Интервью и выступления

Текст выступления прокурора Республики Коми на коллегии, посвященной итогам работы по укреплению законности и правопорядка за 2023 года (31.01.2024)
  Текст
  1 Изображения
31.01.2024
   

 

Уважаемый Алексей Юрьевич, коллеги, товарищи прокуроры.

 

Выполняя задачи, поставленные Президентом Российской Федерации и Генеральным прокурором, органы прокуратуры Республики Коми в 2023 году обеспечили в целом качественное исполнение возложенных функций. Мы активно выявляли нарушения законов, во многих случаях, не допуская их трансформации в более опасные формы. Результативности этой работы способствовало взаимодействие с органами власти, общественностью, профсоюзами, институтами гражданского общества, средствами массовой информации.

В своём выступлении я кратко остановлюсь на наиболее важных вопросах укрепления законности и правопорядка, в том числе в таких наиболее актуальных для нашей республики сферах, как получение полного и своевременного вознаграждения за труд, медицинского обеспЕчения, жилищно-коммунального хозяйства, защиты интересов государства, общества и бизнеса, борьбе с преступностью.

***

В сфере соблюдения трудовых прав граждан средствами прокурорского надзора мы восстановили права более чем двух тысяч работников, которым погашена задолженность по зарплате и иным социальным выплатам на сумму свыше 152 миллионов рублей.

Погашены долги медикам и членам их семей по оплате компенсации проезда к месту отпуска и обратно на сумму более 115 миллионов рублей. А также обеспечено включение в региональный бюджет на 2024 год более 359 миллионов рублей на эти цели.

Только после принятия комплекса мер прокурорского реагирования десять работников Троицко-Печорского МУП «Стандарт» в конце минувшего года получили задержанную заработную плату на общую сумму свыше 680 тысяч рублей, в то время как местная администрация более полутора лет пассивно наблюдала за гибелью предприятия и даже не пыталась помочь людям. И это не все примеры.

На 1 января 2024 года размер задолженности по заработной плате в регионе составил 54 миллиона рублей, хотя в отдельные периоды прошлого года он превышал 80 миллионов. Прокурорам следует продолжить надзорное сопровождение в этой сфере, добиваясь полной и своевременной выплаты заработной платы, а также всех полагающихся гарантий и компенсаций, обратив особое внимание на работников организаций бюджетной сферы.

***

Одной из категорий граждан, находящихся под особой защитой государства, являются инвалиды и граждане с ограниченными возможностями здоровья. На регулярной основе прокуроры лично выезжают к ним по месту проживания, в социальные учреждения, в том числе совместно с представителями Коми республиканской организации «Всероссийское общество инвалидов».

Принятые меры прокурорского реагирования способствовали обеспЕчению инвалидов необходимыми техническими средствами реабилитации, а также оснащению 19 социальных объектов пандусами и иной инфраструктурой. Устранены недостатки, выявленные при эксплуатации Тентюковского дома-интерната и Кунибского интерната «Сила жизни», которые были возведены в рамках национального проекта «Демография».

***

На особом контроле ситуация с обеспЕчением граждан льготными лекарственными препаратами. Напомню, что в 2022 году для решения проблем с этой сфере Правительством республики принято решение о наделении Госаптек Коми полномочиями единственного поставщика. Прокуратурой республики обеспечен сопровождающей надзор с реализацией комплекса мер реагирования. Это позволило снизить число необеспеченных рецептов с десятков тысяч до 89 на начало 2023 года, а по итогам первого полугодия - свести к нулю. Вместе с тем просчеты республиканского Минздрава, выразившиеся в недоведении до ГУП «Госаптеки Республики Коми» сводной потребности в лекарственных препаратах, хроническом недофинансировании расходов предприятия на их закупку, повлекли во втором полугодии рост числа отсроченных рецептов, количество которых к концу года достигло 5700.

Благодаря принципиальной позиции прокуратуры республики удалось добиться дополнительного финансирования на эти цели из республиканского бюджета в объеме почти 400 миллионов рублей, а также за счет резервного фонда Правительства республики более 115 миллионов рублей. В настоящее время работа налажена, количество отсроченных рецептов снижается и на сегодняшний день их число составляет 1339.

