Прокурор разъясняет

  • 31 марта 2022, 15:21
Клинской городской прокуратурой проведена встреча со старшеклассниками средней образовательной школы пос. Чайковского
  Текст
  1 Изображения
   

В целях правового просвещения несовершеннолетних Клинским городским прокурором Рамисом Саппаровым совместно с Северным транспортным прокурором Вадимом Курсовым, а также сотрудниками ОМВД России по городскому округу Клин проведена встреча с обучающимися старших классов МОУ – СОШ пос. Чайковского. В ходе встречи до несовершеннолетних были доведены нормы законодательства, регламентирующие участие граждан в митингах, демонстрациях и шествиях. Также им была разъяснена административная и уголовная ответственность, предусмотренная за нарушения, допускаемые в данной сфере.

Участие граждан в митингах, демонстрациях и шествиях в целях отстаивания своих интересов и политической позиции, а также выражения своих требований относится к неотъемлемым конституционным правам граждан Российской Федерации. Согласно ст. 31 Конституции РФ граждане Российской Федерации имеют право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование.

Указанные мероприятия не должны ущемлять права и свободы третьих лиц, поэтому их проводят с учетом ряда законодательных ограничений. В соответствии с ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 19.06.2004 № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» организатором публичного мероприятия могут быть один или несколько граждан Российской Федерации (организатором демонстраций, шествий и пикетирований - гражданин Российской Федерации, достигший возраста 18 лет, митингов и собраний - 16 лет), политические партии, другие общественные объединения и религиозные объединения, их региональные отделения и иные структурные подразделения, взявшие на себя обязательство по организации и проведению публичного мероприятия. При этом возрастных ограничений для участия в публичных мероприятиях не установлено.

Публичное массовое мероприятие обязательно должно быть санкционировано. Несанкционированное мероприятие отличается от санкционированного тем, что проводится без предварительного согласования с органом исполнительной власти, органом местного самоуправления. За проведение такого мероприятия и участие в нем законодательством предусмотрена различного рода ответственность.

С 16 лет граждане могут быть привлечены к административной ответственности по следующим статьям:

- ст. 20.2 КоАП РФ (нарушение установленного порядка организации либо проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования)

- ст. 20.2.2 КоАП РФ (организация массового одновременного пребывания и (или) передвижения граждан в общественных местах, повлекших нарушение общественного порядка).

В связи с участием несовершеннолетних в несанкционированных мероприятиях административная ответственность может быть возложена на их родителей по ст.5.35 КоАП РФ (неисполнение или ненадлежащее исполнение родителями или иными законными представителями несовершеннолетних обязанностей по содержанию, воспитанию, обучению, защите прав и интересов несовершеннолетних).

Кроме того, за участие в массовых беспорядках ч. 2 ст. 212 УК РФ предусмотрена уголовная ответственность в виде лишения свободы от трех до восьми лет.

Также, ст. 212.1 УК РФ предусмотрена уголовная ответственность за неоднократное нарушение установленного порядка организации либо проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования. Наказание по данной статье предусмотрено в виде штрафа в размере от 600 тысяч до 1 миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до трех лет, либо обязательных работ на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо исправительных работ на срок от 1 года до 2 лет, либо принудительных работ на срок до 5 лет, либо лишения свободы на тот же срок.

Подростки, вовлеченные в несанкционированные мероприятия, подвергаются опасности быть вовлеченными в массовые беспорядки, правонарушения и преступления. Участие несовершеннолетних в данных мероприятиях опасно для их жизни и здоровья, так как во время массовых беспорядков они могут быть травмированы, получить вред здоровью различной степени тяжести.

В случае привлечения к административной и уголовной ответственности подросток будет поставлен на учет во все субъекты системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

Кроме того, участие в несанкционированных митингах и иных мероприятиях может иметь далеко идущие косвенные последствия. У правонарушителя могут возникнуть сложности при поступлении в образовательные учреждения среднего профессионального и высшего образования, при устройстве на работу, особенно в правоохранительные органы, спецслужбы, на государственную службу и в госкорпорации.

В завершении встречи прокурор ответил на вопросы, интересующие обучающихся. По итогам встречи высказано пожелание продолжить практику таких мероприятий на регулярной основе.