Материалы к 300-летию прокуратуры России

  • 16 августа 2021, 18:29
Наставлял на ум–разум
  Текст

 

(из воспоминаний ветеранов прокуратуры Костромской области)

Войну 19-летний Николай Иванович Яшенков встретил токарем одного из свердловских заводов. Прибывших  добровольцами на подмосковную станцию ребят поучили, как шагать в строю, как действовать прикладом винтовки и штыком – вот и бойцы готовы. Рядовой Н. Яшенков, как и его товарищи, перед отправкой на фронт получил винтовку образца 1891 года, к ней десять патронов и боевую гранату. «Остальное добудете в бою!»- напутствовали солдат отцы-командиры.

В бою под Ельней Николая Ивановича Яшенкова ранило осколком мины. Удар пришелся по тазобедренным костям. Осколок и раздробленные кости хирург вынимал без наркоза. От нестерпимой боли и крика солдат несколько раз терял сознание. Однажды, когда еще не затянулась рана, при обходе, главный врач, бегло осмотрев больного, бросил короткую фразу: «На выписку!». Еле добрался солдат  до того же завода, откуда уходил на фронт. Рана часто давала себя знать, но поблажек инвалиду никто не делал – фронт по-прежнему требовал оружие. За станком часто приходилось стоять по десять часов и более.

И вот Николай Яшенков студент знаменитого Уральского политехнического института. Только закончить его не сумел. Мизерной стипендии не хватало, а подрабатывать ночной разгрузкой вагонов не позволяло здоровье. Так и пришлось уйти в Свердловскую юридическую школу, слушатели который получали тройную, по институтским меркам, стипендию.

Повидавшего виды выпускника юридической школы назначили помощником прокурора в город Алапаевск Свердловской области. Здесь он проявил себя во многих делах. Преступления раскрывал, как казалось со стороны, что семечки щелкал. Всякий раз добирался до глубины, определяя причины и корни преступления. Молодого специалиста заметили  и менее чем через два года перевели прокурором в Каменск-Уральский.

В 1965 году Генеральная прокуратура дала направление Н.И. Яшенкову в Кострому, помощником прокурора города Костромы. На новом месте Николай Иванович проявил себя чуть ли не с первого расследованного им дела. Через пару лет прокурор области  С. Адушкин пригласил его старшим помощником по кадрам. Пять лет, до образования в Костроме  районов, занимал эту должность Николай Иванович. Затем попросился на «самостоятельный участок». Его назначили прокурором Ленинского района города Костромы..

На новой должности не растерялся, а скорее наоборот, окунулся в полузабытую стихию. Быстро разобрался в ситуации, а дальше началась будничная, планомерная работа до самого выхода на пенсию в 1986 году. В ней было все: и взлеты, и неудачи. Учили больше последние. И научили многому. Опыт прокурора района был обобщен и опубликован в авторитетном тогда журнале «Человек и закон». Статья называлась «Из личного дела…» («Ч и З», №2, 1986г.).

Что  можно сейчас взять из опыта Николая Степановича, так это отношение к работе.  Детская беспризорность и в восьмидесятые годы являлась частью жизни - дети убегали от родителей всегда. Вспомните хотя бы «Мальчиков» А.П. Чехова. Гимназисты собрались попутешествовать – вот и готовятся к побегу, а ведь они из дворянских семей, но романтизм увлек их в дали дальние. У советских детей все было прозаичнее. Запил папа, запила мама. На детей они – ноль внимания. Ребенок бросал кров и ехал на перекладных в какую-нибудь Тьму-таракань к бабушке. Он мог вообще не добраться до нее, снятый  с поезда милицией и помещенный в детский приемник. Могли лишить кого-то родительских прав, и тогда детей отправляли в интернат, откуда иные тоже убегали.

Нечто подобное произошло с Ильей Поповым. Он рос без родителей. После школы его определили на фабрику «12–ый Октябрь», предоставили койку в общежитии. Но вот однажды Илью уволили с фабрики без согласия районной комиссии по делам несовершеннолетних и, естественно, лишили жилья. Мальчик подался к одноклассницам в Ярославль, работницам комбината «Красный перекоп».  Нелегально поселился у них в общежитии. На другой же вечер по звонку коменданта Илью забрали и направили в приемник-распределитель.

Получив информацию из Ярославля, прокурор разобрался не только в судьбе мальчишки, а направил  директору  представление: «Прошу привлечь должностных лиц, виновных в незаконном увольнении подростка к строгой дисциплинарной ответственности, а также обсудить во всех подразделениях фабрики на собраниях этот вопиющий случай». Этот случай заставил Николая Ивановича посмотреть на обстановку в районе с неблагополучными семьями, с «трудными» подростками. Отчеты инспекций по делам несовершеннолетних вроде бы не давали поводов для беспокойства. Прокурор поручил своему помощнику О.В. Юшко проверить работу инспекторов РОВД. Выяснилось: все гладко только на бумаге. Работники инспекции редко посещают неблагополучные семьи, не всегда применяют закон по отношению к родителям-пьяницам и тем, кто уклоняется от воспитания собственных детей.  Анализ всех подобных фактов стал основой для представления начальнику Ленинского РОВД.

За малым увидеть большое, за случаем разглядеть явление – для этого нужен не только талант, но и  огромное желание.