Интервью и выступления

Предлагаем вашему вниманию текст выступления первого заместителя прокурора Республики Коми М.А.Нестерова на совещании, посвященном подведению итогов работы органов прокуратуры республики за первое полугодие 2023 года
  Текст

Доклад первого заместителя прокурора Республики Коми Нестерова М.А. на оперативном совещании при прокуроре Республики Коми 28.07.2023 «Об итогах работы органов прокуратуры Республики Коми по укреплению законности и правопорядка за первое полугодие 2023 года»

 

Уважаемый Николай Валентинович!

Уважаемые коллеги!

 

В первом полугодии 2023 года органы прокуратуры республики   продолжали принимать меры по совершенствованию механизма защиты конституционных прав граждан, интересов общества и государства, по обеспечению прав субъектов предпринимательской деятельности, противодействию преступности, коррупции и иным правонарушениям.

За этот период прокурорами выявлено свыше 18 тыс нарушений федерального законодательства, в том числе 10 тысяч – связанных с нарушением прав граждан, на досудебной стадии уголовного судопроизводства – свыше 14 тысяч нарушений, еще 1300 – при исполнении уголовных наказаний. В дисциплинарном и административном порядке наказано более 2 тысяч 600 виновных лиц, по материалам прокурорских проверок возбуждено 127 уголовных дел.

 

Определенная работа проведена органами прокуратуры в сфере нормотворчества, пресечено принятие значительного количества незаконных правовых актов. Рассмотрено 400 проектов региональных НПА, 2 757 проектов нормативных актов органов местного самоуправления, на которые подготовлено соответственно 20 и 140 отрицательных заключений.

Прокурорами проверено более 800 принятых нормативных правовых актов регионального уровня и свыше 2 тысяч 700 муниципальных. На незаконные положения принесено 622 протеста, в том числе 20 – в органы государственной власти республики.  

Отмечено резкое снижение активности прокуроров Троицко-Печорского, Усть-Вымского, Усть-Куломского районов, не обеспечивших системную и своевременную работу в этом направлении, и создание видимости работы прокурором Койгородского района, отличившимся ростом опротестованных НПА с 19 до 65, из которых 41 протест принесен в последний день отчетного периода на административные регламенты сельских поселений в связи с неурегулированностью вопроса выдачи дубликата итогового документа.

 

Реализуя полномочия по защите прав граждан на оплату труда, средствами прокурорского надзора удалось добиться погашения задолженности по заработной плате на сумму свыше 74 млн рублей перед более чем 1 тыс. граждан.

На 1 июля официально учитываемая задолженность в республике отсутствует, хотя еще год назад ее размер составлял 21 млн. рублей. Удалось добиться снижения и общего размера долга работодателей региона, который снизился на 15% и составил 71 млн. рублей.

Вместе с тем, принимаемые меры являются очевидно недостаточными. Прокурорами сверки с налоговыми органами проводятся не регулярно, ряд недобросовестных работодателей остается вне нашего поля зрения. Такие факты допущены прокурорами городов Сосногорска, Вуктыла, Койгородского, Усть-Цилемского, Удорского, Ижемского и Прилузского районов.

Требуют особого внимания вопросы защиты населения от безработицы. Здесь нам удалось выявить немногим более 60 нарушений, 22 лица привлечены к дисциплинарной ответственности. Принятые органами власти республики, а также в определенной степени меры прокурорского реагирования способствовали ее снижению с 6,5% (на 01.01.2023) до 4,6% (на 01.07.2023), но и такое падение должно нас насторожить, и в первую очередь на соответствие статистики реальному положению дел.  Особое внимание на данную сферу обратить в городах Инте и Сосногорске, Усть-Куломском, Троицко-Печорском, Корткероском, Койгородском и Усть-Цилемском районах.

 

Одной из острых социальных проблем являлось ненадлежащее лекарственное обеспечение граждан, а принятые меры реагирования позволили на 1 июля полностью ликвидировать дефектуру отсроченных рецептов. Но это не повод для самоуспокоения.

