Интервью и выступления

Интервью прокурора Приморского края Сергея Александровича Столярова к Международному дню борьбы с коррупцией
  Текст

 

Сергей Александрович, 9 декабря, в Международный день борьбы с коррупцией, хороший повод поговорить о противодействии коррупционным проявлениям в крае. В чем заключается противодействие коррупции, какие меры принимаются и какие из них наиболее важные?

- Дата 9 декабря провозглашена Международным днем борьбы с коррупцией, поскольку в этот день в 2003 году в Мексике открыта для подписания Конвенция ООН против коррупции. Конвенция является комплексным и универсальным договором, препятствующим развитию и распространению коррупции во всех сферах жизнедеятельности современного общества. 

Российская Федерация - одна из первых стран, подписавших Конвенцию и 8 марта 2006 года, ратифицировала ее положения Федеральным законом
№ 40-ФЗ.

Коррупция в Российской Федерации рассматривается как одна из угроз безопасности государства, затрудняющих нормальное функционирование всех общественных институтов, препятствует проведению социальных преобразований и модернизации национальной экономики.

Противодействие коррупции - деятельность абсолютно всех федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц. Органы прокуратуры здесь выступают и как координатор антикоррупционной деятельности, надзорный орган, следящий за точной реализацией антикоррупционного законодательства, и как орган, непосредственно выявляющий и пресекающий коррупционные проявления.

Главными приоритетами антикоррупционной работы органов прокуратуры является своевременное предупреждение коррупционных правонарушений, выявление и устранение их причин и условий, минимизация и ликвидация последствий коррупционных правонарушений. Мы должны максимально снизить распространение коррупции до уровня, не препятствующего развитию общества.

Значимыми целями также остаются обеспечение принципа неотвратимости наказания коррупционеров и возмещение государству причиненного ущерба. Необходимо лишить их возможности распоряжаться преступно нажитыми деньгами и имуществом.

В области противодействия коррупции особое значение органы прокуратуры уделяют профилактике и пресечению коррупционных посягательств на сферы, наиболее подверженные коррупционным рискам, такие как закупки, бюджет, распоряжение государственной или муниципальной собственностью, предоставление государственных и муниципальных услуг, реализация национальных проектов.

Какие успехи в борьбе с коррупцией достигнуты в текущем году? Как обстоят дела с состоянием законности в этой сфере?

- Органы прокуратуры последовательно наращивают усилия в области противодействия коррупции по всем направлениям. В текущем году органами прокуратуры края выявлены более 1,8 тыс нарушений законодательства о противодействии коррупции, с целью устранения которых прокурорами внесены более 1,1 тыс актов прокурорского реагирования. По результатам их рассмотрения к дисциплинарной ответственности привлечено уже более 670 должностных лиц, еще порядка 43 лиц (включая юридических) привлечены к административной ответственности. По материалам прокурорских проверок возбуждено 9 уголовных дел о коррупционных преступлениях.

Значительная часть нарушений касается несоблюдения должностными лицами и служащими запретов и ограничений, установленных антикоррупционным законодательством, таких как предоставление недостоверных сведений о доходах и расходах, или непринятие мер к урегулированию возникшего конфликта интересов.

К примеру, по результатам прокурорской проверки выявлен факт предоставления главой Шкотовского муниципального района самому себе в собственность земельного участка, расположенного на особо охраняемой территории и прибрежной полосе Японского моря, предоставление которого в собственность запрещена.

В настоящее время Шкотовском районном суде рассматривается исковое заявление прокурора о признании недействительным договора купли-продажи данного земельного участка.

Кроме того, по направленным в следственный орган материалам проверки в отношении главы Шкотовского района возбуждено и расследуется уголовное дело по ч. 2 ст. 285 УК РФ (т.е. злоупотребление должностными полномочиями).

Выявлялись случаи принятия главами муниципальных образований в условиях конфликта интересов и в отсутствие объективной оценки их деятельности представительными органами местного самоуправления решений о поощрении себя премиальными выплатами. По искам прокуроров такие распоряжения о поощрении судом признаны недействительными, с глав муниципальных образований в пользу бюджета взысканы незаконно полученные ими денежные средства.