***

В существующих реалиях одно из главных направлений нашей работы – поддержка участников специальной военной операции и членов их семей. В целях своевременного выявления и оперативного решения возникающих вопросов прокурорами регулярно осуществляются встречи с участниками СВО в медицинских и социальных учреждениях. По нашей инициативе правительством республики приняты нормативные правовые акты о включении участников СВО и членов их семей в круг получателей мер поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, компенсации стоимости твёрдого топлива и транспортных услуг по его доставке. В органы местного самоуправления направлено 140 предложений о внесении изменений в муниципальные правовые акты об освобождении указанной категории граждан от уплаты земельного налога и налога на имущество физических лиц на период прохождения военной службы. Активно осуществлялась блокировка «фейков» о целях и ходе проведения специальной военной операции.

Эта работа во взаимодействии с республиканским филиалом Государственного фонда поддержки участников специальной военной операции «Защитники Отечества» будет продолжена.  

***

Важным направлением является надзорное сопровождение реализации национальных проектов. В 2023 году введено в эксплуатацию 4 объекта капитального строительства, 22 быстровозводимых модульных фельдшерско-акушерских пункта и 2 врачебные амбулатории. При их возведении прокуроры реагировали на некачественное составление контрактов, нарушения сроков исполнения обязательств, бездействие заказчиков по проведению претензионно-исковой работы.

Без внимания прокуроров не оставались и объекты, введенные в эксплуатацию ранее. В Усинске, Ижемском, Корткеросском и Сысольском районах в фельдшерско-акушерских пунктах, сданных в 2022 году, выявлены дефекты, которые по представлениям прокуроров устраняются в рамках гарантийных обязательств.

В текущем году подлежат вводу в эксплуатацию 9 объектов капитального строительства, в их числе школы в Эжвинском районе Сыктывкара и селе Ижма, станция водоочистки в Ухте, лыжная база в Сыктывкаре, 5 амбулаторий и больниц, а также 13 модульных ФАПов. Учитывая имеющуюся негативную практику, прокурорам необходимо обеспечить эффективное надзорное сопровождение и своевременную реакцию на нарушения на всех этапах реализации проектов – от выбора и подготовки земельных участков и завершая вводом в эксплуатацию, а также дальнейшим функционированием.

***

Актуальная задача – надзор за соблюдением прав субъектов предпринимательства.

В прошедший 2023 год республика вошла с долгами публичных заказчиков, которые превышали 230 миллионов рублей, а в течение года их размер достигал 400 миллионов. Нами внесено 67 представлений, 17 должностных лиц привлечены к административной ответственности. Аппаратом прокуратуры республики внесено представление в Министерство здравоохранения Республики Коми. О ситуации неоднократно проинформирован Глава республики, которым организована необходимая работа по доведению в отрасль дополнительного финансирования. Принятыми мерами удалось добиться погашения долгов перед предпринимателями в размере свыше 586 млн рублей.

Последовательно принимались меры, направленные на снижение административного давления на бизнес. Реализуя мораторий на проведение плановых проверок, нами обеспечено исключение из планов контрольных (надзорных) органов на 2024 год более половины запланированных мероприятий (52,4%), которые с большой долей вероятности завершились бы предписаниями и внушительными штрафами. Фактически в этом году органами государственного контроля (надзора) будет реализовано только 344 контрольных (надзорных) мероприятия, тогда как ранее их количество ежегодно достигало 3 тысяч.

***

На постоянном контроле находилась ситуация в жилищно-коммунальной сфере.

Высокий уровень неплатежей за тепло и горячую воду препятствует своевременной и полной реализации теплоснабжающими организациями инвестиционных и ремонтных программ, проведению текущего и капитального ремонтов, реконструкции и модернизации объектов, что не позволяет обеспечить соблюдение одного из главных критериев теплоснабжения – его надежность. Так, по итогам 2023 года прокурорами выявлено более 400 нарушений при подготовке объектов жилищно-коммунального комплекса к отопительному периоду, а 4 муниципалитета вовсе не получили паспорта готовности.

