Доклады, обзоры, статистическая информация

  • 12 февраля 2019, 17:22
На Камчатке за год прокуратура обжаловала 25 нормативных актов краевых органов власти. О состоянии законности в сфере регионального и муниципального нормотворчества
  Текст
  5 Изображения
На Камчатке за год прокуратура обжаловала 25 нормативных актов краевых органов власти. О состоянии законности в сфере регионального и муниципального нoрмотворчества
На Камчатке за год прокуратура обжаловала 25 нормативных актов краевых органов власти. О состоянии законности в сфере регионального и муниципального нормoтворчества
На Камчатке за год прокуратура обжаловала 25 нормативных актов краевых органов власти. О состоянии законности в сфере регионального и муниципального нормотворчества
На Камчатке за год прoкуратура обжаловала 25 нормативных актов краевых органов власти. О состоянии законности в сфере регионального и муниципального нормотворчества
На Камчатке за гoд прокуратура обжаловала 25 нормативных актов краевых органов власти. О состоянии законности в сфере регионального и муниципального нормотворчества
   

Прокуратура Камчатского края обобщила состояние законности в сфере регионального и муниципального нормотворчества в 2018 году.

Органы государственной власти края допускают принятие противоречащих законодательству нормативных правовых актов.

Прокуратурой края опротестован один Закон Камчатского края, три постановления Правительства края, 21 нормативный акт министерств и других органов государственной власти региона.

По мерам реагирования 22 нормативных акта приведено в соответствие с законодательством, в отношении трех окончательное решение не принято.

В апреле 2018 года принесен протест на отдельные положения Закона Камчатского края от 08.02.2012 № 8 (в редакции от 25.07.2017) «О статусе депутата Законодательного Собрания Камчатского края». Протест депутатами отклонен. Решением Камчатского краевого суда от 27 августа 2018 г. административное исковое заявление прокуратуры края удовлетворено. Закон края № 8 подлежит приведению в соответствие с законодательством до 21 июня 2019 года.

Большинство незаконных актов, 8 из 25, выявлено в бюджетной сфере.

Министерством сельского хозяйства, пищевой и перерабатывающей промышленности Камчатского края, Министерством спорта, Агентством инвестиций и предпринимательства Камчатского края с нарушением статьи 78 Бюджетного кодекса изданы приказы, регламентирующие порядок предоставления различных субсидий, в том числе субъектам малого и среднего предпринимательства.

Два постановления Правительства Камчатского края и приказ Министерства спорта не соответствовали Трудовому кодексу и приказам Минздрава России.

Приказы региональной Службы охраны объектов культурного наследия, Государственной жилищной инспекции (ГЖИ), Инспекции государственного строительного надзора Камчатского края идут в разрез с федеральным законодательством о защите прав предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора).

Два приказа ГЖИ не соответствовали нормам Жилищного кодекса РФ и Закону Камчатского края № 359 «Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Камчатском крае».

По протестам прокуратуры нормативные правовые акты приведены в соответствие с законодательством.

Краевой прокуратурой выявлен незаконный нормативный акт, затрагивающий интересы граждан, относящихся к социально незащищенным категориям.

Приказом Министерства социального развития и труда Камчатского края от 13.11.2017 № 1233-п (в редакции от 08.10.2018) в нарушение законодательства установлен иной порядок определения размера ежемесячной денежной компенсации на оплату  жилых помещений и (или) коммунальных услуг отдельным категориям граждан. Положения приказа противоречат статье 160 Жилищного кодекса РФ, статье 17 Федерального закона № 181-ФЗ и постановлению Правительства края от 12.05.2017 № 200-П. Применение незаконного нормативного акта привело к нарушению прав федеральных льготников, имеющих право на получение компенсации 50 % средств затраченных на оплату коммунальных услуг.

В декабре на данный приказ принесен протест, который Министерством социального развития и труда Камчатского края отклонен. В январе в суд направлено заявление, которое находится на рассмотрении.

Помимо проверки на соответствие федеральному законодательству, нормативные акты проходят антикоррупционную экспертизу.

Коррупциогенные факторы содержались в приказах Министерства сельского хозяйства, пищевой и перерабатывающей промышленности края, регламентирующих порядок предоставления субсидий на возмещение предприятиям: части затрат по аренде (субаренде) торговых площадей на постоянно действующих ярмарках камчатских товаропроизводителей; части транспортных расходов, связанных с доставкой пищевой продукции; затрат, связанных с переподготовкой и повышением квалификации руководителей и специалистов предприятий; затрат, связанных с постановкой новых видов продукции на производство, иных затрат.

В августе в Министерство внесено 6 требований об изменении нормативных правовых актов, которые рассмотрены и удовлетворены, коррупциогенные факторы исключены.