В другом случае, начальник управления муниципальной собственности администрации Артемовского городского округа, достоверно зная о наличии задолженности по оплате арендных платежей у его близкого родственника за использования земельного участка в размере более 1,1 тыс. рублей, а также об использовании указанного земельного участка в нарушении условий договора аренды, умышленно, длительное время не принимал мер, входящие в его полномочия, к проведению проверочных мероприятий в рамках муниципального земельного контроля, и взысканию задолженности по арендным платежам.

По представлению прокурора чиновник привлечен к дисциплинарной ответственности в виде выговора, что, по нашему мнению, является чрезмерно мягким наказанием, не отвечающим степени общественной опасности и значимости умышленно допущенного им коррупционного правонарушения. В настоящее время прокурор г. Артема в судебном порядке добивается увольнения чиновника в связи с утратой доверия.

Выявлялись факты реализации полномочий в условиях конфликта интересов и депутатами представительных органов.

Так, депутат Законодательного Собрания Приморского края, используя свой публично – правовой статус и полномочия, предусмотренные Законом Приморского края «О статусе депутата Законодательного Собрания Приморского края» в личных интересах, неоднократно обращалась в органы прокуратуры с заявлениями о нарушении правообладателями земельных участков, смежных с принадлежащими ей земельными участками, земельного и градостроительного законодательства, что по мнению депутата нарушает права собственников земельных участков и жилых домов, в то время как, собственником указанных объектов являлся сам депутат.

Всего в текущем году органами прокуратуры края выявлено 34 факта нарушения чиновниками законодательства о предотвращении и урегулировании конфликта интересов, всем нарушениям дана принципиальная правовая оценка.

Важным направлением деятельности органов прокуратуры остается проведение антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов в целях выявления и исключения содержащихся в них коррупциогенных факторов, позволяющих правоприменителю в одинаковых условиях поступить по-разному, исходя из своего собственного убеждения (усмотрения) или заинтересованности.

В этом году органами прокуратуры края выявлено 146 нормативных правовых актов и их проектов органов государственной власти и местного самоуправления, содержащих 215 коррупциогенных факторов, т.е. такие правила, которые создавали условия для совершения коррупционных правонарушений. По мерам прокурорского реагирования коррупциогенные факторы исключены.

Наиболее значимым, с точки зрения профилактики коррупционных правонарушений, обеспечения неотвратимости ответственности и минимизации последствий коррупционных правонарушений и преступлений, является реализация прокурорами полномочий по обращению в доход государства имущества, приобретенного на неподтвержденные доходы, а также взыскание незаконно полученного чиновниками дохода.

В 2022 году органами прокуратуры края выявлено 5 лиц, допустивших нарушения, связанные с предоставлением сведений о расходах.

Так, решением Фрунзенского районного суда г. Владивостока  удовлетворены исковые требования прокурора края к лицу, ранее занимавшему государственную должность Российской Федерации, об обращении в доход Российской Федерации денежных средств в размере более 345 млн. рублей, как имущества, в отношении которого им не представлены доказательства приобретения на законные доходы. Проверкой установлено, что указанные денежные средства им получены от предпринимательской деятельности, которую он незаконно осуществлял, будучи государственным деятелем.

В настоящее время в Советском районном суде г. Владивостока  на рассмотрении находится исковое заявление прокурора края об обращении в доход Российской Федерации жилого помещения, стоимостью свыше 10 млн. рублей, приобретенного начальником межрайонного экзаменационного отдела ГИБДД УМВД России по краю в отсутствии законных источников доходов, позволяющих совершить ему покупку квартиры.

Также Советским районным судом г. Владивостока по иску прокурора края с бывшего сотрудника ГИБДД УМВД России по краю взыскана стоимость жилого помещения, приобретенного им в отсутствии законных источников доходов.

Сегодня ответственность за совершение коррупционных правонарушений несут не только физические, но и юридические лица. Поделитесь наработанной практикой в этой сфере.

- Эффективным инструментом противодействия коррупции, реализуемым прокурорами, является привлечение юридических лиц к административной ответственности за совершение коррупционных правонарушений. Законодательством предусмотрены два случая при которых наступает такая ответственность.

Первый случай – это административная ответственность за незаконное вознаграждение от имени юридического лица. Статья 19.28 КоАП РФ РФ предусматривает ответственность за передачу взятки или за обещание, предложение вознаграждения от имени или в интересах юридического лица.