Отраслевому управлению необходимо учесть, что с 01.01.2024 прекращается упрощенный порядок закупки лекарственных препаратов, возвращается процедура торгов в порядке Федерального закона № 44-ФЗ региональным Министерство здравоохранения. В этой связи прокурорам следует обеспечить надзор за своевременным формированием учреждениями здравоохранения потребности в лекарствах и изделиях медицинского назначения и направлением их в отраслевое министерство.

Переломив негативную тенденцию по отсроченным рецептам, мы забыли об актуальности обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации, о чем свидетельствует значительный рост обращений граждан. Итоги нашей работы неутешительные – это всего 6 представлений, 3 привлеченных к дисциплинарной ответственности и 58 исков. Эффективно сработали лишь прокуроры г. Сыктывкара, Ухты и Эжвинского района столицы.

В рамках планового мероприятия 2-го полугодия необходимо обеспечить превентивный характер надзорных мероприятий, акцентировав внимание на защиту прав инвалидов в судебном порядке.

 

В условиях проведения специальной военной операции пристального внимания требуют вопросы обеспечения законности и защиты прав участников СВО и членов их семей. Указанная работа должна быть предметной и адресной. В первую очередь это участие прокуроров в правотворческой деятельности, направленной на предоставление мер социальной поддержки. Лишь прокурорами Воркуты, Сыктывдинского и Корткеросского районов в адрес местных советов направлено 19 предложений в порядке ст. 9 Федерального закона «О прокуратуре РФ» о предоставлении различных льгот и гарантий.  

Необходимо контролировать своевременное  получение медицинской и социальной помощи, содействие в реабилитации и трудоустройстве, на системной основе проводить выездные приемы в медицинских и других организациях, в которых находятся участники СВО, использовать практику их посещения на дому.

 

В республике 249 населённых пунктов подвержены угрозе лесных и других ландшафтных пожаров. Средний показатель их готовности составляет 87% (в 2022 – 83,4%), а основная проблема – отсутствие минерализованных полос (172), источников противопожарного водоснабжения (67).

К примеру, во исполнение 3 представлений и 3 судебных решений по искам прокурора Корткеросского района в текущем году границы с лесным массивом 6 населенных пунктов обустроены минерализованными пОлосами.

Вместе с тем в ряде городов и районов аналогичные проблемы длительное время не решаются. Оборащаю внимание прокуроров, что ниже среднереспубликанского уровня готовность в Сыктывкаре (85,7%), Сосногорске (85,7%), Усть-Вымском (85,7%), Княжпогостском (86,5%), Ижемском (80,2%), Сыктывдинском (80,2%), Усть-Цилемском (80,2%) и Усть-Куломском районах (78,3%). Наименьший уровень готовности, как и в прошлом году, в Прилузском районе (72,7%).

О важности задачи по организации упреждающего надзора за ходом реализации национальных проектов мы говорим на каждом оперативном совещании.

Пристальному вниманию подлежат мероприятия, сопряженные со строительством или реконструкцией объектов капитального строительства, а это - предшествующие в обязательном порядке процедуры по формированию земельных участков, получению градостроительных планов, технических условий, разработка проектной документации и получение положительного заключения государственной экспертизы на нее.

Напомню, что участие Республики Коми в 2023 году предусмотрено в 11 национальных проектах, на исполнение которых предусмотрено более 14 млрд рублей, из которых на 01.07.2023 освоено лишь 4,7 млрд. рублей или 33 %. Самое низкое освоение бюджетных средств и достижение целевых показателей наблюдается при исполнении мероприятий национальных проектов «Жилье и городская среда», «Здравоохранение», «Демография».

В эту работу вовлечены прокуроры практически всех городов и районов. В то же время, имеются серьезные риски неисполнения мероприятий текущего года, связанных со строительством объектов в различных сферах, в подтверждение тому – отсутствие в заключенных контрактах графиков выполнения работ либо их  повсеместное нарушение (при наличии). Всего до 2025 года в республике необходимо возвести 17 объектов капитального строительства, из которых в 2023 году – 6 (объекты здравоохранения, образования, культуры и спорта в г. Ухте, Прилузском, Сыктывдинском, Усть-Вымском, Усть-Цилемском районах и Эжвинском районе г. Сыктывкара).

