Результаты проведения антикоррупционной экспертизы

  • 13 января 2020, 10:56
Результаты работы по проведению антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов в 2019 году
  Текст

Органами прокуратуры области за 2019 год на наличие коррупциогенных факторов изучено 13 205 (13 214) НПА и 13 538 (13 388) их проектов, в 721 (466) НПА и 767 (520) их проектах выявлены коррупциогенные факторы.

С целью их исключения прокурорами принесено 643 (439) протеста, внесено 28 (16) представлений, направлено 17 (11) требований.

Наиболее распространенными коррупциогенными факторами являются принятие НПА за пределами компетенции, отсутствие или неполнота административных процедур, широта дискретных полномочий.

Например, в ходе анализа региональных нормативных правовых актов прокуратурой области установлено, что нормы пунктов 3.3, 3.15 Положения о департаменте внутренней политики Губернатора Кемеровской области, утвержденного распоряжением Губернатора Кемеровской области от 11.09.2012 № 90-гк «Об утверждении Положения о департаменте внутренней политики Губернатора Кемеровской области», противоречат федеральному законодательству Российской Федерации, поскольку наделяют департамент полномочиями по координации деятельности органов государственной власти Кемеровской области, органов местного самоуправления. Кроме того, при наделении департамента внутренней политики Губернатора Кемеровской области данными полномочиями, Губернатор Кемеровской области вышел за пределы компетенции, что является коррупциогенным фактором, предусмотренным подпунктом «а» пункта 3 Методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации 26.02.2010 № 96 «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» (далее - Методика).

Губернатору Кемеровской области - Кузбасса на данное распоряжение 20.11.2019 принесен протест, который рассмотрен, признан законным и подлежащим удовлетворению.

В целях устранения нарушений и исключения коррупциогенных факторов разработано новое распоряжение Губернатора Кемеровской области - Кузбасса «О департаменте внутренней политики Губернатора Кемеровской области - Кузбасса».

При проведении прокуратурой области антикоррупционной экспертизы проекта приказа департамента жилищно-коммунального и дорожного комплекса Кемеровской области «О внесении изменений в приказ департамента жилищно-коммунального и дорожного комплекса Кемеровской области от 26.06.2018 № 78 «О создании комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих Кемеровской области и урегулированию конфликта интересов в департаменте жилищно-коммунального и дорожного комплекса Кемеровской области» установлено, что Порядок включения в состав комиссии лиц, предусмотренный пунктом 2 проекта, не соответствует нормам Положения, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 01.07.2010 № 821.

Кроме того, пункт 2 проекта содержал коррупциогенные факторы, предусмотренные подпунктом «а» пункта 4 Методики, так как в нем не указаны основания невозможности включения в состав комиссии заместителя начальника департамента и начальника отдела правовой и кадровой работы департамента, что устанавливает для правоприменителя необоснованно широкие пределы усмотрения, в связи с чем, на указанный проект дано отрицательное заключение.

В 2019 году требования на заседаниях законодательных (представительных) органов государственной власти области, представительных органов местного самоуправления не рассматривались.

Наибольшее количество коррупциогенных факторов органами прокуратуры области выявлено в НПА, регулирующих права, свободы и обязанности граждан, в бюджетной сфере. Причиной является недостаточная квалификация должностных лиц разработчиков проектов НПА. С целью устранения коррупциогенных факторов органами прокуратуры области НПА опротестовываются. Кроме того, работники прокуратуры активно участвуют в подготовке НПА, посредством участия в работе комитетов, комиссий, рабочих групп представительных и исполнительных органов власти, направления в их адрес замечаний и предложений об устранении выявленных в проектах НПА несоответствий.

Заключения и обращения независимых экспертов, в том числе содержащих сведения о коррупциогенных факторах, в отчетный период в органы прокуратуры области не поступали.