Прокурор разъясняет - Прокуратура Калужской области
Прокурор разъясняет
- 17 сентября 2013, 11:25
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 21. 12. 1996 года. N 159 - ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" лица из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей это лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной защите.
С 01. 01. 2013 года вступил в действие Федеральный закон от 29. 02. 2013 №15 - ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в части обеспечения жилыми помещениями детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», которым установлен новый порядок обеспечения жильем указанной категории лиц и значительно расширен перечень детей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями.
Так, в настоящее время детям - сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - детей - сирот), которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям - сиротам, лицам из числа детей - сирот, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта РФ, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта РФ, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Проживание детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, признается невозможным, если это противоречит интересам указанных лиц в связи с наличием одного из следующих обстоятельств:
1) проживание на любом законном основании в таких жилых помещениях лиц:
- лишенных родительских прав в отношении этих детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (при наличии вступившего в законную силу решения суда об отказе в принудительном обмене жилого помещения в соответствии с частью 3 статьи 72 Жилищного кодекса РФ);
- страдающих тяжелой формой хронических заболеваний в соответствии с указанным в пункте 4 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса РФ перечнем, при которой совместное проживание с ними в одном жилом помещении невозможно;
2) жилые помещения непригодны для постоянного проживания или не отвечают установленным для жилых помещений санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства РФ;
3) общая площадь жилого помещения, приходящаяся на одно лицо, проживающее в данном жилом помещении, менее учетной нормы площади жилого помещения, в том числе, если такое уменьшение произойдет в результате вселения в данное жилое помещение детей - сирот, лиц из числа детей - сирот.
Законный представитель подопечного после достижения подопечным возраста 14 лет, а дети - сироты, достигшие совершеннолетия, в случае возникновения обстоятельств, свидетельствующих о невозможности проживания в ранее занимаемом жилом помещении, самостоятельно обращаются в Министерство по делам семьи, демографической и социальной политике Калужской области (г. Калуга, ул. Пролетарская, д. 111) с заявлением в произвольной форме об определении факта невозможности проживания в таком жилом помещении и включении в список детей - сирот, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.
Факт невозможности проживания в жилом помещении определяется на основании следующих документов:
1. Паспорт ребенка - сироты.
2. Паспорт представителя и нотариально удостоверенная доверенность.
3. Паспорт законного представителя ребенка - сироты, не достигшего возраста 18 лет, и документ, удостоверяющий его полномочия (акт органа опеки и попечительства о назначении опекуна (попечителя) или акт об устройстве детей в организации для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей).
4. Договор социального найма, подтверждающий статус ребенка - сироты как нанимателя или члена семьи нанимателя.
5. Правоустанавливающие документы на объекты недвижимости, права на которые не зарегистрированы в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним до вступления в силу ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" и об отсутствии последующей регистрации данного права собственности.
6. Выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним на территории Российской Федерации о наличии или отсутствии зарегистрированных прав на недвижимое имущество.
7. Вступившее в законную силу решение суда об отказе в принудительном обмене жилого помещения в соответствии с частью 3 статьи 72 Жилищного кодекса РФ, предоставленного по договору социального найма, в случае проживания в жилом помещении лиц, лишенных родительских прав в отношении ребенка - сироты.
Данный документ представляется в случае, если данный спор рассматривался в суде.
8. Справка, выдаваемая организацией, входящей в государственную систему здравоохранения, в случае проживания в жилом помещении лиц, страдающих тяжелой формой хронических заболеваний в соответствии с указанным в пункте 4 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса РФ перечнем, при которой совместное проживание с ними в одном жилом помещении невозможно.
9. Заключение межведомственной комиссии о признании жилого помещения непригодным для проживания в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 28. 01. 2006 N 47.
2. 10. Выписка из домовой (поквартирной) книги, содержащая сведения о проживающих совместно с детьми - сиротами лицах, в случае, если общая площадь жилого помещения, приходящаяся на одно лицо, проживающее в данном жилом помещении, менее учетной нормы площади жилого помещения.