Помимо этого, в 16 из 21 города и района в текущем году должны быть смонтированы модульные объекты здравоохранения: 35 ФАПов и 2 врачебные амбулатории, сроки исполнения контрактов по 24 из которых уже нарушены.

Сохраняется риск недостижения целевых показателей нацпроекта «Образование» в части строительства школы в мкр. Емваль Эжвинского района г. Сыктывкара и школ в с. Ижма и в д. Усть-Ижма Ижемского района.

Эти вопросы требуют от прокуроров ежедневного личного контроля за их реализацией, своевременного решения сопутствующих проблем – отсутствия линейных и иных объектов, обеспечения благоустройством и подъездными путями. У всех на слуху примеры Сыктывдинского, Прилузского и Эжвинский районов, где отсутствие комплексного подхода и прокурорского реагирования еще на стадии проектирования и начала строительства повлекло возведение объектов образования при полном отсутствии подъездных путей к ним.

 

По итогам отопительного периода 2022-2023 годов зафиксировано свыше 1200 инцидентов на объектах жилищно-коммунальной инфраструктуры, что вдвое больше предыдущей зимы.

Напоминаю, что до настоящего момента не устранены нарушения, явившиеся причиной неполучения паспортов готовности муниципальными образованиями, поднадзорными прокурорам г. Вуктыла, Сосногорска и Сыктывдинского района. Перечисленным прокурорам на этапе подготовки к очередному отопительному периоду 2023–2024 годов необходимо дать оценку мер, принятых в целях устранения ранее выявленных Печорским управлением Ростехнадзора нарушений.

Прокурорам городов Сыктывкара, Усинска, Вуктыла, Удорского, Княжпогостского районов, Печорскому межрайонному прокурору, где отмечены наименьшие темпы подготовки тепловых сетей к отопительному периоду принять меры прокурорского реагирования в целях увеличения динамики выполнения работ.

В целях заключения и реализации концессионных соглашения всем прокурорам  надлежит проверить организацию и проведение органами местного самоуправления мероприятий по инвентаризации, учету, техническому обследованию объектов, подлежащих передаче по таким соглашениям,   формированию конкурсной документации для проведения торгов, оценить действующие договоры аренды муниципального имущества. В необходимых случаях понудить органы местного самоуправления к исполнению требований закона.

При концентрации усилий на объектах жилищно-коммунального хозяйства вне поля зрения прокуроров остались вопросы обеспечения населения твердым топливом, пока на них не обратил наше внимание на широких экранах смартфонов блогер из Ижемского района. Прокуратурой района выявлены системные нарушения, связанные с отсутствием в местных администрациях сведений о количестве льготников, реальной потребности в твердом топливе, по актам прокурорского реагирования нарушения устранены.  Остальным территориальным прокурорам в рамках подготовки к ОЗП необходимо провести эту работу.

 

В рамках реализации действующей программы переселения из аварийного жилищного фонда подлежит расселению 3 675 граждан из 1 579 жилых помещений. Прокурорам необходимо обеспечить упреждающий надзор и сопровождение строительства каждого такого объекта.   

В этой связи показателен негативный пример прокурора Усть-Вымского района, случайно узнавшего о строительстве в Студенце многоквартирного дома по программе переселения накануне выездного заседания Правительства республики по этому вопросу в минувший вторник.

Прокурорам г. Сыктывкара, Воркуты и Вуктыла, Сыктывдинского, Удорского, Корткеросского, Усть-Вымского и Прилузского районов надлежит проверить полноту внесения органами местного самоуправления до 01 августа 2023 года информации в
АИС «Реформа ЖКХ» о многоквартирных домах, признанных аварийными после 01 января 2017 года, поскольку отсутствие такой информации в системе является основанием для отказа в предоставлении соответствующим местным бюджетам финансовой поддержки публично-правовой компании «Фонд развития территорий» на реализацию мероприятий по расселению непригодного для проживания жилищного фонда.

