Новости - Прокуратура Владимирской области
Новости
- 6 апреля 2025, 10:33
- Прокуратура Владимирской области
Среди учебных учреждений военного времени Вязниковская военная авиационная школа пилотов занимает особое место. С ней связаны имена прославленных лётчиков: командующего ПВО Московского округа генерал-полковника Бориса Бочкова, Героя Советского Союза Владимира Латышева, выдающегося лётчика-испытателя реактивной авиационной техники, Героя Советского Союза, генерал-майора Александра Щербакова, первого советского лётчика, сбившего ракету класса «земля — воздух», генерал-лейтенанта Алексея Микояна.
Очень много интересного из истории школы известно от почётного гражданина Вязников, полковника ВВС Вячеслава Викторовича Кокорина, все годы войны бывшего её инструктором.
Летопись авиашколы началась летом грозного 1941 года со слияния двух лучших московских школ — Остафьевской и Серпуховской. Решением комитета обороны они перенесены в Вязники.
На основании приказа командующего Московским военным округом от 15 сентября 1941 года Остафьевская школа переименована в Вязниковскую военную авиационную школу пилотов ВВС Красной Армии и увеличена на одну серпуховскую эскадрилью, которая 7 октября 1941 г. в полном составе так же прибыла в Вязники.
Начальником Вязниковской школы стал подполковник В.М. Цыганов. Для быстрейшего обучения курсантов развернули сеть аэродромов.
Все курсанты начинали летать на учебном У-2, затем на учебно-тренировочном УТ-2 и лишь затем им доверяли истребители И-15. Они обладали хорошей маневренностью, и лётчик мог выполнять на них все фигуры высшего пилотажа.
Далее курсанты осваивали истребитель И-16, который долгие месяцы оставался основным истребителем обучения. Позднее школа получила современные Як-1 и Ла-5.
С осени 1941 года лётчики школы патрулировали участок железной дороги Ковров—Гороховец, чтобы не допустить налётов вражеской авиации на город Горький. Боевые вылеты на перехват противника совершали попеременно 2 пилота.
В школе учились, в основном, выпускники аэроклубов и школ первоначальной лётной подготовки. Главный упор был сделан на теоретическую базу и методическую работу с курсантами. На их учёбу отводилось шесть месяцев с налётом 35 часов.
С азов, по полной программе, учили летать штурманов; технический и политсостав.
Школа была на отличном счету. Именно итоги ее работы повлияли на решение Москвы послать на обучение в Вязники группу курсантов, состоящую из сыновей членов Советского правительства и партии.
Возглавляли группу подполковник Трунов и старший лейтенант Щербаков. Часто бывал в Вязниках Василий Сталин. Вероятно, отсюда вязниковские летчики получили свое название «Сталинские соколы» Учились дети высокопоставленных функционеров на «отлично» и ничем не отличались по условиям быта, распорядку дня, питанию, нарядам на работы от обычных курсантов школы. В сентябре 1943 года, окончив курс обучения на Як-1, они были отправлены на фронт в боевые части.
Коллектив авиашколы сделал всё возможное, чтобы обеспечить действующую армию хорошо обученными кадрами. С 1941 по 1945 год было выпущено 1620 лётчиков, которые уничтожили в общей сложности более полутора тысяч самолётов противника, из них 206 вражеских машин уничтожили 15 Героев Советского Союза — лётчики командного, инструкторского состава и выпускники школы.
Всего же в годы войны и послевоенные годы звания Героя Советского Союза удостоены 23 выпускника Вязниковской военной авиационной школы пилотов.
В 1942 году школа заняла первое место в соревновании училищ и школ Московского военного округа. Тогда же ей было вручено знамя от советских, партийных и профсоюзных организаций города Вязники, а в 1944 году —Красное знамя и Грамота Президиума Верховного Совета СССР.
После окончания войны от имени Верховного главнокомандующего страны Иосифа Виссарионовича Сталина Вязниковской военной авиационной школе пилотов объявлена Благодарность.
После войны школа расформирована, а в 1949 году на ее базе образован Вязниковский учебный центр ДОСААФ, который занимался усовершенствованием лётчиков и других авиационных специалистов запаса и первоначальным обучением пилотов для военных авиаучилищ и учебно-тренировочных авиаполков.
В дальнейшем Вязниковский УАЦ осуществлял второй этап подготовки лётчиков запаса для армейской авиации на вертолётах МИ-4. В настоящее время на базе бывшей летной школы организован Вязниковский музей авиации.
