Доклады, обзоры, статистическая информация

  • 5 августа 2024, 11:21
Отчет за 2 квартал 2024 года «О состоянии прокурорского надзора за исполнением законодательства о противодействии коррупции».
  Текст

Противодействие коррупции средствами прокурорского надзора остается одним из приоритетов в работе прокуратуры Костромской области, нацеленных на укрепление законности, защиту прав граждан и организаций, охраняемых законом интересов общества и государства.

Принимаются комплексные меры для реализации задач по выявлению и предупреждению коррупционных правонарушений, устранению причин и условий их совершения, неотвратимости наказания, возмещению причиненного фактами коррупции ущерба.

В результате принятых в текущем году мер прокурорами выявлено более 800 нарушений, в целях их устранения принято более 580 актов прокурорского реагирования, по результатам рассмотрения которых к дисциплинарной, административной и уголовной ответственности привлечены 390 лиц.

Целью прокурорского реагирования остается соблюдение служащими и иными должностными лицами установленных антикоррупционным законодательством запретов, ограничений и обязанностей, в том числе связанных с достоверностью представляемых сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, принятием мер к предотвращению (урегулированию) конфликта интересов.

Повышенное внимание уделялось выявлению существенных нарушений в указанной сфере. Проверки проводятся с охватом различных сфер деятельности и использованием информационных систем и ресурсов.

По мерам прокурорского реагирования полномочия 3 лиц в связи с непринятием мер к урегулированию конфликта интересов, сокрытием сведений о полученных доходах, осуществлением вопреки требованиям закона предпринимательской деятельности, прекращены по утрате доверия.

Сведения о лицах, полномочия которых прекращены по утрате доверия, внесены в соответствующий реестр.

В рассматриваемой сфере по-прежнему наиболее многочисленны (более 90%) нарушения закона при представлении сведений о доходах, в деятельности более 30 лиц установлены факты непринятия мер к урегулированию конфликта интересов. Устанавливались нарушения при представлении сведений о расходах, факты непринятия должностными лицами мер к уведомлению о склонении к коррупционным правонарушениям, участия служащих в предпринимательской деятельности и управлении юридическими лицами.

Органами прокуратуры выявлялись нарушения законодательства о противодействии коррупции в бюджетной сфере, в том числе связанные с осуществлением закупок и реализацией на территории региона национальных проектов, в сфере оборонно-промышленного комплекса, а также в иных сферах, подверженных коррупционным рискам, где допускались факты злоупотребления полномочиями со стороны должностных лиц, непринятия мер к урегулированию конфликта интересов, принятия управленческих решений в целях оказания необоснованных финансовых и имущественных преференций третьим лицам.

Работа на данном направлении осуществляется с участием контрольно-надзорных и правоохранительными органов, с участием которых планировались и проводились целевые проверочные мероприятия, направленные на выявление коррупционных правонарушений и преступлений.

Во взаимодействии с органами власти проводится работа, направленная на выявление нарушений, связанных с несоблюдением порядка принятия на работу бывших служащих: к административной ответственности по ст. 19.29 КоАП РФ привлечены 29 должностных и юридических лиц с назначением штрафов на общую сумму более 910 тыс. рублей.

Установлен факт, послуживший основанием для возбуждения в отношении юридического лица дела об административном правонарушении по ч. 1 ст. 19.28 КоАП РФ (обещание незаконного вознаграждения от имени юридического лица), организация привлечена к административной ответственности с назначением штрафа в размере 1 млн. рублей.

В целях возмещения ущерба, причиненного фактами коррупции, предъявлено 19 исков и внесудебных мер на сумму более 8 млн. рублей.

Обеспечивается защита прав субъектов предпринимательской деятельности от злоупотребления служебным положением со стороны должностных лиц. Пресечены случаи непринятия организациями различных форм собственности мер по противодействию коррупции.

Усилия прилагались к соблюдению законности при принятии органами власти нормативных правовых актов: установлено 370 нормативных правовых актов (проектов НПА), содержащих коррупциогенные факторы, из 203 коррфакторы к настоящему времени исключены.

Наиболее подвержены недостаткам нормотворчества нормативные акты (проекты), затрагивающие права и свободы граждан, регламентирующие порядок оказания государственных и муниципальных услуг, осуществление муниципального контроля, в сфере бюджетных правоотношений, государственной и муниципальной собственности.

При проведении антикоррупционной экспертизы в каждом случае оцениваются коррупционные риски, выясняются негативные последствия применения незаконных НПА, принимаются меры к их устранению.

Одним из важнейших элементов системы мер противодействия коррупции являлась осуществляемая органами прокуратуры координация деятельности правоохранительных органов по борьбе с коррупцией: зарегистрировано 56 коррупционных преступлений, в том числе 13 взяток. По материалам прокурорских проверок возбуждено 10 уголовных дел.

Большое значение придается совместным целевым профилактическим мероприятиям, проверкам, которые проводятся во взаимодействии с правоохранительными и контрольно-надзорными органами. Налажено межведомственное информационное взаимодействие, обеспечивается мониторинг криминогенной ситуации в сфере противодействия коррупции.