3. Заявители или их представители представляют указанные документы лично (в подлинниках и копиях), с использованием услуг почтовой связи или иным доступным для них способом - в копиях с последующих предъявлением подлинников, а также в электронной форме с использованием единого портала государственных и муниципальных услуг.
В соответствии с положениями ст. 2 Закона Калужской области № 338 - ОЗ от 25. 10. 2012 «О реализации прав детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц, из их числа на жилое помещение» (далее закона № 338 - ОЗ) дети - сироты, нуждающиеся в предоставлении жилого помещения по достижении возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетние, имеют право на однократное обеспечение благоустроенными жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированного жилого помещения сроком на 5 лет.
Предоставление благоустроенных жилых помещений специализированного жилищного фонда в виде квартир или отдельных жилых домов, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта не менее норм предоставления площади жилых помещений по договорам социального найма, действующих в соответствующих муниципальных образованиях, осуществляется органом исполнительной власти Калужской области в сфере управления и распоряжения областной собственностью в порядке, установленном согласно приложению 2 к настоящему Закону.
В том числе п. п. 1, 6, 9 Приложения № 2 к Закона 3 338 - ОЗ жилые помещения специализированного жилищного фонда предоставляются детям - сиротам по достижении ими возраста 18 лет, включенным в список детей - сирот, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда, по месту их постоянного или преимущественного проживания на территории соответствующего муниципального образования, расположенного на территории Калужской области (далее - место жительства), на основании их письменного заявления, подаваемого в орган исполнительной власти Калужской области в сфере семьи, демографической и социальной политики.
Орган исполнительной власти Калужской области в сфере управления и распоряжения областной собственностью по мере формирования специализированного жилищного фонда и с учетом даты подачи заявления о предоставлении детям - сиротам жилых помещений специализированного жилищного фонда принимает решение о предоставлении специализированных жилых помещений детям - сиротам на территории соответствующего муниципального образования и заключении договора найма специализированного жилого помещения на пятилетний срок.
Указанные договоры найма специализированного жилого помещения являются основанием для вселения детей - сирот в предоставляемые специализированные жилые помещения.
Проведенной прокуратурой района проверкой соблюдения жилищных прав детей - сирот установлено, что в соответствии с законодательства ряд лиц указанной категории имеют право на предоставление жилых помещений по договорам найма жилых помещений специализированного жилого фонда. Однако, несмотря на то, что еще в 2012 году и ранее данными лицами были поданы документы на предоставление субсидии за счет бюджетных средств для приобретения жилья в соответствии с действовавшим в то время законодательством, и они признаны именующими на это право, их жилищные права не были реализованы до настоящего времени.
В связи с чем, прокуратурой района в Калужский районный суд направлено 3 исковых заявления к органам исполнительной власти Калужской области с требованием о предоставлении жилых помещений детям - сиротам по договорам найма жилых помещений специализированного жилого фонда, которые в настоящее время находятся на рассмотрении.
Следует отменить, что действие положений статьи 8 распространяется на правоотношения, возникшие до 1 января 2013 года, в случае, если дети - сироты и лица из числа детей - сирот не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до 01. 01. 2013 года.
Кроме того, с целью обеспечения надлежащей и своевременной реализации прав детей - сирот на предоставление им жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений, и как следствие, обеспечения им условий для нормальной социализации в обществе, планирования необходимых бюджетных ассигнований на указанные цели, законодателем предусмотрен механизм заблаговременного учета лиц, подлежащих обеспечению таковыми жилыми помещениями.
Так, пунктом 1 Порядка формирования списка детей - сирот, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда - приложения №1 Закону Калужской области от 25 октября 2012 г. N 338 - ОЗ, установлено, что заявление о включении в список детей - сирот, постоянно или преимущественно проживающих на территории Калужской области, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда, подается законными представителями детей - сирот (опекуны, приемные родители и т. п. ) после достижения ими возраста 14 лет в орган исполнительной власти Калужской области в сфере семьи, демографической и социальной политики.
К заявлению о включении в список детей - сирот прилагаются документы, перечень и порядок предоставления которых устанавливается уполномоченным органом исполнительной власти Калужской области в сфере семьи, демографической и социальной политики.