 

Не всеми прокурорами обеспечено существенное сокращение интенсивности надзорных мероприятий в отношении хозяйствующих субъектов.

Прямой диалог с бизнес-сообществом, реализация принципов гласности и открытости в деятельности по защите прав предпринимателей, профилактики нарушений – вот основные векторы нашей работы. Так, выше среднереспубликанского показателя продемонстрировали Сыктывкарская природоохранная межрайонная прокуратура (33,8%), прокуратуры г. Вуктыла (18,5%), г Инты (16%), г. Ухты (12,5%), г. Воркуты (12,3%). С положительной стороны стоит отметить результаты работы прокуратур г. Усинска (7,8%), г. Сыктывкара (6%), Корткеросского (3,8%), Троицко-Печорского (3,0%), Усть-Куломского (1,8%), Сысольского районов (1%).

В то же время отраслевому управлению и горрайпрокурорам по итогам работы за 2022 год ставилась задача обеспечить мерами прокурорского реагирования погашение задолженности государственных и муниципальных заказчиков перед бизнесом по исполненным контрактам.

Принятыми мерами на 1 мая 2023 года долги по контрактам на сумму 396,8 млн рублей были погашены. Вместе с тем не удалось преломить ситуацию в целом, на 1 июля вновь образовалась задолженность – 102,6 млн рублей. Наибольшая приходится на Сысольскую (20,5 млн рублей) и Сосногорскую райбольницы (18,3 млн рублей) и Сыктывкарскую детскую поликлинику № 3 (9,7 млн рублей).

Прокурорам необходимо разобраться с тем, насколько правомерно и эффективно в учреждениях используется бюджетное финансирование, принципиально реагировать, когда при отрицательном финансовом результате средства тратятся на премии руководителям, а не на погашение долгов перед предпринимателями, которым в свою очередь необходимо платить зарплату, налоги и вести бизнес.

Переходя к вопросам исковой работы, отмечу, что одной из задач, поставленных перед прокурорами районного звена по итогам 2022 года был пересмотр качественной составляющей исков. В этой связи в пять раз (с 253 до 56) снизилось число исков о признании информации, размещенной в сети Интернет, запрещенной к распространению, более чем на 45% – заявлений о вынесении судебного приказа.

В то же время отмечен существенный рост (с 2 до 8) отказов в удовлетворении исков прокуроров (Ухта – 2, Сыктывдинский район – 2, по 1 – г. Воркута, г. Сыктывкар, Троицко-Печорский район и Воркутинская прокуратура по надзору за исполнением законов в угледобывающей отрасли).

Мы с вами знаем, что мало предъявить иск и получить судебное решение. Одним из факторов, способствующих длительному нахождению на исполнении значительного количества судебных решений, вынесенных по искам прокурора (на 01.07.2023 – 733) является соглашательская позиция по предоставлению отсрочек. В то же время Сыктывкарской межрайонной природоохранной прокуратурой (8), прокуратурами Ижемского (4), Удорского (4), Усть-Куломского (1), Прилузского (1) районов и Эжвинского района г. Сыктывкара (1) не принимались меры к обжалованию незаконных определений суда о предоставлении таких отсрочек.  

 

В 1 полугодии 2023 года для ряда прокуроров городов и районов защита прав несовершеннолетних действительно стала приоритетным направлением работы - количество выявленных нарушений законодательства увеличилось более чем на треть – до 4 170 нарушений закона, в целях устранения которых внесено почти полторы тысячи актов прокурорского реагирования, 486 лиц привлечены к ответственности, в отношении 21 лица по инициативе прокурора возбуждены уголовные дела.

В то же время негативные показатели подростковой преступности, рост задолженности по алиментам не смогли побудить прокуроров г. Ухты, Усть-Куломского, Прилузского и Сысольского района повысить эффективность своей работы, а прокуратурой г. Инты данная работа не проводилась вообще.  