Отдельные руководители муниципальных образований проявили бездушное отношение к подготовке объектов к зиме на своих территориях. Так, в Княжпогостском районе в отсутствие контроля со стороны руководителя муниципалитета, с началом отопительного периода 12 жилых домов и 3 объекта социальной инфраструктуры своевременно не были обеспечены отоплением и горячим водоснабжением. Только после вмешательства прокуратуры республики, направления требования о проведении проверки в орган государственного жилищного надзора и внесения представлений в администрацию муниципального образования и профильное министерство, работы по замене ветхих сетей в г. Емва оперативно завершены, жилищные права граждан восстановлены.

Учитывая факты систематического неполучения городским округом "Вуктыл" паспорта готовности к отопительному периоду, в целях обеспЕчения предоставления гражданам-потребителям бесперебойного и надлежащего качества коммунальных услуг прокуратурой республики предъявлен иск к ресурсоснабжающей организации ООО "Аквасервис" с требованием возвращения в муниципальную собственность социально-значимых объектов жилищно-коммунальной сферы. 

Напоминаю прокурорам, что с учетом климатической специфики нашей республики, в этой сфере должна быть обеспечена системная и наступательная работа.

***

В прошедшем году с целью обеспЕчения законности, прокуроры приняли участие в рассмотрении судом 7 732 гражданских и административных дел, среди которых свыше 4 тысяч социально значимых и связанных с ограничением и лишением родительских прав, восстановлением на работе, выселением из жилых помещений.

Иски прокуроров, удовлетворяемость которых составила 98,5%, охватывали практически все сферы отношений. Наибольшее внимание уделялось судебной защите трудовых прав граждан, каждый третий иск прокурора касался именно вопросов соблюдения трудового законодательства. Более чем на половину возросло число заявлений по вопросам жилищных прав, а также охраны прав инвалидов и пенсионеров. Вместе с тем, нуждается в активизации исковая работа в сфере защиты государственной и муниципальной собственности, здравоохранения, а также в сфере охраны окружающей среды и природопользования.

Безусловно все мы понимаем, что направить иск в суд еще не значит решить проблему. Наша задача добиться реального исполнения принимаемых решений. В 2023 году не без нашего вмешательства судебными приставами республики окончено, в том числе, в связи с фактическим исполнением, более 400 решений судов по искам прокурора, связанным с возложением на органы публичной власти и иных лиц обязанности совершить определенные действия. На конец 2023 года 723 решения судов данной категории остаются неисполненными, при этом порядка половины из них не исполняются уже более 3 лет. Так, с 2019 года администрацией  Ухты не принимаются меры по исполнению решения суда об обязании построить водопровод и канализационную станцию в поселке Шудаяг. Достаточное финансирование на данные цели уполномоченным органом местного самоуправления не выделяется, имеющиеся возможности получения дополнительного финансирования в рамках адресной инвестиционной программы Республики Коми не используются.

Качественный и результативный надзор за исполнением своих обязанностей судебными приставами – зона личной ответственности каждого прокурора.

***

Надзор за исполнением законодательства о противодействии коррупции по-прежнему остается одним из приоритетов нашей деятельности.

Среди значимых результатов отмечу пресечение совместно с УФСБ региона противоправной деятельности должностных лиц Центра развития предпринимательства, совершавших многомиллионные хищения средств национальных проектов.

По материалам прокурорской проверки возбуждено и расследуется уголовное дело в отношении первого заместителя руководителя администрации муниципального района «Печора», незаконными действиями которого за взятку причинен ущерб муниципальному бюджету на сумму более 2,5 миллионов рублей при благоустройстве городского парка.

В ушедшем году мерами судебного понуждения в Сыктывкаре в распоряжение муниципалитета возвращена монокотельная, незаконно находившаяся в аренде у физического лица. Наработана судебная практика увольнения в связи с утратой доверия недобросовестных чиновников, поспешивших добровольно уйти со службы в период проверочных мероприятий.

Вместе с тем, несмотря на ежегодные факты возбуждения уголовных дел за взятки, прокуроры на протяжении трех лет не выявляли имущество и иные активы чиновников, приобретенные на неподтвержденные, незаконные доходы. В текущем году всем без исключения прокурорам работу по надзору за исполнением законодательства о контроле за соответствием расходов чиновников их доходам необходимо активизировать.