Особое внимание уделено выявлению и пресечению коррупционных преступлений при расходовании бюджетных средств, в том числе выделяемых на реализацию национальных проектов и осуществление государственных и муниципальных закупок, использовании государственного и муниципального имущества, в жилищно-коммунальной сфере, в сферах лесо- и землепользования.

В результате принятых мер надзорного и координационного характера увеличилось количество пресеченных на территории региона хищений бюджетных средств, в том числе в крупном и особо крупном размерах, фактов легализации, преступлений в сфере реализации национальных проектов и в жилищно-коммунальной сфере.

Всего в производстве органов расследования находилось 49 уголовных дел, 29 из них к настоящему времени направлены в суд.

Расследованы и направлены в суд уголовные дела о фактах взяточничества, хищения бюджетных средств, злоупотребления должностными полномочиями, коррупционные преступления в сферах ЖКХ и лесопользования.

К уголовной ответственности за совершение коррупционных преступлений привлечено 32 лица, среди которых руководители и должностные лица государственных организаций, главы органов местного самоуправления, государственные служащие, лица, выполняющие управленческие функции в коммерческих организациях.

Размер причиненного коррупционными преступлениями ущерба составил более 58,9 млн. рублей, добровольно в ходе расследования возмещено 26,8 млн. рублей, денежные средства и имущество на сумму более 30,8 млн. рублей арестованы.

К примеру, прокуратурой области направлено в суд уголовное дело по обвинению бывшего руководителя государственного учреждения и его заместителя, а также представителя подрядной организации, в фактах получения и дачи взяток в крупном и значительном размерах (п. «в» ч. 5 ст. 290, ч. 3 ст. 290, п. «б» ч. 4 ст. 291, ч. 3 ст. 291 УК РФ) при исполнении государственных контрактов, связанных с ремонтом на территории регионального центра объектов культурного наследия.

Также прокуратурой области направлено в суд уголовное дело в отношении бывшего главы органа местного самоуправления, обвиняемого в получении взятки в особо крупном размере и халатности (ч. 6 ст. 290, ч. 1 ст. 293 УК РФ) при исполнении функций муниципального заказчика в рамках реализации национальных проектов «Демография» и «Жилье и городская среда».

При поддержании прокурорами обвинения по уголовным делам о коррупционных преступлениях вынесено 24 обвинительных приговора по фактам взяточничества, коммерческого подкупа, присвоения и растраты, мошенничества, организации незаконной миграции и других коррупционных преступлений в отношении 25 лиц, по 7 делам применена конфискация имущества.

К примеру, осужден за совершение преступлений, предусмотренных ч. 3     ст. 159, ч. 3 ст. 160 УК РФ, бывший директор руководитель государственного учреждения, совершивший хищение бюджетных средств в сумме 745 тыс. рублей при исполнении государственных контрактов. Приговором суда удовлетворен иск прокурора о возмещении ущерба, в обеспечение исполнения которого сохранен арест на имущество.

Вынесен приговор в отношении должностного лица муниципального предприятия сферы ЖКХ, осужденного за 10 фактов получения взяток (ч. 3 ст. 290 УК РФ) в общей сумме 418 тыс. рублей в связи с проверкой и согласованием проектной документации на подключение объектов капитального строительства к сетям водоснабжения, водоотведения и канализации. Должностному лицу назначено наказание в виде 3 лет 6 месяцев лишения свободы условно с испытательным сроком 3 года со штрафом в размере 800 тыс. рублей и лишением права заниматься деятельностью, связанной с выполнением организационно-распорядительных и административно-хозяйственных полномочий в государственных и муниципальных предприятиях и учреждениях на срок 3 года.

В целях предупреждения преступлений коррупционной направленности органами прокуратуры осуществляется антикоррупционное просвещение и информирование посредством распространения информации о мерах по реализации государственной политики в области противодействия коррупции, предоставления доступа к материалам антикоррупционной направленности через средства массовой информации, официальные сайты в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», взаимодействия с гражданами, общественными организациями, представителями предпринимательского сообщества по проблемным вопросам противодействия коррупции.

Мероприятия правовой и антикоррупционной направленности проводятся в образовательных организациях, органах государственной и муниципальной власти, учреждениях, трудовых коллективах и др.

Во взаимодействии с органами государственной и муниципальной власти региона обеспечено распространение материалов, связанных с проведением в текущем году Генеральной прокуратурой Российской Федерации под эгидой Межгосударственного совета по противодействию коррупции Международного молодежного конкурса социальной антикоррупционной рекламы «Вместе с против коррупции!».

На системной основе функционирует постоянно действующая межведомственная рабочая группа по противодействию коррупции с участием представителей правоохранительных и контрольно-надзорных органов, на заседаниях которой в марте и июне текущего года рассмотрены результаты работы по противодействию коррупции в сфере реализации национальных проектов, а также проведенных проверок исполнения законодательства о противодействии коррупции в органах муниципальной власти Кадыйского муниципального района.

Реализация надзорных мероприятий в сфере противодействия коррупции продолжена.