Привлечение учащихся к труду отнесено к задачам, поставленным на государственном уровне. На этом фоне прокуратура г. Сыктывкара выявила только 2 нарушения трудовых прав подростков, а такие крупные прокуратуры как: Ухты, Печоры, Инты, Усинска, Княжпогостского, Усть-Вымского, Усть-Куломского районов и Эжвинского района г. Сыктывкара не выявили вообще ни одного нарушения. Дальнейшее бездействие в этом направлении недопустимо, профильному отделу работу перечисленных прокуроров необходимо взять на контроль.

 

Недостатки в организации надзора за исполнением законодательства в сфере противодействия терроризму отмечены в прокуратурах гг. Ухты, Вуктыла, Ижемского, Княжпогостского, Корткеросского, Прилузского, Сыктывдинского, Сысольского, Троицко-Печорского, Удорского, Усть-Цилемского районов, снизивших эффективность оспаривания незаконных правовых актов.  

Соответствие новым требованиям к антитеррористической защищенности объектов уголовно-исполнительной системы проверено только Печорской специализированной прокуратурой.

Прокурорами гг. Сыктывкара, Эжвинского района г. Сыктывкара, Инты, Усинска, Сосногорска, Вуктыла, Княжпогостского, Усть-Вымского, Усть-Куломского, Усть-Цилемского, Троицко-Печорского, Сыктывдинского, Удорского, Прилузского, Сысольского районов, Сыктывкарский и Ухтинский прокуроры по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях при наличии оснований не принято мер по привлечению виновных лиц к административной ответственности по ст. 20.35 КоАП РФ при одновременном принятии других мер реагирования по фактам таких нарушений.

Большинством прокуроров не проводились проверки в местных АТК (нарушения в их деятельности выявлялись только прокурорами г. Вуктыла, Койгородского, Сысольского, Усть-Вымского, Усть-Куломского районов.) В качестве положительного примера следует отметить деятельность прокуратуры Койгородского района, которой главам администраций сельских поселений объявлено 8 предостережений о недопустимости нарушений закона в указанной сфере.

 

Надзор за исполнением законодательства о противодействии коррупции характеризуется выявлением свыше 600 нарушений закона, по которым принесено 123 протеста, внесено 117 представлений, предъявлено 10 исков, по результатам которых 166 лиц привлечены к дисциплинарной ответственности, 23 к административной. Среди значимых результатов отмечу пресечение прокуратурой республики совместно с УФСБ региона противоправной деятельности должностных лиц Центра развития предпринимательства, совершавших многомиллионные хищения средств национальных проектов.

Зарегистрировано 95 преступлений коррупционной направленности, что ниже аналогичных результатов работы правоохранительных органов региона в 1 полугодии 2022 года, чему в немалой степени способствовало снижение активности прокуроров в осуществлении надзора за оперативно-розыскной деятельностью. Особое внимание необходимо обратить прокурорам Вуктыла, Троицко-Печорского, Усть-Вымского, Усть-Куломского районов, на территории которых в течение последних лет коррупционные преступления не выявляются либо носят единичный характер, а прокурору Сыктывкара необходимо обратить внимание на результативность внесенных им актов реагирования поскольку существенного влияния на состояние преступности они не оказали. Как и по итогам работы за 2022 год одно из наиболее существенных снижений выявляемости преступлений указанной категории отмечается именно на территории столицы республики (-38,5%).

 

Говоря о состоянии преступности, следует отметить, что деятельность правоохранительных органов в первом полугодии 2023 года осуществлялась в условиях ее роста на семь процентов, зарегистрировано семь тысяч девятьсот двадцать шесть преступлений (7 926), что характерно для большинства  городов  и районов, но наиболее значительно в г. Сыктывкаре, Ухте, Усинске, Койгородском и Прилузском районах. В связи с этим процент раскрываемости снизился с 65,5 до 63,9 %. Самый низкий уровень остается в городах Усинске (50,7 %) и Вуктыле (54,5 %). Значительное снижение раскрываемости зафиксировано в Прилузском и Княжпогостском районах.