***

Одной из наших ключевых задач является борьба с преступностью.

При росте в республике числа регистрируемых преступлений на 4,7% их количество в расчете на 10 тысяч человек составило 213, что является самым высоким негативным показателем в России и требует принятия дополнительных координационных мер.

Отдельное внимание необходимо сосредоточить на противодействии преступлениям, совершенным с использованием информационных технологий, особенно в отношении социально уязвимых категорий граждан с многомилионными ущербами. В структуре данных преступлений не выдерживает никакой критики раскрываемость заведомо ложных сообщений об актах терроризма по статье 207 УК РФ.

Вместе с тем, результатом совместных скоординированных мер всех правоохранительных органов стало снижение особо тяжких преступлений, в том числе убийств, умышленного причинения тяжкого вреда здоровью, повлекшего смерть, преступлений, связанных с нарушением, правил дорожного движения, в том числе со смертельным исходом, незаконным оборотом оружия.

Мерами прокурорского реагирования нам удалось активизировать работу субъектов профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, что положительно повлияло на снижение подростковой преступности в регионе. Вместе с тем, увеличилась доля тяжких и особо тяжких преступлений, совершенных несовершеннолетними. В минувшем году число случаев вовлечения подростков в мошеннические преступления и преступления террористической направленности достигли пика: 21 несовершеннолетний задержан за соучастие в организованных преступных группах мошенников в роли курьера, 3 подростка – в качестве исполнителей в преступлениях террористической направленности.

Складывается впечатление, что ребята не осознают, как погоня за легким заработком буквально ставит крест на их будущем. Поэтому прокуроры должны обратить особое внимание на профилактическую роль органов и учреждений образования, а также комиссий по делам несовершеннолетних в профилактике подобных преступлений.

Одна из первостепенных задач - сохранить стабильность конституционного строя, обеспечить территориальную целостность, не допустить в регионе массовых беспорядков, межнациональных и религиозных конфликтов, совершения социально-опасных преступлений экстремистской направленности, а также актов терроризма и их последствий.

Эффективное взаимодействие всех уполномоченных органов позволило в минувшем году раскрыть 29 преступлений террористической и экстремистской направленности, в суды направлено 24 таких уголовных дела в отношении 33 лиц. В результате качественного прокурорского надзора не допущено возвращение из суда уголовных дел прокурору, все виновные лица привлечены к уголовной ответственности.

Так, 2-м Западным окружным военным судом назначено справедливое наказание в виде 12 лет лишения свободы лицу, бросившему в здание отдела федеральной службы безопасности в г. Усинске подожженные бутылки с «коктейлем Молотова».

***

Всего в 2023 году прокурорами обеспечено квалифицированное участие в рассмотрении судами первой инстанции более 6,5 тысяч уголовных дел, еще 3 тысячи дел и материалов пересмотрены в апелляционном порядке.

Особо высокие профессиональные качества и мастерство проявлены государственными обвинителями при рассмотрении уголовных дел с участием присяжных заседателей, постановивших обвинительные вердикты в отношении 35 лиц. По этому числу Республика Коми занимает 7-е место среди всех субъектов Российской Федерации, при этом у нас значительно меньше оправданных присяжными (3), чем у лидеров этого рейтинга.

Несмотря на отмеченное снижение преступлений в сфере безопасности дорожного движения, о чём я сказал выше, прокурорами для их профилактики активно применяется и будет продолжено применение, введенного в 2022 году, института конфискации средств передвижения у злостных нарушителей правил дорожного движения.

К примеру, по инициативе государственных обвинителей в одном случае суд апелляционной инстанции, изменил приговор Усинского городского суда, и вместо автомобиля, которым виновный управлял в состоянии опьянения и успел продать к моменту вынесения приговора, конфисковал его стоимость в размере 1 миллиона рублей. В другом случае - Верховный Суд Российской Федерации поддержал нашу позицию о конфискации автомобиля, находящегося в совместной собственности и виновного и его супруги. Принятое по этим вопросам в конце 2023 года постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации позволит повсеместно использовать наработанные нами алгоритмы, добиваясь изъятия транспорта из владения лиц, представляющих опасность и угрозу законопослушным участникам уличного движения.