Прокуратура Владимирской области
6 апреля 2025, 10:33
К 80-летию Великой Победы. Они приближали Победу. Вязниковская военная авиационная школа пилотов
Среди учебных учреждений военного времени Вязниковская военная авиационная школа пилотов занимает особое место. С ней связаны имена прославленных лётчиков: командующего ПВО Московского округа генерал-полковника Бориса Бочкова, Героя Советского Союза Владимира Латышева, выдающегося лётчика-испытателя реактивной авиационной техники, Героя Советского Союза, генерал-майора Александра Щербакова, первого советского лётчика, сбившего ракету класса «земля — воздух», генерал-лейтенанта Алексея Микояна.
Очень много интересного из истории школы известно от почётного гражданина Вязников, полковника ВВС Вячеслава Викторовича Кокорина, все годы войны бывшего её инструктором.
Летопись авиашколы началась летом грозного 1941 года со слияния двух лучших московских школ — Остафьевской и Серпуховской. Решением комитета обороны они перенесены в Вязники.
На основании приказа командующего Московским военным округом от 15 сентября 1941 года Остафьевская школа переименована в Вязниковскую военную авиационную школу пилотов ВВС Красной Армии и увеличена на одну серпуховскую эскадрилью, которая 7 октября 1941 г. в полном составе так же прибыла в Вязники.
Начальником Вязниковской школы стал подполковник В.М. Цыганов. Для быстрейшего обучения курсантов развернули сеть аэродромов.
Все курсанты начинали летать на учебном У-2, затем на учебно-тренировочном УТ-2 и лишь затем им доверяли истребители И-15. Они обладали хорошей маневренностью, и лётчик мог выполнять на них все фигуры высшего пилотажа.
Далее курсанты осваивали истребитель И-16, который долгие месяцы оставался основным истребителем обучения. Позднее школа получила современные Як-1 и Ла-5.
С осени 1941 года лётчики школы патрулировали участок железной дороги Ковров—Гороховец, чтобы не допустить налётов вражеской авиации на город Горький. Боевые вылеты на перехват противника совершали попеременно 2 пилота.
В школе учились, в основном, выпускники аэроклубов и школ первоначальной лётной подготовки. Главный упор был сделан на теоретическую базу и методическую работу с курсантами. На их учёбу отводилось шесть месяцев с налётом 35 часов.
С азов, по полной программе, учили летать штурманов; технический и политсостав.
Школа была на отличном счету. Именно итоги ее работы повлияли на решение Москвы послать на обучение в Вязники группу курсантов, состоящую из сыновей членов Советского правительства и партии.
Возглавляли группу подполковник Трунов и старший лейтенант Щербаков. Часто бывал в Вязниках Василий Сталин. Вероятно, отсюда вязниковские летчики получили свое название «Сталинские соколы» Учились дети высокопоставленных функционеров на «отлично» и ничем не отличались по условиям быта, распорядку дня, питанию, нарядам на работы от обычных курсантов школы. В сентябре 1943 года, окончив курс обучения на Як-1, они были отправлены на фронт в боевые части.
Коллектив авиашколы сделал всё возможное, чтобы обеспечить действующую армию хорошо обученными кадрами. С 1941 по 1945 год было выпущено 1620 лётчиков, которые уничтожили в общей сложности более полутора тысяч самолётов противника, из них 206 вражеских машин уничтожили 15 Героев Советского Союза — лётчики командного, инструкторского состава и выпускники школы.
Всего же в годы войны и послевоенные годы звания Героя Советского Союза удостоены 23 выпускника Вязниковской военной авиационной школы пилотов.
В 1942 году школа заняла первое место в соревновании училищ и школ Московского военного округа. Тогда же ей было вручено знамя от советских, партийных и профсоюзных организаций города Вязники, а в 1944 году —Красное знамя и Грамота Президиума Верховного Совета СССР.
После окончания войны от имени Верховного главнокомандующего страны Иосифа Виссарионовича Сталина Вязниковской военной авиационной школе пилотов объявлена Благодарность.
После войны школа расформирована, а в 1949 году на ее базе образован Вязниковский учебный центр ДОСААФ, который занимался усовершенствованием лётчиков и других авиационных специалистов запаса и первоначальным обучением пилотов для военных авиаучилищ и учебно-тренировочных авиаполков.
В дальнейшем Вязниковский УАЦ осуществлял второй этап подготовки лётчиков запаса для армейской авиации на вертолётах МИ-4. В настоящее время на базе бывшей летной школы организован Вязниковский музей авиации.
Все права защищены