Прокурор разъясняет

  • 18 января 2017, 12:41
Преднамеренное неисполнение договорных обязательств в сфере предпринимательской деятельности
  Текст

15.07.2016 вступил в законную силу Федеральный закон от 03.07.2016 № 323-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации по вопросам совершенствования оснований и порядка освобождения от уголовной ответственности», которым статья 159 Уголовного кодекса Российской Федерации дополнена частью пятой следующего содержания: мошенничество, сопряженное с преднамеренным неисполнением договорных обязательств в сфере предпринимательской деятельности, если это деяние повлекло причинение значительного ущерба.

 

Санкция указанной нормы предусматривает максимальное наказание в виде лишения свободы на срок до пяти лет с ограничением свободы на срок до одного года или без такового, что относит преступление к категории средней тяжести.

 

Несмотря на то, что указанная норма начала применяться с 15.07.2016, определение понятию «преднамеренное неисполнение договорных обязательств в сфере предпринимательской деятельности» законодателем не дано, что вызывало затруднение применения данной нормы.

 

15.11.2016 Пленумом Верховного Суда Российской Федерации издано постановление «О практике применения судами законодательства, регламентирующего особенности уголовной ответственности за преступления в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности» (далее – постановление Пленума).

 

Пунктом 9 постановления Пленума указанному понятию дано определение, в соответствии с которым преднамеренным неисполнением договорных обязательств в сфере предпринимательской деятельности является умышленное полное или частичное неисполнение лицом, являющимся стороной договора, принятого на себя обязательства в целях хищения чужого имущества или приобретения права на такое имущество путем обмана или злоупотребления доверием, когда сторонами договора являются индивидуальные предприниматели и (или) коммерческие организации. О наличии у лица прямого умысла на совершение мошенничества с очевидностью должны свидетельствовать имеющиеся по делу доказательства.

 

К обстоятельствам, подтверждающим умышленный характер деяния, как отметил Верховный Суд Российской Федерации, могут относиться, в частности, обстоятельства, указывающие на то, что у лица фактически не имелось и не могло быть реальной возможности исполнить обязательство; сокрытие информации о наличии задолженностей и залогов имущества; распоряжение денежными средствами, полученными от стороны договора, в личных целях; использование при заключении договора фиктивных уставных документов, поддельных гарантийных писем и другие. При этом каждое из указанных обстоятельств в отдельности само по себе не может свидетельствовать о наличии умысла на совершение преступления.

 

Информация подготовлена начальником управления по надзору за уголовно-процессуальной и оперативно-розыскной деятельностью Максимом Сергеевичем Душиным.

 

​​​​​​​