Например, руководитель организации, осуществлявшей деятельность в сфере лесозаготовки и лесопереработки, передал государственному инспектору труда в Приморском крае денежные средства в размере 1 млн. рублей за неприменение должностным лицом в период проведения внеплановой проверки и по ее результатам обеспечительных мер, связанных с допущенными юридическим лицом нарушений требований трудового законодательства. Руководитель организации привлечен к уголовной ответственности по ст. 291 УК РФ – дача взятки, а в отношении организации прокурором Приморского края возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 19.28 КоАП РФ, по результатам рассмотрения которого юридическое лицо подвергнуто административному наказанию в виде штрафа в размере 1 млн. рублей, который фактически оплачен организацией.

В текущем году по постановлениям прокуроров к административной ответственности по ст. 19.28 КоАП РФ привлечено 4 юридических лица, штрафы на общую сумму 3,5 млн. рублей.

Другой вид ответственности наступает за привлечение к трудовой деятельности либо к выполнению работ или оказанию услуг бывшего государственного или муниципального служащего с нарушением требований Федерального закона «О противодействии коррупции». Ответственность за несоблюдение порядка привлечения к трудовой деятельности установлена ст. 19.29 КоАП РФ.

В связи с неисполнением работодателями обязанности по уведомлению органы государственной власти и местного самоуправления о заключении трудовых договоров с бывшими служащими по постановлениям прокуроров к административной ответственности привлечены 43 должностных и юридических лица, общая сумма наложенных штрафов составила более полутора миллионов рублей.

Расскажите о криминогенной обстановке на территории края в сфере противодействия коррупции.

- В истекшем периоде текущего года правоохранительными органами выявлено 470 преступлений коррупционной направленности, из них более 79% преступлений связанны со взяточничеством, т.е. с наиболее общественно опасными преступлениями коррупционной направленности.

Наиболее подвержены коррупции на территории края отмечается сфера предоставления государственных услуг (в первую очередь связанных с выдачей водительских удостоверений), правоотношения, возникающие в сферах безопасности дорожного движения, образования и здравоохранения, таможенной сфере.

Так, в текущем году прокуратура края признала законным возбуждение 13-ти уголовных дел по п. «а» ч. 5 ст. 290 УК РФ, в отношении бывшего начальника УГИБДД УМВД России по Приморскому краю и его подчиненных работников в связи с получением ими взяток в составе организованной преступной группы.

В период с апреля 2016 года по ноябрь 2019 года бывший начальник УГИБДД России по Приморскому краю и его подчиненные работники получили от 27 кандидатов в водители через посредников взятки в размере от 45 до 100 тыс. рублей за способствование в сдаче экзаменов на получение права управления транспортными средствами.

В суд направлены уголовные дела в отношении бывшего начальника отдела разрешительно – визовой работы Управления по вопросам миграции УМВД России по краю, получавшей взятки за включение иностранных граждан в журнал предварительной записи на подачу документов на временное проживание и вида на жительство на территории Российской Федерации;

руководителя государственной жилищной инспекции по Приморскому краю, получившего взятку за совершение действий, связанных с положительным рассмотрением заявлений организации о внесении изменений в реестр лицензий на право управления многоквартирными домами;

директора Фонда Приморского края «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Приморского края», злоупотребившего должностными полномочиями и получившего коммерческий подкуп в сумме 2,2 млн. рублей за общее покровительство организации, выраженное в способствовании в заключении договоров на выполнение работ по капитальному ремонту многоквартирных домов, а также за обеспечение беспрепятственной приемки и своевременной оплаты выполненных указанным обществом работ;

бывшего главы города Владивостока, получившего взятку в общей сумме более 19 млн. рублей от руководителя муниципального унитарного предприятия, оказавшего услуги в сфере похоронного дела.

По материалам оперативно-розыскной деятельности УФСБ России по Приморскому краю возбуждено и расследуется уголовное дело в отношении заместителя начальника УЭБ и ПК УМВД России по Приморскому краю, оказывавшего покровительство лицам, занимавшимся незаконными рубкам лесных насаждений, и получившего взятку в размере 59 млн. рублей за не привлечение указанных лиц к уголовной ответственности.

Вопросы противодействия коррупции остаются в зоне пристального внимания органов прокуратуры края.

Распечатать