Прокурор разъясняет

  • 13 августа 2015, 00:00
Об ответственности за распространение экстремистских материалов, а также их производство или хранение в целях распространения
  Текст

Статьей 12 Федерального закона от 25.07.2002 № 1 14-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» (далее - Закон о противодействии экстремистской деятельности) установлен запрет на использование сетей связи общего пользования для осуществления экстремистской деятельности.

  Согласно пункту 3 статьи 1 Закона о противодействии экстремистской деятельности) экстремистскими материалами признаются предназначенные для обнародования документы либо информация на иных носителях, призывающие к осуществлению экстремистской деятельности либо обосновывающие или оправдывающие необходимость осуществления такой деятельности, в том числе труды руководителей национал-социалистской рабочей партии Германии, фашистской партии Италии, публикации, обосновывающие или оправдывающие национальное и (или) расовое превосходство либо оправдывающие практику совершения военных или иных преступлений, направленных на полное или частичное уничтожение какой-либо этнической, социальной, расовой, национальной или религиозной группы.

  На территории Российской Федерации запрещается распространение экстремистских материалов, а также их производство или хранение в целях распространения.

  Информационные материалы признаются экстремистскими федеральным судом по месту их обнаружения, распространения или нахождения организации, осуществившей производство таких материалов, на основании заявления прокурора или при производстве по соответствующему делу об административном правонарушении, гражданскому или уголовному делу. Копия вступившего в законную силу решения о признании информационных материалов экстремистскими направляется судом в трехдневный срок в Министерство юстиции Российской Федерации.

  Федеральный список экстремистских материалов подлежит размещению в сети «Интернет» на сайте Министерства юстиции Российской Федерации, а также подлежи т опубликованию в средствах массовой информации.

  Таким образом, за распространение экстремистских материалов, а также их производство или хранение в целях распространения физические, должностные и юридические лица подлежат уголовной либо административной ответственности.

  Так, в соответствии со статьей 20.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях массовое распространение экстремистских материалов, включенных в опубликованный федеральный список экстремистских материалов, а равно их производство либо хранение в целях массового распространения влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до трех тысяч рублей либо административный арест на срок до пятнадцати суток с конфискацией указанных материалов и оборудования, использованного для их производства; на должностных лиц - от двух тысяч до пяти тысяч рублей с конфискацией укачанных материалов и оборудования, использованного для их производства: на юридических лиц от ста тысяч до одного миллиона рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток с конфискацией указанных материалов и оборудования, использованного для их производства.

  При этом действия, направленные на возбуждение ненависти либо вражды, а равно на унижение достоинства человека или группы лиц по признакам пола, расы, национальности, языка, происхождения, отношения к религии либо принадлежности к какой-либо социальной группе, влекут уголовную ответственность по части 1 статьи 282 Уголовного кодекса Российской Федерации, только в том случае, если они совершены публично или с использованием средств массовой информации (например, выступления на собраниях, митингах, распространение листовок, плакатов, размещение соответствующей информации в журналах, брошюрах, книгах, в информационно-телекоммуникационных сетях общего пользования, включая сеть Интернет (тематические форумы, открытые группы в социальных сетях, общеизвестные новостные ресурсы), и иные подобные действия, в Том числе рассчитанные на последующее ознакомление с информацией других лиц).

  Под действиями, направленными на возбуждение ненависти либо вражды, следует понимать, в частности, высказывания, обосновывающие и (или) утверждающие необходимость геноцида, массовых репрессий, депортаций, совершения иных противоправных действий, в том числе применения насилия, в отношении представителей какой-либо нации, расы, приверженцев той или иной религии и других групп лиц. Критика политических организаций, идеологических и религиозных объединений, политических, идеологических или религиозных убеждений, национальных или религиозных обычаев сама по себе не должна рассматриваться как действие, направленное на возбуждение ненависти или вражды.

  Кроме того, исходя из статьи 25.1 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», статьи 6 Закона о противодействии экстремистской деятельности при наличии достаточных и предварительно подтвержденных сведений о готовящихся противоправных действиях, содержащих признаки экстремистской деятельности, и при отсутствии оснований для привлечения к уголовной ответственности, руководителям общественных (религиозных) объединений и иным лицам прокурор объявляет предостережение в письменной форме о недопустимости такой деятельности с указанием конкретных оснований его объявления.

  В случае неисполнения требований, изложенных в указанном предостережении, должностное лицо, которому оно было объявлено, может быть привлечено к ответственности в установленном законом порядке.

  Обращения о наличии на страницах сети Интернет запрещенной информации принимаются также на сайте Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по адресу: http://eais.rkn.gov.ru/feedback в электронной форме.

 

​​​​​​​