Министерствами транспорта и дорожного строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики, территориального развития, культуры, спорта, строительства Камчатского края нарушалось постановление Губернатора края № 55 в части срока направления в прокуратуру края для проверки принятых нормативных правовых актов. По таким фактам внесены представления об устранении нарушений, все они рассмотрены и удовлетворены.

Более чем на два месяца позже, только после внесения прокуратурой края представления об устранении  нарушений закона, Правительством края 28 августа 2018 г. утвержден Порядок и перечень случаев оказания на безвозвратной основе за счет средств краевого бюджета дополнительной помощи при возникновении неотложной необходимости в проведении капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме в Камчатском крае (постановление № 345-П).

В соответствии со статьей 13 Жилищного кодекса РФ указанный порядок и перечень должны были быть утверждены органом государственной власти субъекта Российской Федерации до 20 июня 2018 г. — не позднее 6 месяцев со дня вступления в силу Федерального закона № 399-ФЗ от 20.12.2017. Отсутствие нормативного акта не позволяло муниципалитетам получать финансовую поддержку из краевого бюджета на срочный капремонт домов.

Городскими и районными прокурорами в крае оспорено 324 муниципальных нормативных правовых акта, в том числе положения 13 уставов.

По мерам реагирования приведено в соответствие с федеральным и региональным законодательством 339 нормативных актов (с учетом 17, оспоренных до 2018 года).

Находятся в стадии приведения 4 правовых акта.

Нормативные акты муниципального уровня противоречили законодательству, не соблюдался порядок их издания, органами местного самоуправления превышались полномочия при их принятии; неверно определялись сроки вступления в силу.

В Петропавловске-Камчатском, Елизовском, Мильковском, Соболевском, Тигильском, Карагинском, Пенжинском и Олюторском районах края административные регламенты приняты без учета требований к их содержанию, установленных Федеральным законом от 27.07.2010 № 210-ФЗ. По протестам прокуроров приведено в соответствие с законом 96 регламентов.

15 муниципальных правовых актов в Усть-Большерецком районе противоречили требованиям Федеральных законов от 29.12.2014 № 473-ФЗ, от 26.12.2008 № 294-ФЗ в части отсутствия положений о проверках резидентов, статьи 78 Бюджетного кодекса РФ, постановлению Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 № 47.

Администрация Петропавловск-Камчатского городского округа вопреки отрицательному  заключению прокуратуры города издала постановление от 14.09.2018 № 1892 «О Комиссии по установлению обстоятельств, свидетельствующих о необходимости оказания детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, содействия в преодолении трудной жизненной ситуации, при администрации Петропавловск-Камчатского городского округа». По протесту прокурора города постановление приведено в соответствие с законом.

Нарушения законодательства о ведении регистра муниципальных правовых актов и государственного реестра уставов муниципальных образований края, факты неприведения уставов в соответствие с законами допущены органами местного самоуправления Петропавловска-Камчатского городского округа, Елизовского, Соболевского, Быстринского, Карагинского, Олюторского и Пенжинского районов.

Внесено 35 представлений об устранении нарушений, которые рассмотрены и удовлетворены, 17 должностных лиц привлечены к дисциплинарной ответственности.

Уставы четырех поселений Усть-Большерецкого района по представлениям прокуратуры района приведены в соответствие с федеральными законами, принятыми в 2017 году.

В Елизовском, Усть-Большерецком, Быстринском, Олюторском, Тигильском, Пенжинском, Соболевском районах не исполнялись требования Закона Камчатского края от 19.12.2008 № 201 о направлении принятых нормативных актов для включения в регистр муниципальных нормативных правовых актов. Внесено 17 представлений, которые рассмотрены и удовлетворены, 9 лиц привлечены к дисциплинарной ответственности. Главы Паратунского и Анавгайского сельских поселений привлечены к административной ответственности по статье 19.7 КоАП РФ за неисполнение требований статьи 7 названного Закона № 201.

Глава Карагинского района привлечен к административной ответственности по статье 17.7 КоАП РФ за несвоевременное рассмотрение двух протестов, принесенных прокуратурой района на незаконные нормативные акты.

Напомним, что к нормативным актам относятся правовые акты, изданные уполномоченными органами государственной власти, местного самоуправления и должностными лицами, содержащие правовые нормы (правила поведения), обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение, направленные на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений.

Учитывая, что любая деятельность органов власти, их должностных лиц во взаимоотношениях с гражданами, предпринимателями, юридическими лицами регулируется нормативными актами, прокуратура уделяет первостепенное значение законности нормативной базы, действующей в регионе и в каждом муниципальном образовании.

В ходе проверок в первую очередь прокурор изучает нормативные акты, которыми руководствуются чиновники при принятии решений. В случаях выявления незаконных норм, ущемляющих права граждан, при отсутствии нормативного акта, регулирующего порядок реализации законных прав, принимаются меры реагирования. В случае отклонения протестов и представлений прокуратура добивается устранения нарушений в судебном порядке.