Прокурор разъясняет - Прокуратура Хабаровского края
Прокурор разъясняет
- 30 мая 2017, 00:00
Статьей 291 УК РФ предусмотрена уголовная ответственность за дачу взятки должностному лицу, иностранному должностному лицу либо должностному лицу публичной международной организации лично или через посредника.
Ст. 204 УК РФ установлена ответственность за незаконные передачу лицу, выполняющему управленческие функции в коммерческой или иной организации, денег, ценных бумаг, иного имущества, оказание ему услуг имущественного характера, предоставление иных имущественных прав за совершение действий (бездействие) в интересах дающего в связи с занимаемым этим лицом служебным положением.
Вместе с тем, ст. 19.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - Кодекс) установлена ответственность за незаконные передачу, предложение или обещание от имени или в интересах юридического лица должностному лицу, лицу, выполняющему управленческие функции в коммерческой или иной организации, иностранному должностному лицу либо должностному лицу публичной международной организации денег, ценных бумаг, иного имущества, оказание ему услуг имущественного характера, предоставление имущественных прав за совершение в интересах данного юридического лица должностным лицом, лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации, иностранным должностным лицом либо должностным лицом публичной международной организации действия (бездействие), связанного с занимаемым ими служебным положением.
Каково же соотношение указанных норм закона?
Ответ на этот вопрос необходимо искать в характеристике составов перечисленных правонарушений.
Так, объективная сторона преступления, предусмотренного ст. 291 УК РФ выражается в действии - передаче должностному лицу, иностранному должностному лицу либо должностному лицу публичной международной организации лично или через посредника предмета взятки: 1) за совершение в пользу взяткодателя или представляемых им лиц действий (бездействия), которые входят в служебные полномочия должностного лица; 2) совершение в пользу взяткодателя или представляемых им лиц действий (бездействия), которые не входят в служебные полномочия должностного лица, но оно в силу своего должностного положения может способствовать их совершению другим должностным лицом; 3) общее покровительство по службе; 4) общее попустительство по службе.
Объективная сторона преступления, предусмотренного ст. 204 (ч. 1,2) УК РФ выражается в незаконной передаче лицу, выполняющему управленческие функции в коммерческой или иной организации, денег, ценных бумаг, иного имущества, оказание ему услуг имущественного характера, предоставление иных имущественных прав за совершение действий (бездействие) в интересах дающего в связи с занимаемым этим лицом служебным положением.
Таким образом, отличие дачи взятки и коммерческого подкупа заключаются в лице, которому передается незаконное вознаграждение: это должностное лицо (при даче взятки), либо лицо, выполняющее управленческие функции в коммерческой или иной организации (при коммерческом подкупе).
Составы указанных преступлений являются формальными. Преступление окончено с момента принятия вышеуказанными лицами хотя бы части передаваемых имущественных благ. В случае, когда лицо отказалось принять взятку (коммерческий подкуп), в действиях виновного лица присутствует состав покушения на дачу взятки (коммерческий подкуп). Вместе с тем не может быть квалифицировано как покушение на дачу взятки (коммерческий подкуп) одно лишь высказанное лицом намерение дать взятку (коммерческий подкуп), если никаких конкретных действий для реализации этого намерения не предпринималось.
Субъект обоих указанных преступлений является вменяемое физическое лицо, достигшее 16-летнего возраста.
Иная ситуация наблюдается при анализе состава правонарушения, предусмотренного ст. 19.28 Кодекса.
Так, объективная сторона рассматриваемого состава заключается в незаконной передаче, предложении или обещании лицом от имени или в интересах юридического лица денежных средств, ценных бумаг или иного имущества должностному лицу, лицу, выполняющему управленческие функции в коммерческой или иной организации, иностранному должностному лицу либо должностному лицу публичной международной организации.
Обязательным признаком данного состава административного правонарушения является цель передачи такого вознаграждения совершение получателем вознаграждения в интересах данного юридического лица определенных действий (бездействия), связанных с его служебным положением.
В качестве субъекта административной ответственности выступают только юридические лица от имени или в интересах которого осуществлялись действия.
Следует отметить, что в соответствии с позицией Верховного суда Российской Федерации, отраженной в обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за четвертый квартал 2012 года, утвержденным Президиумом Верховного Суда РФ 10.04.2013, применение к юридическому лицу мер ответственности за коррупционное правонарушение не освобождает от ответственности (в том числе уголовной) за данное правонарушение виновное физическое лицо, равно как и привлечение к уголовной или иной ответственности за коррупционное правонарушение физического лица не освобождает от ответственности за это правонарушение юридическое лицо.
Кроме того, в соответствии с диспозицией ст. 19.28 Кодекса, наказуемы в административном порядке не только передача имущественных благ в интересах юридического лица, но и предложение или обещание такой передачи, тогда как действия физического лица, выразившиеся в обещании должностному лицу передать ему от имени или в интересах юридического лица определенное имущество, не являются деянием, преследуемым в уголовном порядке.
Таким образом, ответственность за правонарушение, предусмотренное ст. 19.28 Кодекса, может наступать не только при наличии уголовного преследования в отношении физического лица, совершившего дачу взятки, либо коммерческого подкупа, но и самостоятельно, при наличии объективно подтвержденных сведений о предложении или обещании совершения описанных незаконных действий от имени или в интересах юридического лица.
