Результаты проведения антикоррупционной экспертизы

  • 6 мая 2019, 15:30
Результаты работы по проведению антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов в первом полугодии 2016 года
  Текст

   Прокуратурой области и прокурорами городов и районов на предмет наличия в нормативных актах органов государственной власти Кемеровской области и органов местного самоуправления признаков коррупционности за первое полугодие 2016 года проверено 6 154 нормативных правовых актов (аналогичный период прошлого года (далее – АППГ) – 5 301) и 5 616 проектов нормативных актов (АППГ – 4546).

    В 402 (АППГ – 164) нормативных правовых актах выявлены коррупциогенные факторы.

    С целью исключения указанных факторов прокурорами принесено 343 протеста (АППГ - 147), внесено 32 представления (АППГ - 4), направлено 10 требований (АППГ - 10).

     Результатом аналогичной работы с проектами нормативных правовых актов явилось направление прокурорами 452 информаций в органы, их разработавшие (АППГ - 278).

     В результате вмешательства органов прокуратуры изменены 270 (АППГ - 102) нормативных правовых актов и 284 (АППГ - 221) проектов нормативных правовых актов. Факторы, способствующие формированию коррупционных проявлений, из них исключены. Работа над остальными  нормативными актами продолжается.

     Рост показателей текущего года обусловлен выявлением большого количества однотипных и аналогичных нарушений и коррупциогенных факторов в нормативных правовых актах сельских поселений, которые возникли вследствие того, что антикоррупционная экспертиза проектов нормативных правовых актаов либо не проводилась, либо проведена на некачественно.

     Анализ практики проведения антикоррупционной экспертизы прокурорами на местах показывает, что большинство нормативных правовых актов содержали в себе такие коррупционные факторы, как принятие нормативного правового акта за пределами компетенции и установление обременительных требований к гражданам и организациям, отсутствие четкой регламентации проведения административных процедур.

     Например, прокуратурой города Таштагола проверено решение Совета народных депутатов Коуринского сельского поселения от 15.11.2013 № 67, которым утверждено Положение «Об осуществлении  муниципального лесного контроля и надзора на территории Коуринского сельского поселения Таштагольского муниципального района Кемеровской области».

     В соответствии с пунктом 32 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и подпункта 5 части 1 статьи 84 Лесного кодекса Российской Федерации осуществление муниципального лесного контроля относится к вопросам местного значения поселения.

     Так, действующим законодательством на органы местного самоуправления возложены полномочия по осуществлению только муниципального лесного контроля. Осуществление муниципального лесного надзора органами местного самоуправления вышеуказанным законодательством не предусмотрено.

     Таким образом, устанавливая полномочия по осуществлению муниципального лесного надзора, орган местного самоуправления вышел за пределы своих полномочий, что является коррупциогенным фактором.

     По результатам проведенной экспертизы в Совет народных депутатов Коуринского сельского поселения принесен протест с требованием привести в соответствие с федеральным законодательством нормативный правовой акт. Протест рассмотрен, удовлетворен, незаконный нормативный правовой акт отменен.

     Органами прокуратуры области активно проводилась работа  по устранению коррупциогенных факторов из проектов нормативных правовых актов.

     Например, прокурором Ленинск-Кузнецкого района выявлен коррупциогенный фактор в проекте Положения о расходовании средств бюджета района на оказание поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, предусматривал способы доведения до субъектов малого и среднего предпринимательства информации о проведении конкурсов на предоставление субсидий не обеспечивающие в полной мере возможность ознакомиться с ней субъектам малого и среднего предпринимательства (размещение информационного сообщения в средствах массовой информации и (или) на официальном сайте администрации района в сети «Интернет») и не определял в зависимости от каких условий принимается решение о размещении информации о проведении конкурса в средствах массовой информации, причем без указания его наименования, а от каких условий на официальном сайте в сети «Интернет», в связи с чем в заключении указано на коррупциогенный фактор, предусмотренный подп. «а» п.3 Методики, поскольку союз «или» давал возможность правоприменителю по своему усмотрению право выбора источника информации.

     В рамках взаимодействия при проведении антикоррупционной экспертизы органами государственной власти области обеспечена возможность участия независимых экспертов.

     В течение первого полугодия 2016 года независимые эксперты не направляли заключений в органы государственной власти области и органы прокуратуры на проекты нормативных правовых актов.

    Работа прокуратуры Кемеровской области по проведению антикоррупционной экспертизы продолжается.