Прокуратура Калужской области
17 сентября 2013, 11:25
Зашита прав и законных интересов детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, является одним из приоритетных направлений правозащитной деятельности прокуратуры района.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 21. 12. 1996 года. N 159 - ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" лица из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей это лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной защите.
С 01. 01. 2013 года вступил в действие Федеральный закон от 29. 02. 2013 №15 - ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в части обеспечения жилыми помещениями детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», которым установлен новый порядок обеспечения жильем указанной категории лиц и значительно расширен перечень детей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями.
Так, в настоящее время детям - сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - детей - сирот), которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям - сиротам, лицам из числа детей - сирот, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта РФ, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта РФ, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Проживание детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, признается невозможным, если это противоречит интересам указанных лиц в связи с наличием одного из следующих обстоятельств:
1) проживание на любом законном основании в таких жилых помещениях лиц:
- лишенных родительских прав в отношении этих детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (при наличии вступившего в законную силу решения суда об отказе в принудительном обмене жилого помещения в соответствии с частью 3 статьи 72 Жилищного кодекса РФ);
- страдающих тяжелой формой хронических заболеваний в соответствии с указанным в пункте 4 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса РФ перечнем, при которой совместное проживание с ними в одном жилом помещении невозможно;
2) жилые помещения непригодны для постоянного проживания или не отвечают установленным для жилых помещений санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства РФ;
3) общая площадь жилого помещения, приходящаяся на одно лицо, проживающее в данном жилом помещении, менее учетной нормы площади жилого помещения, в том числе, если такое уменьшение произойдет в результате вселения в данное жилое помещение детей - сирот, лиц из числа детей - сирот.
Законный представитель подопечного после достижения подопечным возраста 14 лет, а дети - сироты, достигшие совершеннолетия, в случае возникновения обстоятельств, свидетельствующих о невозможности проживания в ранее занимаемом жилом помещении, самостоятельно обращаются в Министерство по делам семьи, демографической и социальной политике Калужской области (г. Калуга, ул. Пролетарская, д. 111) с заявлением в произвольной форме об определении факта невозможности проживания в таком жилом помещении и включении в список детей - сирот, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.
Факт невозможности проживания в жилом помещении определяется на основании следующих документов:
1. Паспорт ребенка - сироты.
2. Паспорт представителя и нотариально удостоверенная доверенность.
3. Паспорт законного представителя ребенка - сироты, не достигшего возраста 18 лет, и документ, удостоверяющий его полномочия (акт органа опеки и попечительства о назначении опекуна (попечителя) или акт об устройстве детей в организации для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей).
4. Договор социального найма, подтверждающий статус ребенка - сироты как нанимателя или члена семьи нанимателя.
5. Правоустанавливающие документы на объекты недвижимости, права на которые не зарегистрированы в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним до вступления в силу ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" и об отсутствии последующей регистрации данного права собственности.
6. Выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним на территории Российской Федерации о наличии или отсутствии зарегистрированных прав на недвижимое имущество.
7. Вступившее в законную силу решение суда об отказе в принудительном обмене жилого помещения в соответствии с частью 3 статьи 72 Жилищного кодекса РФ, предоставленного по договору социального найма, в случае проживания в жилом помещении лиц, лишенных родительских прав в отношении ребенка - сироты.
Данный документ представляется в случае, если данный спор рассматривался в суде.
8. Справка, выдаваемая организацией, входящей в государственную систему здравоохранения, в случае проживания в жилом помещении лиц, страдающих тяжелой формой хронических заболеваний в соответствии с указанным в пункте 4 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса РФ перечнем, при которой совместное проживание с ними в одном жилом помещении невозможно.
9. Заключение межведомственной комиссии о признании жилого помещения непригодным для проживания в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 28. 01. 2006 N 47.
2. 10. Выписка из домовой (поквартирной) книги, содержащая сведения о проживающих совместно с детьми - сиротами лицах, в случае, если общая площадь жилого помещения, приходящаяся на одно лицо, проживающее в данном жилом помещении, менее учетной нормы площади жилого помещения.
