие в незаконных вооруженных формированиях на территориях других стран им придется ответить в суде. 20 июля в отношении жителя Ухты было возбуждено уголовное дело по части 3 статьи 205 УК РФ (прохождение обучения в лагере боевиков). Молодой человек выехал за пределы Российской Федерации, чтобы присоединиться к террористам в Сирии.
Не секрет, что вербовка боевиков осуществляется по интернету. В этом году в Коми был вынесен и приговор вербовщику. Судом установлено, что гражданин Азербайджана Рамиль Мирзамов в 2013-2014 годах в социальной сети «ВКонтакте» размещал материалы, содержащие призывы к совершению насильственных действий в отношении лиц, не исповедующих ислам. Кроме того, в Ухте он склонял четверых студентов местного вуза к участию в деятельности международной террористической организации. Двое молодых людей в мае 2014 года уехали из России и приняли участие в деятельности незаконных вооруженных формирований на территории Республики Ирак и Сирийской Арабской Республики. Двое других, к счастью, отказались от этих идей и впоследствии дали изобличающие Мирзамова показания. Мирзамов находился в международном розыске, сотрудники ФСБ задержали его на территории Республики Дагестан. Суд приговорил его к восьми годам и четырем месяцам лишения свободы в исправительной колонии общего режима.
– В федеральном списке экстремистских материалов, размещенном на сайте Минюста России, тысячи наименований – вплоть до текстов песен современных рок-групп. Если человек разместил на своей странице ссылку на понравившийся ему текст, не зная, что это экстремистский материал, будет ли он нести ответственность?
– В каждом случае проводится проверка. Но, поверьте, очень редко люди, размещающие экстремистские материалы, «не ведают, что творят». В большинстве случаев они прекрасно понимают, что и с какой целью делают. Изучается и личность человека, разместившего экстремистские материалы. Скажем, гражданин разместил экстремистские материалы на своей странице в соцсетях, а дома у него на стенах свастика, фотографии в фашистской форме – ему сложно будет сослаться на неведение, у него такой образ жизни.
Наверное, каждому из нас стоит вдумчиво подходить к тому, что мы размещаем на своих страницах в соцсетях. К текстам, аудио– и видеофайлам нужно относиться с повышенной настороженностью, если в них, в частности, содержатся призывы к изменению государственного строя насильственным путем (то есть призывы к революции, к восстанию, к неповиновению законно избранной власти), публичные призывы к осуществлению террористической деятельности или публичное оправдание терроризма, возбуждение социальной, расовой, национальной или религиозной розни (призывы к убийству, избиению или выселению лиц определенной национальности или вероисповедания), пропаганда исключительности, превосходства либо неполноценности человека по признаку его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности.
– Поступают ли в правоохранительные органы сообщения от граждан, обнаруживших в интернете подозрительные материалы?
– Такие сообщения поступают в прокуратуру республики, в 2017 году по ним возбуждено два дела об административных правонарушениях по статье 20.29 КоАП РФ (производство и распространение экстремистских материалов). Все уголовные дела по преступлениям, связанным с экстремизмом и терроризмом, возбуждены по результатам оперативно-разыскной деятельности сотрудников правоохранительных органов.
Вообще, существует досудебный порядок обращения в Рос-комнадзор, на который возложены полномочия по блокированию электронных адресов. На сайте Роскомнадзора размещена специальная форма, которую может заполнить любой гражданин. Если в ходе проверки информация подтвердится, сайт будет заблокирован.
– В Коми по решению суда людей штрафовали за татуировки со свастикой. Получается, что каждый, у кого есть такая татуировка, – потенциальный правонарушитель и его можно раз за разом привлекать к ответственности, пока он не удалит изображение?
– К административной ответственности граждане привлекаются не за сам факт наличия подобной татуировки, а за пропаганду и публичную демонстрацию нацистской символики. Да, я не раз слышал высказывания о том, что человека с татуированной свастикой можно хоть каждый день штрафовать. Такая трактовка не верна. Если гражданин, например, разделся в кабинете врача и тот случайно увидел татуировку, то это не будет административным правонарушением. А вот если человек собрал вокруг себя группу людей, показал татуировку, объяснил ее значение и, предположим, предложил сделать такую же – такие действия являются административным правонарушением.
И все же тем, кто намеревается делать татуировку, лучше подумать о ее значении и возможных последствиях.
– Экстремистской была признана автономная некоммерческая организация патриотического воспитания «Рубеж Севера». Почему?
– Руководитель и учредитель «Рубежа Севера» Алексей Колегов, а также участники организации совершили преступления экстремистской направленности, что подтверждено приговорами районных судов Республики Коми, вступившими в законную силу. Помимо этого «Рубеж Севера» использовал ресурсы зарегистрированного Колеговым сайта, на котором публиковались отдельные материалы о совершении преступлений. Размещенные на данном сайте материалы свидетельствовали о том, что «Рубеж Севера» причисляет себя к националистической организации, пропагандирующей идеи фашизма. 23 ноября 2016 года Сыктывкарский городской суд удовлетворил административное исковое заявление прокурора Республики Коми о ликвидации «Рубежа Севера».
– В перечне организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, есть и жители Республики Коми. Кто эти люди?
– В основном это граждане, осужденные за преступления экстремистской направленности. На них и после отбытия наказания накладываются определенные ограничения. Например, в течение некоторого времени кредитные учреждения принимают меры по блокированию денежных средств этих граждан. На днях в прокуратуру республики поступило заявление жителя Ухты, осужденного за преступление экстремистской направленности. Он уже отбыл свой срок в колонии, теперь просит исключить его из перечня экстремистов, поскольку из-за этого у него возникают проблемы. Но его данные будут в этом списке еще в течение шести лет, и мы здесь ничего сделать не можем, гражданин сам выбрал эту участь, когда совершил преступление.
– Каков портрет среднестатистического экстремиста в Коми?
– Такой портрет непросто составить. Если несколько лет назад можно было точно сказать, что условный экстремист – это молодой человек, то теперь он «повзрослел»: среди лиц, привлеченных к ответственности за преступления и правонарушения экстремистской направленности, много мужчин в возрасте тридцати-сорока лет.
Точно можно сказать одно: условный экстремист в Коми – мужчина. Только одна женщина была привлечена к административной ответственности за экстремистский комментарий, оставленный на сайте средства массовой информации. Жительница Сосногорска резко высказалась в отношении представителей определенной национальности, суд приговорил ее к штрафу в сто тысяч рублей.
Беседовала Людмила ВЛАСОВА
Все права защищены