В структуре преступности произошел значительный рост с 1 401 до 1 784 (+27,3 %) тяжких преступлений за счет деяний, предусмотренных ст. 158 с 654 до 719 (+9,9 %) и ст. 159 УК РФ с 261 до 530 (+103,1 %), что связано с ростом на 40,8 % преступлений, совершенных с использованием информационно-коммуникационных технологий, удельный вес которых в структуре преступности достиг 39,4 %, что выше такого показателя по России – 32,1 %. Не смотря на рост преступлений данной категории, только в отношении одного оператора сотовой связи в г. Сыктывкаре возбуждено административное дело по ч. 2 ст. 13.2.1 КоАП РФ.

Столь негативные статистические данные свидетельствуют о системных недостатках как в работе органов расследования, так и органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность при расследовании и раскрытии преступлений указанной категории.  

За истекшее полугодие прокурорами проделана значительная работа в сфере надзора за процессуальной деятельностью органов следствия и дознания.  

К числу результатов этой работы относится уменьшение с 50 до 36 количества уголовных дел, возвращенных в порядке ст. 237 УПК РФ. В то же время в г. Воркуте количество возвращенных дел возросло и составило 8, в Корткеросском районе возросло с 4 до 5, Печоре с 2 до 3. Очевидно, что принимаемые правоохранительными органами и прокурорами перечисленных городов меры по обеспечению законности явно недостаточны и требуют внесения незамедлительных корректив в работу.

В связи с возросшей нагрузкой на правоохранительные органы, увеличился удельный вес уголовных дел, расследованных с нарушенным сроком – 31,8 %. Антилидерами по соблюдению разумных сроков являются Усть-Вымский район (41,8%), Ухта (39,8%), Эжвинский район г. Сыктывкара (37,3%). В этих же городах и районах по следствию МВД более чем каждое второе дело расследуется с нарушенным сроком. Для исправления таких негативных показателей на ноябрь запланировано координационное совещание.

Результатом несвоевременного прокурорского надзора явился и рост на  77,8 % с 9 до 16 удовлетворенных жалоб в порядке ст.125 УПК РФ. Наибольшее количество таких решений принято в г. Сыктывкаре (7) и Усинске (3).

Остается проблемой высокий удельный вес повторной преступности, который возрос и составляет 70,4%, что также существенно выше показателей по округу и России. При этом в гг. Сыктывкаре, Ухте, Печоре, Инте, Сосногорске, Сысольском и Усть-Вымском районах отмечается значительный рост таких преступлений.

 

Неотъемлемой функцией прокуроров является поддержание государственного обвинения, качество которого напрямую влияет на общее состояние законности и преступности.

Остается актуальным вопрос обеспечения законности судебных решений при рассмотрении уголовных дел в упрощенных процедурах судопроизводства.  По-прежнему допускаются факты отмены судом апелляционной инстанции приговоров в отношении подсудимых, которые в прениях сторон фактически заявляют о своей невиновности в совершении преступления, что остается без внимания государственного обвинителя. На эти вопросы следует обратить пристальное внимание прокурорам г.г. Сыктывкара, Инты, Троицко-Печорского, Княжпогостского, Усть-Куломского, Усть-Цилемского, Ижемского, Прилузского районов, Эжвинском района г. Сыктывкара, где доля дел, рассмотренных в упрощенных формах судопроизводства, значительно превышает среднереспубликанский показатель. 

 Крайне низкая эффективность апелляционного обжалования отмечается в прокуратурах г. Сосногорска, Сыктывдинского, Удорского и Усть-Цилемского районов. Аналогичная удовлетворяемость апелляционных представлений отмечается в прокуратурах г. Сыктывкара, Печоры, Ижемского и Усть-Куломского районов.

Доля пересмотренных судом кассационной инстанции в 1 полугодии 2023 года судебных решений в виду существенных нарушений составила 58,5 %, при этом 20 из 68 судебных решений по вине государственных обвинителей и вышестоящих прокуроров не были предметом рассмотрения суда апелляционной инстанции. Наибольшее число подобных фактов отмечено в прокуратурах г. Сыктывкара, Воркуты и Печорской межрайонной прокуратуре.

