Прокурор разъясняет

  • 15 июня 2021, 11:46
Основные обязанности потребителя
  Текст

В соответствии с Законом Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» потребителем является гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.

По общему правилу обязанности потребителя определяются заключенным потребителем договором (например, договором возмездного оказания услуг, кредитным договором), а также законодательством РФ.

Необходимо отметить, что стороны вправе предусмотреть в договоре любые условия (в том числе условия, определяющие обязанности сторон), не противоречащие законодательству РФ.

В случае приобретения товара по договору купли-продажи потребитель обязан: оплатить товар; принять товар; привлечь продавца к участию в деле в случае предъявления третьим лицом иска об изъятии товара; известить продавца о передаче потребителю товара в количестве, превышающем указанное в договоре; известить продавца о нарушении продавцом условий договора о количестве, ассортименте, качестве, комплектности, таре и (или) об упаковке товара в установленный срок, а если такой срок не установлен - в разумный срок после того, как нарушение соответствующего условия договора должно было быть обнаружено исходя из характера и назначения товара; возвратить товар с недостатками в случае отказа от исполнения договора и заявления требования о возврате уплаченной за товар суммы (возврат товара осуществляется по требованию продавца и за его счет).

Кроме того, потребитель обязан возвратить товар в случае отказа от исполнения договора и заявления требования о возврате уплаченной за товар суммы в связи с непредоставлением продавцом возможности незамедлительно при заключении договора получить информацию о товаре; возместить продавцу (изготовителю), уполномоченной организации или уполномоченному индивидуальному предпринимателю, импортеру расходы на проведение экспертизы, а также связанные с ее проведением расходы на хранение и транспортировку товара (такая обязанность возникает при наличии спора о причинах возникновении недостатков товара в случае, если в результате экспертизы товара установлено, что его недостатки возникли вследствие обстоятельств, за которые не отвечает продавец (изготовитель)); а также потребитель обязан доплатить разницу в ценах при замене товара ненадлежащего качества на такой же товар другой марки (модели, артикула) в случае, если цена товара, подлежащего замене, ниже цены товара, предоставленного взамен.

В случае оказания потребителю услуг по договору возмездного оказания услуг потребитель обязан: оплатить оказанные ему услуги; оплатить исполнителю фактически понесенные им расходы, связанные с исполнением обязательств по договору, в случае одностороннего отказа от исполнения договора; возвратить результат услуги, если это возможно по ее характеру, в случае отказа от исполнения договора и заявления требования о возврате уплаченной за услугу суммы в связи с непредоставлением исполнителем возможности незамедлительно при заключении договора получить информацию об услуге.