3. Заявители или их представители представляют указанные документы лично (в подлинниках и копиях), с использованием услуг почтовой связи или иным доступным для них способом - в копиях с последующих предъявлением подлинников, а также в электронной форме с использованием единого портала государственных и муниципальных услуг.
В соответствии с положениями ст. 2 Закона Калужской области № 338 - ОЗ от 25. 10. 2012 «О реализации прав детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц, из их числа на жилое помещение» (далее закона № 338 - ОЗ) дети - сироты, нуждающиеся в предоставлении жилого помещения по достижении возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетние, имеют право на однократное обеспечение благоустроенными жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированного жилого помещения сроком на 5 лет.
Предоставление благоустроенных жилых помещений специализированного жилищного фонда в виде квартир или отдельных жилых домов, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта не менее норм предоставления площади жилых помещений по договорам социального найма, действующих в соответствующих муниципальных образованиях, осуществляется органом исполнительной власти Калужской области в сфере управления и распоряжения областной собственностью в порядке, установленном согласно приложению 2 к настоящему Закону.
В том числе п. п. 1, 6, 9 Приложения № 2 к Закона 3 338 - ОЗ жилые помещения специализированного жилищного фонда предоставляются детям - сиротам по достижении ими возраста 18 лет, включенным в список детей - сирот, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда, по месту их постоянного или преимущественного проживания на территории соответствующего муниципального образования, расположенного на территории Калужской области (далее - место жительства), на основании их письменного заявления, подаваемого в орган исполнительной власти Калужской области в сфере семьи, демографической и социальной политики.
Орган исполнительной власти Калужской области в сфере управления и распоряжения областной собственностью по мере формирования специализированного жилищного фонда и с учетом даты подачи заявления о предоставлении детям - сиротам жилых помещений специализированного жилищного фонда принимает решение о предоставлении специализированных жилых помещений детям - сиротам на территории соответствующего муниципального образования и заключении договора найма специализированного жилого помещения на пятилетний срок.
Указанные договоры найма специализированного жилого помещения являются основанием для вселения детей - сирот в предоставляемые специализированные жилые помещения.
Проведенной прокуратурой района проверкой соблюдения жилищных прав детей - сирот установлено, что в соответствии с законодательства ряд лиц указанной категории имеют право на предоставление жилых помещений по договорам найма жилых помещений специализированного жилого фонда. Однако, несмотря на то, что еще в 2012 году и ранее данными лицами были поданы документы на предоставление субсидии за счет бюджетных средств для приобретения жилья в соответствии с действовавшим в то время законодательством, и они признаны именующими на это право, их жилищные права не были реализованы до настоящего времени.
В связи с чем, прокуратурой района в Калужский районный суд направлено 3 исковых заявления к органам исполнительной власти Калужской области с требованием о предоставлении жилых помещений детям - сиротам по договорам найма жилых помещений специализированного жилого фонда, которые в настоящее время находятся на рассмотрении.
Следует отменить, что действие положений статьи 8 распространяется на правоотношения, возникшие до 1 января 2013 года, в случае, если дети - сироты и лица из числа детей - сирот не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до 01. 01. 2013 года.
Кроме того, с целью обеспечения надлежащей и своевременной реализации прав детей - сирот на предоставление им жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений, и как следствие, обеспечения им условий для нормальной социализации в обществе, планирования необходимых бюджетных ассигнований на указанные цели, законодателем предусмотрен механизм заблаговременного учета лиц, подлежащих обеспечению таковыми жилыми помещениями.
Так, пунктом 1 Порядка формирования списка детей - сирот, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда - приложения №1 Закону Калужской области от 25 октября 2012 г. N 338 - ОЗ, установлено, что заявление о включении в список детей - сирот, постоянно или преимущественно проживающих на территории Калужской области, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда, подается законными представителями детей - сирот (опекуны, приемные родители и т. п. ) после достижения ими возраста 14 лет в орган исполнительной власти Калужской области в сфере семьи, демографической и социальной политики.
К заявлению о включении в список детей - сирот прилагаются документы, перечень и порядок предоставления которых устанавливается уполномоченным органом исполнительной власти Калужской области в сфере семьи, демографической и социальной политики.
Все права защищены