***

Деятельность прокуратуры, это не только осуществление надзора и функции уголовного преследования. В минувшем году мы продолжили совершенствовать взаимодействие с органами власти и местного самоуправления, прежде всего в вопросах разработки и принятия нормативных правовых актов. На проектной стадии прокурорами изучено 6400 таких проектов, несоответствия законодательству и коррупциогенные факторы исключены из более чем двухсот. По нормотворческим инициативам прокуроров принято 151 нормативный правовой акт, в том числе 4 закона Республики Коми.  

***

Важным инструментом своевременного реагирования на нужды и проблемы людей является работа с обращениями граждан и их личный приём.

В 2023 году в органы прокуратуры Республики Коми поступило свыше 40 тысяч обращений. Более 20 тысяч, или 70 % от числа рассмотренных, разрешено непосредственно прокурорами, каждое шестое обращение удовлетворено. На личный прием к прокурорам обратились свыше 7 тысяч граждан. Во взаимодействии с уполномоченными по правам человека, ребенка и по защите прав предпринимателей, представителями общественности мы практиковали, широко используя современные технические средства связи, совместные приемы граждан, в том числе пожилых людей и инвалидов, участников специальной военной операции в медицинских организациях и беженцев в пунктах временного размещения.

Поскольку правозащитная деятельность – наша основная задача, полагаю не лишним напомнить прокурорам, что работа с обращениями граждан должна быть подчинена принципам ответственности за результаты их рассмотрения, неформального подхода к защите прав людей, широте охвата затрагиваемых в обращениях вопросов, нацеленности на конкретный и значимый для граждан результат. Необходимо принимать исчерпывающий комплекс мер, направленных как на восстановление прав конкретного заявителя, так и на укрепление законности по конкретному вопросу в целом на поднадзорной территории.  Положительным примером такого подхода стала упомянутая мною в начале доклада ситуация с возмещением медикам республики положенных соцвыплат, когда проверка реализована по жалобе конкретного гражданина, а ее результат ощутили не себе все, чьи права были нарушены.

Вместе с тем, несмотря на заключённое 23 декабря 2022 года соглашение о сотрудничестве с Правительством Республики Коми по разрешению вопросов, вытекающих из обращений граждан, имеющих повышенный общественный резонанс, 8 обращений, взятых на особый контроль Генеральным прокурором Российской Федерации, не нашли своего разрешения. Поэтому мы рассчитываем на активизацию работы в рамках соглашения и дальнейшее плодотворное сотрудничество в этой сфере.

****

В период с 15 по 17 марта пройдет самое значимое и масштабное политическое событие в стране – выборы Президента Российской Федерации, которое диктует необходимость особого внимания к вопросам соблюдения избирательного законодательства.

В целях недопущения роста социальной напряженности, дестабилизации избирательного процесса и общественно-политической ситуации в регионе прокурорам надлежит незамедлительно реагировать на нарушения прав граждан в социальной сфере, в том числе на возникающие коллективные трудовые споры, факты несвоевременной выплаты заработной платы, завышения цен на товары первой необходимости, отсутствие лекарственных средства, факты коррупционных действий со стороны должностных лиц, массового обмана пожилых граждан и социально незащищенных групп населения, а также факты нарушения законодательства о проведении публичных мероприятий, совершения правонарушений экстремистской направленности.

***

Уважаемые коллеги, в своём докладе я остановился лишь на некоторых направлениях нашей работы. Во второй части мы продолжим разговор более предметно. Заместителей прокурора республики прошу внести конкретные предложения по совершенствованию работы и устранению имеющихся просчётов в организации и осуществлении прокурорского надзора.

Мы понимаем, что решить все существующие проблемы одномоментно невозможно. Концентрировать свои усилия мы должны на базисных направлениях, от которых зависят благосостояние людей, безопасность и интересы государства.

Уверен, что во взаимодействии с правоохранительными органами, органами государственной власти, местного самоуправления и общественностью мы будем двигаться в правильном направлении последовательно отстаивая высшие ценности нашего государства.

Благодарю за внимание.

Распечатать