Прокурор разъясняет - Прокуратура Астраханской области
Прокурор разъясняет
- 27 мая 2024, 16:51
Под коррупцией понимается незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами, в т.ч. совершенное от имени или в интересах юридического лица (статья 1 Федерального закона «О противодействии коррупции» - далее Закон).
Любые действия или бездействия, не содержащие вышеуказанных признаков, коррупционными нарушениями не являются. Коррупционные нарушения могут выражаться в дисциплинарных проступках, административных правонарушениях или коррупционных преступлениях.
Дисциплинарный коррупционный проступок – это действие или бездействие лица, нарушающие законодательство о противодействии коррупции, не являющиеся преступлением или административным правонарушением.
Наиболее распространёнными дисциплинарными проступками являются: неуведомление государственным или муниципальным служащим представителя нанимателя (работодателя) о случаях обращения к нему каких-либо лиц в целях склонения его к совершению коррупционных правонарушений (ст. 9 Закона); непринятие государственным или муниципальным служащим мер по предотвращению возникшего или возможного конфликта интересов, неуведомление представителя нанимателя о возникшем конфликте интересов либо о наличии заинтересованности, которая может привести к конфликту интересов (ст. 10 Закона); непредставление либо представление недостоверных, неполных сведений о доходах, расходах, имуществе и обязательствах имущественного характера государственного (муниципального) служащего, его супруги и несовершеннолетних детей (ст. 8 Закона).
Административным коррупционным правонарушением является действие или бездействие, обладающие признаками коррупции, предусмотренные Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ), за совершение которых установлена административная ответственность.
К числу коррупционных КоАП РФ относит следующие статьи: незаконное вознаграждение (взятка) от имени юридического лица (ст. 19.28) и привлечение работодателем к трудовой деятельности либо заказчиком работ (услуг) к выполнению работ на условиях гражданско-правового договора бывшего или действующего государственного или муниципального служащего, замещающего должность, включённую в установленный перечень, без уведомления его бывшего работодателя в 10-дневный срок (ст. 19.29).
Дела о таких административных правонарушениях возбуждаются исключительно прокурором.
Коррупционными преступлениями являются предусмотренные УК РФ общественно опасные деяния, непосредственно посягающие на авторитет публичной службы, выражающиеся в незаконном получении должностными лицами каких-либо преимуществ либо в предоставлении последним таких преимуществ. К таким, к примеру, относятся:
- использование должностным лицом своих полномочий для получения имущественной выгоды (статьи 285, 286 УК РФ);
- дача или получение взятки (материальные ценности, деньги, ювелирные изделия, бытовая и иная техника, недвижимость, транспортное средство, оплата обучения детям или супругам, путевка на отдых и другое) за совершение действий при исполнении должностных полномочий, в том числе освобождение лица от ответственности за нарушение закона (статьи 290, 291 УК РФ);
- мелкое взяточничество, то есть получение, дача взятки лично или через посредника в размере, не превышающем 10 тысяч рублей (ст. 291.1 УК РФ);
- хищение должностным лицом бюджетных средств (части 3 и 4 ст.159 УК РФ);
- внесение должностным лицом или служащим в официальные документы заведомо ложных или искажающих действительность сведений из корыстной или иной личной заинтересованности (ст.292 УК РФ).
В случае понуждения к даче взятки или совершения такого действия, необходимо сообщать об этом в правоохранительные органы или прокуратуру, тем самым поспособствовав раскрытию и расследованию преступления. В таких случаях лицо не подлежит административной и уголовной ответственности, в отношении него могут быть применены меры безопасности с целью охраны его прав и свобод (ст. 291 УК РФ, ст. 11 УПК РФ).
Отдел по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции
Прокуратура Астраханской области
27 мая 2024, 16:51
Понятие коррупции, виды взысканий за коррупционные правонарушения
Под коррупцией понимается незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами, в т.ч. совершенное от имени или в интересах юридического лица (статья 1 Федерального закона «О противодействии коррупции» - далее Закон).
Любые действия или бездействия, не содержащие вышеуказанных признаков, коррупционными нарушениями не являются. Коррупционные нарушения могут выражаться в дисциплинарных проступках, административных правонарушениях или коррупционных преступлениях.
Дисциплинарный коррупционный проступок – это действие или бездействие лица, нарушающие законодательство о противодействии коррупции, не являющиеся преступлением или административным правонарушением.
Наиболее распространёнными дисциплинарными проступками являются: неуведомление государственным или муниципальным служащим представителя нанимателя (работодателя) о случаях обращения к нему каких-либо лиц в целях склонения его к совершению коррупционных правонарушений (ст. 9 Закона); непринятие государственным или муниципальным служащим мер по предотвращению возникшего или возможного конфликта интересов, неуведомление представителя нанимателя о возникшем конфликте интересов либо о наличии заинтересованности, которая может привести к конфликту интересов (ст. 10 Закона); непредставление либо представление недостоверных, неполных сведений о доходах, расходах, имуществе и обязательствах имущественного характера государственного (муниципального) служащего, его супруги и несовершеннолетних детей (ст. 8 Закона).
Административным коррупционным правонарушением является действие или бездействие, обладающие признаками коррупции, предусмотренные Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ), за совершение которых установлена административная ответственность.
К числу коррупционных КоАП РФ относит следующие статьи: незаконное вознаграждение (взятка) от имени юридического лица (ст. 19.28) и привлечение работодателем к трудовой деятельности либо заказчиком работ (услуг) к выполнению работ на условиях гражданско-правового договора бывшего или действующего государственного или муниципального служащего, замещающего должность, включённую в установленный перечень, без уведомления его бывшего работодателя в 10-дневный срок (ст. 19.29).
Дела о таких административных правонарушениях возбуждаются исключительно прокурором.
Коррупционными преступлениями являются предусмотренные УК РФ общественно опасные деяния, непосредственно посягающие на авторитет публичной службы, выражающиеся в незаконном получении должностными лицами каких-либо преимуществ либо в предоставлении последним таких преимуществ. К таким, к примеру, относятся:
- использование должностным лицом своих полномочий для получения имущественной выгоды (статьи 285, 286 УК РФ);
- дача или получение взятки (материальные ценности, деньги, ювелирные изделия, бытовая и иная техника, недвижимость, транспортное средство, оплата обучения детям или супругам, путевка на отдых и другое) за совершение действий при исполнении должностных полномочий, в том числе освобождение лица от ответственности за нарушение закона (статьи 290, 291 УК РФ);
- мелкое взяточничество, то есть получение, дача взятки лично или через посредника в размере, не превышающем 10 тысяч рублей (ст. 291.1 УК РФ);
- хищение должностным лицом бюджетных средств (части 3 и 4 ст.159 УК РФ);
- внесение должностным лицом или служащим в официальные документы заведомо ложных или искажающих действительность сведений из корыстной или иной личной заинтересованности (ст.292 УК РФ).
В случае понуждения к даче взятки или совершения такого действия, необходимо сообщать об этом в правоохранительные органы или прокуратуру, тем самым поспособствовав раскрытию и расследованию преступления. В таких случаях лицо не подлежит административной и уголовной ответственности, в отношении него могут быть применены меры безопасности с целью охраны его прав и свобод (ст. 291 УК РФ, ст. 11 УПК РФ).
Отдел по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции
Все права защищены