 

В сфере надзора за законностью исполнения уголовных наказаний количество выявленных нарушений увеличились на 3 %. В учреждениях УИС республики не допущено массовых беспорядков и неповиновения, массовых протестов, несчастных случаев на производстве; в два раза уменьшилось количество лиц, умерших (погибших) в период отбывания наказания и (или) содержания под стражей с 12 до 6; увеличился удельный вес трудоустроенных осужденных от подлежащих к привлечению труду  (94 %); в 2 раза уменьшилось количество преступлений, совершенных в местах лишения свободы с 12 до 7.

Отмечается снижение на 6,1 % уровня преступности среди лиц, осужденных к наказаниям, не связанным с лишением свободы (с 212 до 199). Вместе с тем прокуратурой г. Сосногорска на территории которой совершено 11 преступлений, нарушений в деятельности УИИ не выявлено.

Проверки, проводимые прокуратурами г. Вуктыла и Ижемского района продолжают оставаться неэффективными. К положительным примерам можно привести работу прокуроров г. Сыктывкара (рост на 385 %, с 7 до 34),
г. Ухты (рост на 250 %, с 8 до 28), г. Усинска (40), Усть-Цилемского района (27).

Наблюдается снижение на 11,3 % преступлений, совершенных лицами, состоящими под административным надзором (221 до 196), однако в Княжпогостком районе и г. Вуктыле наблюдается рост указанных преступлений на 80 % (с 5 до 9) и 400 % (с 1 до 5) соответственно.

Во втором полугодие 2023 году прокурорам необходимо обратить внимание на устранение недостатков материально-бытового и медико-санитарного обеспечения, соблюдения режимных требований в исправительных учреждениях, выявленных в их деятельности в истекшем году. Работу на данном направлении необходимо построить с учетом плана мероприятий по устранению недостатков, отмеченных комиссией Генеральной прокуратуры Российской Федерации. 

 

Решением годовой коллегии прокурорам поручалось проверить полноту и достоверность отражения в государственной статистической отчетности сведений о квалификации преступлений по уголовным делам, производство по которым приостановлено на основании пункта 1 части 1 статьи 208 УПК РФ.

Первоначальные итоги этой проверки оказались неутешительными, поскольку несмотря на значительный объем подлежащих проверке уголовных дел (свыше 1 000 преступлений за первый квартал текущего года) прокурорами самостоятельно выявлено только 4 нарушения. Вместе с тем по результатам изучения базы данных информационного центра дистанционно, без непосредственного изучения уголовных дел подразделение правовой статистики поставило такие результаты под сомнение, прокурорам городов Сыктывкара, Воркуты, Ухты, Княжпогостского и Усть-Куломского районов направлены дополнительные поручения, при исполнении которых подтвердилось еще 12 нарушений.

Такое качество работы прокуроров указывает на необходимость обратить особое внимание на соблюдение уголовного законодательства аппарату прокуратуры республики в ходе выездных проверок в нижестоящие прокуратуры.

 

Одним из приоритетных направлений прокурорской деятельности является работа с обращениями.

В 1 полугодии 2023 года в органы прокуратуры республики поступило более 20 тысяч обращений, на личном приеме принято около 4000 граждан. Более 70 % от числа рассмотренных обращений разрешено непосредственно прокурорами, каждое шестое обращение удовлетворено, по ним выявлено свыше 3 тысяч нарушений. Принятыми мерами прокурорского реагирования (более 2,5 тысяч) обеспечена защита и восстановление прав граждан во всех основных сферах жизнедеятельности.

Также имеются недостатки в организации личного приема граждан.

                                      Уважаемые коллеги!

Время моего доклада ограничено регламентом. В докладе освещены далеко не все направления деятельности прокуратуры.  Конкретные мероприятия предложены в проекте решения оперативного совещания.

 Благодарю за внимание!

 

Распечатать