Прокуратура Хабаровского края
30 мая 2017, 00:00
Незаконное вознаграждение от имени юридического лица (ст. 19.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях). Соотношение с коррупционными преступлениями
Статьей 291 УК РФ предусмотрена уголовная ответственность за дачу взятки должностному лицу, иностранному должностному лицу либо должностному лицу публичной международной организации лично или через посредника.
Ст. 204 УК РФ установлена ответственность за незаконные передачу лицу, выполняющему управленческие функции в коммерческой или иной организации, денег, ценных бумаг, иного имущества, оказание ему услуг имущественного характера, предоставление иных имущественных прав за совершение действий (бездействие) в интересах дающего в связи с занимаемым этим лицом служебным положением.
Вместе с тем, ст. 19.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - Кодекс) установлена ответственность за незаконные передачу, предложение или обещание от имени или в интересах юридического лица должностному лицу, лицу, выполняющему управленческие функции в коммерческой или иной организации, иностранному должностному лицу либо должностному лицу публичной международной организации денег, ценных бумаг, иного имущества, оказание ему услуг имущественного характера, предоставление имущественных прав за совершение в интересах данного юридического лица должностным лицом, лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации, иностранным должностным лицом либо должностным лицом публичной международной организации действия (бездействие), связанного с занимаемым ими служебным положением.
Каково же соотношение указанных норм закона?
Ответ на этот вопрос необходимо искать в характеристике составов перечисленных правонарушений.
Так, объективная сторона преступления, предусмотренного ст. 291 УК РФ выражается в действии - передаче должностному лицу, иностранному должностному лицу либо должностному лицу публичной международной организации лично или через посредника предмета взятки: 1) за совершение в пользу взяткодателя или представляемых им лиц действий (бездействия), которые входят в служебные полномочия должностного лица; 2) совершение в пользу взяткодателя или представляемых им лиц действий (бездействия), которые не входят в служебные полномочия должностного лица, но оно в силу своего должностного положения может способствовать их совершению другим должностным лицом; 3) общее покровительство по службе; 4) общее попустительство по службе.
Объективная сторона преступления, предусмотренного ст. 204 (ч. 1,2) УК РФ выражается в незаконной передаче лицу, выполняющему управленческие функции в коммерческой или иной организации, денег, ценных бумаг, иного имущества, оказание ему услуг имущественного характера, предоставление иных имущественных прав за совершение действий (бездействие) в интересах дающего в связи с занимаемым этим лицом служебным положением.
Таким образом, отличие дачи взятки и коммерческого подкупа заключаются в лице, которому передается незаконное вознаграждение: это должностное лицо (при даче взятки), либо лицо, выполняющее управленческие функции в коммерческой или иной организации (при коммерческом подкупе).
Составы указанных преступлений являются формальными. Преступление окончено с момента принятия вышеуказанными лицами хотя бы части передаваемых имущественных благ. В случае, когда лицо отказалось принять взятку (коммерческий подкуп), в действиях виновного лица присутствует состав покушения на дачу взятки (коммерческий подкуп). Вместе с тем не может быть квалифицировано как покушение на дачу взятки (коммерческий подкуп) одно лишь высказанное лицом намерение дать взятку (коммерческий подкуп), если никаких конкретных действий для реализации этого намерения не предпринималось.
Субъект обоих указанных преступлений является вменяемое физическое лицо, достигшее 16-летнего возраста.
Иная ситуация наблюдается при анализе состава правонарушения, предусмотренного ст. 19.28 Кодекса.
Так, объективная сторона рассматриваемого состава заключается в незаконной передаче, предложении или обещании лицом от имени или в интересах юридического лица денежных средств, ценных бумаг или иного имущества должностному лицу, лицу, выполняющему управленческие функции в коммерческой или иной организации, иностранному должностному лицу либо должностному лицу публичной международной организации.
Обязательным признаком данного состава административного правонарушения является цель передачи такого вознаграждения совершение получателем вознаграждения в интересах данного юридического лица определенных действий (бездействия), связанных с его служебным положением.
В качестве субъекта административной ответственности выступают только юридические лица от имени или в интересах которого осуществлялись действия.
Следует отметить, что в соответствии с позицией Верховного суда Российской Федерации, отраженной в обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за четвертый квартал 2012 года, утвержденным Президиумом Верховного Суда РФ 10.04.2013, применение к юридическому лицу мер ответственности за коррупционное правонарушение не освобождает от ответственности (в том числе уголовной) за данное правонарушение виновное физическое лицо, равно как и привлечение к уголовной или иной ответственности за коррупционное правонарушение физического лица не освобождает от ответственности за это правонарушение юридическое лицо.
Кроме того, в соответствии с диспозицией ст. 19.28 Кодекса, наказуемы в административном порядке не только передача имущественных благ в интересах юридического лица, но и предложение или обещание такой передачи, тогда как действия физического лица, выразившиеся в обещании должностному лицу передать ему от имени или в интересах юридического лица определенное имущество, не являются деянием, преследуемым в уголовном порядке.
Таким образом, ответственность за правонарушение, предусмотренное ст. 19.28 Кодекса, может наступать не только при наличии уголовного преследования в отношении физического лица, совершившего дачу взятки, либо коммерческого подкупа, но и самостоятельно, при наличии объективно подтвержденных сведений о предложении или обещании совершения описанных незаконных действий от имени или в интересах юридического лица.
Все права защищены